|
|
Архив |
|
|
|
АРХИВЫ. РКАФД - 75
В октябре 2001 года исполнилось 75 лет со дня основания Российского архива кинофотодокументов - старейшего в мире кинохранилища. Особое внимание в статье, посвященной истории архива, уделено 1926 году - ключевому для понимания архивной истории отечественного кино в целом, которую можно назвать историей утрат и искажений...
ТЕМА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Владимир МАЯКОВСКИЙ - герой "Новой волны"?
После фильма "На последнем дыхании" Годар вошел в историю развития киноязыка как несомненный новатор. А вот похож ли его герой, Мишель Пуакар, на новатора языка поэтического и какую роль сыграл Владимир Маяковский в формировании идей нововолновцев? Истоки "Новой волны" в неожиданном ракурсе.
ИЗ ИСТОРИИ КИНОМЫСЛИ
"Кино - это еще и те, кто его делает или пишет о нем". Андре БАЗЕН. Маленький кинодневник. Статьи и рецензии одного года.
Леон МУССИНАК рассказывает. В течение 1960 года газета «Les lettres franсais» печатала записки Леона Муссинака под заголовком «Муссинак вам рассказывает». Это были своеобразные мемуары известного критика, историка и теоретика киноискусства, которые он планировал издать в более расширенном виде. Предлагаемые вниманию читателей, короткие очерки воссоздают эпоху 1910-20-х, в которой он формировался как критик и как гражданин. |
|
|
ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
«Октябрь» и материалы картины «Да здравствует Мексика» разделяют три сохранившихся фильма, в работе над которыми Сергей Эйзенштейн принимал непосредственное участие: «Женское счастье — женское горе», «Сентиментальный романс» и «Землетрясение в Оахаке». Новые факты и материалы к фильмографии режиссера.
МУЗЕЙ КИНО В рамках XXIII Московского международного кинофестиваля прошла ретроспектива "Кино, которое мы не видели. Ранний американский киноавангард (1893-1941)". Интервью с куратором ретроспективы Брюсом Познером и подробное исследование представленных в программе экспериментальных фильмов Ман Рея, Билли Битцера, Славко Воркапича, Оскара Фишингера, Джея Лейды и многих других кинематографистов. |
|
|
ИВАНУ ПЫРЬЕВУ — 100
Фигура Ивана Александровича ПЫРЬЕВА до сих пор вызывает большой интерес – кажется, даже более живой чем при жизни мастера. Его сложная, неоднозначная личность продолжает быть предметом обсуждений. Несомненно одно: картины Пырьева зрители и сейчас смотрят с удовольствием. В нашем традиционном опросе – попытки кинематографистов разобраться в феномене советского классика. Также публикуются стенограмма обсуждения в Обществе друзей Советской кинематографии несохранившейся работы Пырьева «Посторонняя женщина» (1929) и дневник, который режиссер вел за границей.
ПРОЦЕСС: ПРОБЛЕМЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
«Другая история советского кино» – продолжение публикации (начало – в № 50) беседы Наума КЛЕЙМАНА с французским историком кино Бернаром ЭЙЗЕНШИЦЕМ. В их разговоре новые и уже известные факты складываются в необычную концепцию кинопроцесса в СССР.
Статья Максима МЕДВЕДЕВА «Позднесоветский «авторский» кинематограф» – одно из немногих в отечественном киноведении серьезных и обстоятельных исследований различных направлений и характерных особенностей нашего кино второй половины 1980-х. Автор пытается понять, почему не состоялась советская «новая волна», почему удивительно многообразная плеяда режиссеров потерялась в пространстве нового российского кино.
В статье видного польского киноведа Ежи ПЛАЖЕВСКОГО предпринята смелая попытка систематизировать основные темы, мотивы и проблемы, возникающие в фильмах разных стран за последние пятнадцать лет, и вписать в общемировой контекст новые восточноевропейские картины.
PERSONALIA
Серж ДАНЕЙ (1944-1992) – киновед, синефил, главный редактор журнала «Кайе дю синема», духовный лидер нового поколения французских режиссеров, среди которых Ж.-Ж. Бенекс, Л. Бессон, Л. Каракс... Его статьи не похожи на рецензии кинокритика – это вольные эссе, написанные человеком, истово любившим кино, считавшим, что в любви к кинематографу и скрыт ключ к его пониманию. Мы публикуем подборку текстов Данея 80-х. В дополнение – письмо, написанное Данею знаменитым французским философом Жилем ДЕЛЕЗОМ, и статья Михаила ЯМПОЛЬСКОГО, где он анализирует явление синефилии, ссылаясь на разговоры с Данеем и его статьи.
ОПЫТ
О рисованном звуке в работах отечественных киноведов можно встретить только небольшие упоминания, а между тем влияние наших соотечественников на мировое развитие этой техники признавал великий канадский мультипликатор Норман Мак-Ларен. Мы публикуем теоретические работы кинематографистов, внесших самый значительный вклад в появление оптической фонограммы, а также статью Николая ИЗВОЛОВА, где дана краткая характеристика истории развития рисованного звука. |
|
|
Номер, посвященный анимации
«…Вначале это было чудо. Увеличительное стекло.
Потом чудо превратилось в фарс.
Потом из этого фарса возник очень тонкий анализ.
А потом мы привыкли и к этому — и вновь желаем чуда.
<…>
Что же дает кино?
Какую нехватку оно возмещает?
Продолжает ли оно привлекать людей неким чудом?
Или просто дает сильную психическую встряску?
Я пытался понять: кто из авторитетов кино до сих пор остается непререкаемым?
Чаплин, а особенно — Дисней.
Мы хотим чудес. И наши дети, и, наверное, наши внуки — тоже.
<…>
А во втором столетии кино… Я знаю, что будет: мультипликация будет. Все очень просто. Мультипликационный кинематограф — более простодушный. У нас более короткий, более быстрый ход к образу, к истине, к самой предметности. Хотя бы потому, что наше искусство наиболее условно. Кстати, в нем происходит не фиксация времени, а делание времени — в прямом смысле. И мне-то представляется, что мультипликация, именно в силу своей открытой условности, более способна выдержать жизнь во времени».
Юрий НОРШТЕЙН. [Будет ли у кино второе столетие.]
— «Киноведческие записки», № 15 (1992), с. 11-13 |
|
|
БУДЕТ ЛИ У НОВОГО СТОЛЕТИЯ КИНО?
«Будет ли у кино второе столетие?» — спрашивали мы в начале 90-х отечественных и зарубежных режиссеров, писателей, историков и теоретиков кино. Ответы публиковались в течение пяти лет (№№ 9, 12, 13, 15, 16, 18, 21, 22, 24, 26, 27), а в специальном — юбилейном — номере, посвященном столетию кинематографа (№ 28) рубрика торжественно закрылась.
Но тема не исчерпалась. Спустя пять лет — когда уже не кино, а мир вступил в новый век, в новое тысячелетие — «Киноведческие записки» возвращаются к тому же, по сути дела, вопросу. На него сегодня отвечают члены нашего международного редсовета (чей список печатается в каждом номере на внутренней стороне обложки): Вяч. Вс. ИВАНОВ, Наум КЛЕЙМАН, Леонид КОЗЛОВ, Виктор ЛИСТОВ, Дэвид РОБИНСОН, Акош СИЛАДИ, Юрий ЦИВЬЯН, Ганс-Йоахим ШЛЕГЕЛЬ, Бернар ЭЙЗЕНШИЦ, Михал ЯМПОЛЬСКИЙ.
В следующей за этим рубрике - предположения о судьбе кино, сделанные в 1920-е годы, а также эссе Вима ВЕНДЕРСА о кинематографе будущего.
СОБЕСЕДНИК
Одним из центральных событий Международного кинофестиваля в Локарно (Швейцария) в июле 2000 года стала большая ретроспектива советских фильмов 1926-1968 годов. Она прошла с успехом, превзошедшим все ожидания. Вашему вниманию предлагается запись беседы Наума КЛЕЙМАНА с французским историком кино Бернаром ЭЙЗЕНШИЦЕМ. Устроители ретроспективы предлагают новый - свежий - взгляд на советский кинопроцесс и открывают многие до сих пор не известные широкому кругу любителей кино страницы истории отечественного кинематографа.
ТЕМА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Кинематограф Владимира КОБРИНА - в первую очередь, с точки зрения его сложного и не всегда однозначного содержания - предмет исследования Михаила ЯМПОЛЬСКОГО, который, анализируя в своей статье основные мотивы и символику разных работ режиссера, опирается также на воспоминания о встречах с ним.
РЕПУБЛИКАЦИЯ
Впервые на русском языке публикуется интервью, которое Андрей ТАРКОВСКИЙ дал в Молдавии, куда он приехал после окончания "Андрея Рублева" работать на съемках фильма "Сергей Лазо". При жизни режиссера интервью было опубликовано с сокращениями в молдавском журнале "Култура", а полностью увидело свет только в 1990 году, но также на молдавском языке. Нам кажется важным ввести это интервью в киноведческий обиход: Андрей Арсеньевич откровенно раскрывает здесь принципиальные для понимания его личности и его кинематографа вещи. |
|
|
|