Архив

  • No 70, 2004
Киноведческие Записки номер 70
СОБЫТИЕ
В ноябре 2004 года художественный руководитель Европейской кинофилармонии, дирижер Франк ШТРОБЕЛЬ представил в Москве свой музыкально-кинематографический проект — реконструкцию оригинальной версии музыки Сергея Прокофьева к фильму «Александр Невский». Сеанс-концерт, состоявшийся в Большом театре — редкий опыт переозвучивания, притом непосредственного (в сочетании «живого звука» и экрана) не немого киношедевра, что стало уже делом привычным, а звукового. Задачи и особенности данного проекта, а также проблемы, которые возникали в ходе его реализации, явились предметом заинтересованного обсуждения, в котором участвовали: Франк ШТРОБЕЛЬ, Наум КЛЕЙМАН, Корнелия РАБИЦ, Вольфганг МАЙСНЕР, Кирилл РАЗЛОГОВ, Нина ДЫМШИЦ и Александр ТРОШИН.
 
«...И если б ты не видел старой католической Испании, не знаю, удалось ли бы тебе это так здорово...»  В приложении впервые публикуется письмо Зинаиды РАЙХ Сергею ЭЙЗЕНШТЕЙНУ после первого просмотра актрисой «Александра Невского».
 
ИЗ ИСТОРИИ КИНОМЫСЛИ
К 100-летию Рудольфа АРНХЕЙМА
Публикуемая статья известного искусствоведа и гештальтпсихолога «Сегодняшнее искусство и кино» — почти уникальный случай позднего обращения к теории кино Арнхейма, после 1939 года мало занимавшегося кино и практически никогда—его теорией. Статья была впервые издана в 1966 году и затем перепечатывалась лишь дважды.
  • No 69, 2004
Киноведческие Записки номер 69

ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

«В условиях искренней <…> прострации перед совершенствром мастерства», или «Мне было достаточно “пяти минут Мейерхольда”». Записи С.М.Эйзенштейна лекций В.Э.Мейерхольда в период учебы режиссера в мастерской Мейерхольда.

ИЗ ИСТОРИИ КИНОМЫСЛИ
Публицистика Осипа Брика. 24 статьи Брика по кино, написанные им в 20-е годы прошлого века — период наиболее активной работы в кино, когда Брик возглавлял сценарный отдел одной из ведущих советских киностудий того времени — «Межрабпом-Русь» и сам написал несколько киносценариев (в том числе известного фильма Пудовкина «Потомок Чингисхана»).

ПРОЦЕСС: МОСКОВСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Среди главных культурных событий Московского кинофестиваля были ретроспективы Александра Клюге и Алекса Вармердама. В номере: обзор синефильского проекта Вармердама и стенограмма дискуссии в Музее кино с участием Александра Клюге и Бориса Гройса.

РАЗЫСКАНИЯ
Две главы из подготовленной к печати, но не вышедшей в свет книги режиссера и оператора Юрия Желябужского о русских операторах пореволюционной поры. Вспоминая о работах Завелева, Славинского, Левицкого, Козловского, Бендерского и других коллег, Желябужский подробно анализирует изобразительную стилистику фильмов дооктябрьского периода, многие их которых ныне утрачены ("Портрет Дориана Грея", «Девьи горы» и др.), и тенденции, нашедшие продолжение в операторской работе в первые годы советской власти. Также в рубрике «Музей кино» — очерк английского исследователя Филипа Кавендиша о развитии операторского мастерства в России в контексте развития мирового кинематографа.

В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
Вирджиния Вульф. Кино. Впервые русскоязычный читатель может познакомиться с теоретической статьей Вирджинии Вульф о взаимоотношениях кино и литературы и времени и кино, написанной в 1926. В отдельной статье концепция писательницы проанализирована Олегом Аронсоном.

  • No 68, 2004
Киноведческие Записки номер 68

Номер посвящен 85-летию ВГИКа

"…Работу без Вас и не с Вами я в ГИКе себе не представляю, не только потому, что мне будет трудно, но и потому, что ГИКа без Эйзенштейна не может быть"…

Из переписки Льва Владимировича Кулешова и Сергея Михайловича Эйзенштейна.

Стенограммы лекций, прочитанных во ВГИКе в разные годы Эйзенштейном, Ромом, Козинцевым, выступления Кулешова и Довженко на заседании кафедры режиссуры.

Заявления о приеме в институт, Автобиографии, Характеристики, вступительные сочинения, студенческие билеты,  "Зачетные книжки" первокурсников Людмилы Гурченко, Ноны Мордюковой, Василия Шукшина, Андрея Тарковского, Отара Иоселиани,  Геннадия Шпаликова, Никиты Михалкова, Александра Сокурова и других известных кинематографистов - в рубрике "Из архива ВГИКа".

Теоретические части к дипломным фильмам Элема Климова ("Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен") и Эльёра Ишмухамедова ("Нежность")

О современном кинообразовании и нынешнем ВГИКе размышляют Марлен Хуциев, Алексей Баталов, Виктор Лисакович, Андрей Хржановский, Юрий Арабов, Валентин Черных, Сергей Соловьев и другие мастера, преподающие здесь сегодня, а также ректор института кинематографии Александр Новиков

Редакторы-составители номера:

  • студенты киноведческого отделения ВГИКа
  • Юлия ЗАЙЦЕВА
  • Светлана ИШЕВСКАЯ
  • Виктория ЛЕВИТОВА
  • No 67, 2004
Киноведческие Записки номер 67

БЕЛЫЕ СТОЛБЫ – 2004
«Запоздавшая премьера».
Отклики киноведов Наума КЛЕЙМАНА, Михаила ЯМПОЛЬСКОГО, Нины ДЫМШИЦ, Дмитрия САЛЫНСКОГО, Николая ИЗВОЛОВА, Петра БАГРОВА на сенсационную находку – чудом сохранившиеся фильмы, снятые в 1900-1910-х годах артистом Императорского балета Александром Ширяевым.

Здесь же беседа с киноведом и режиссером, автором фильма «Запоздавшая премьера» Виктором БОЧАРОВЫМ, разыскавшим эти пленки, воспоминания о Ширяяве его учеников (в их числе выдающийся балетмейстер Юрий ГРИГОРОВИЧ) и неизданная в свое время книга Ширяева «Петербургский балет».


АРХИВЫ
«…Я делаю это по своему художественному праву» Материалы к истории неосуществленного фильма «Шамиль». Материалы 1936-1939 гг.: письма Михаила Калатозова руководителям кинематографии, а также его письмо И.В.Сталину, обсуждение сценария в редакции журнала «Искусство кино» и другие документы.

ОПЫТ
Нестор АЛЬМЕНДРОС. Человек с кинокамерой.
Главы из книги знаменитого кинооператора, работавшего с ведущими режиссерами мирового кино –Франсуа Трюффо, Эриком Ромером, Мартином Скорсезе, Аланом Пакулой и другими.

  • No 66, 2004
Киноведческие Записки номер 66

ТЕО АНГЕЛОПУЛОС: ПРОШЛОЕ, ПАМЯТЬ, ИСТОКИ
"Мне бы хотелось, чтобы мир вспоминал о моей работе как об отрывке мелодии, как о музыкальной фразе, зависшей в воздухе, которая кем-то может быть услышана.
Тонино Гуэрра однажды сказал обо мне, что я-долина, которая сбрызгивает траву росой, росинки стекают, собираются, становятся потоком и устремляются прочь, чтобы стать частью великой реки".
Из признаний европейского кинорежиссера Тео Ангелопулоса. Читайте в этом номере статью о его творчестве и фрагменты его интервью.


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО - "ОТ МАРГОЛИТА"!
Если Вам нужна компактная, емкая и главное - подлинно авторская полувековая история отечественного кинематографа, в которой оно, с 20-х годов по 70-е включительно, предстает как единая, хотя и внутренне противоречивая, система, с пересечением главных линий и с драматическими узлами, читайте в рубрике "Републикация" очерк одного из самых авторитетных сегодня наших киноисториков Евгения Марголита.


ФЕДОР ШАЛЯПИН и КИНО… Из эмигрантской прессы 1930-х годов.

Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 
















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.