|
|
Архив |
|
|
|
ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
В этом номере наша традиционная рубрика посвящена 110-летию со дня рождения Сергея Михайловича Эйзенштейна.
«Гранит кинонауки» — первая в мире программа преподавания кинорежиссуры — републикуется Наумом КЛЕЙМАНОМ в своем изначальном виде и представляет интерес не только с точки зрения педагогической системы Эйзенштейна, но и как работа, в которой нашли отражение многие эстетические взгляды Мастера.
Статья Натальи РЯБЧИКОВОЙ «Сергей Эйзенштейн и Эдмунд Уилсон: история одного диалога» дополняет трагическую картину путешествия режиссера в США и Мексику. Автор пытается понять причины возмущения Эйзенштейна статьей одного из виднейших американских литературных критиков Эдмунда УИЛСОНА «Эйзенштейн в Голливуде».
Также здесь — письма Леонида ОБОЛЕНСКОГО Эйзенштейну, беседа Александра ТРОШИНА с Наумом КЛЕЙМАНОМ об автографах на книгах из библиотеки Мастера и публикация Владимира ЗАБРОДИНА, посвященная отношениям Эйзенштейна и его однокурсницы Агнии КАСАТКИНОЙ.
МУЗЕЙ КИНО
Творчество Ингмара БЕРГМАНА (1918-2007), казалось бы, подробно изучено и проанализировано киноведами многих стран, однако первые годы творческой деятельности режиссера как в кино, так и в театре по-прежнему остаются малоизвестной страницей (по крайней мере, для российского читателя). Именно этому посвящена статья киноведа Ирины РУБАНОВОЙ.
Публикация некоторых дневниковых записей Микеланджело АНТОНИОНИ (1912-2007) посвящена памяти еще одного классика мирового кино, покинувшего нас в 2007 году.
ПРОЦЕСС: ПРОБЛЕМЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
Творчество Юрия ГРЫМОВА многогранно и парадоксально. Работа Елены ВИНОГРАДОВОЙ — возможно, первая попытка осмыслить живописные, рекламные, театральные и кинематографические опыты Грымова как постмодернистского художника в их взаимосвязи между собой и с искусством XX века.
Также в этой рубрике — своеобразный взгляд психиатра Александра ДАНИЛИНА на последний на сегодня фильм Алексея БАЛАБАНОВА «Груз 200» и особенности его восприятия различными группами зрителей.
|
|
|
Сборник, или специальный номер научного журнала, посвященный юбилею выдающегося ученого, освещающий круг его научных интересов и близких тем, представляющий его школу, и т.д., — давняя академическая традиция, и мы с удовольствием ей следуем, принося этот номер журнала «Киноведческие записки» в дар нашему другу и коллеге, замечательному ученому, авторитетнейшему историку отечественного кино, неутомимому проводнику в обширные области эйзенштейновского творчества и эйзенштейновской мысли, хранителю Дома Мастера, радушно принимающему в нем кинематографистов и киноисследователей разных поколений, члену редколлегии нашего журнала и его постоянному автору Науму КЛЕЙМАНУ в день его семидесятилетия.
МУЗЕЙ КИНО. ИЗ ЖИЗНИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ИДЕИ 1898 год — год опубликования текста польского хроникера Болеслава Матушевского «Новый источник истории. О создании хранилища исторических документов» — первая дата в истории развития мировых синематек и музеев кино. В России хроника осуществления проекта музея истории кинематографа начинается с пореволюционных времен. Инициатором создания музея кино как синематеки и коллекции предметов, дающих представление о кинокультуре определенного периода, был киновед Григорий Моисеевич БОЛТЯНСКИЙ. Краткая история первого музея кино в нашей стране — в публикуемой подборке документов и текстов из архива Г. М. Болтянского в РГАЛИ. И хотя музей Болтянского в начале 1930-х был негласно ликвидирован, спустя десятилетия, Музей кино в нашей стране будет. Идея необходимой культурной организации будет жить в проектах 1940-х и 50-х гг., с тем чтобы воплотиться в 1980-е. Завершает обзор истории Музея кино в России общая концепция российского Музея кино 2005 года.
ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Сергей Эйзенштейн в американской прессе 1920-х годов. Статьи Джона Грирсона, Люситы Сквайер, самого режиссера и др.
Из педагогической практики С. М. Эйзенштейна. Обсуждение режиссером и студентами преддипломной практики вгиковцев в съемочных группах Якова Протазанова, Александра Довженко, Михаила Дубсона, Всеволода Пудовкина, Григория Рошаля.
На съемках фильма "Бежин луг". Четверо студентов проходили практику на съемках «Бежина луга». В разделе — отчет режиссера Андрея Фролова, зафиксировавшего некоторые детали работы Эйзенштейна на площадке. В заключение — репортаж со съемок журналиста Михаила Розенфельда, впервые опубликованный в 1935 году в газете «Комсомольская правда». |
|
|
«КАЙЕ ДЮ СИНЕМА» В МОСКВЕ
В апреле 2007 редакция авторитетного европейского журнала при содействии Посольства Франции в России и вместе с Музеем кино инициировала презентацию нового номера в Москве. Специальная кинопрограмма и «круглый стол» составили программу «Кайе» в Москве. Публикуемая дискуссия, в которой приняли участие главный редактор журнала Жан-Мишель Фродон, режиссер Бенуа Жако, историк кино Наум Клейман, кинокритик Виктор Матизен и др., сконцентрировалась вокруг нескольких тем, в том числе «12 задач для кинематографа Франции». Эти предложения журнала по корректировке государственной поддержки и политики в области кино оказываются достаточно актуальными и для других стран европейского сообщества…
ИЗ ИСТОРИИ КИНОМЫСЛИ
Имя польского хроникера Болеслава Матушевского, автора одной из первых книг о кинематографе, в нашей стране до сих пор малоизвестно. Матушевский вошел в историю кино как «предтеча» организации синематек и фильмохранилищ. В 1898 году в Париже вышли в свет две брошюры Матушевского: «Новый источник истории. О создании хранилища исторических документов» и «Живая фотография, чем она является и чем она должна стать». Первая публикация текстов Матушевского на русском языке, введение этих работ в широкий киноведческий обиход — заполнение существенной лакуны в истории киномысли.
PERSONALIA
Польский кинематограф межвоенного десятилетия практически не привлекает внимания отечественных киноисследователей — прежде всего по причине малодоступности фильмов. Прошедшая во ВГИКе и ГЦСИ ретроспектива Стефана и Франчишки ТЕМЕРСОНОВ стала открытием ключевых фигур польского авангарда. Представление о кинематографе, его генезисе и развитии, выразившееся в текстах и фильмах этих художников, — оригинально, совершенно самобытно и вместе с тем созвучно манифестам и теоретическим размышлениям современников. В этом номере впервые на русском языке публикуются две статьи Стефана Темерсона.
ДИСКУССИЯ
Реконструкция фильма или гипотеза о нем.
Одним из самых содержательных профессиональных разговоров, состоявшихся на кинофестивале Госфильмофонда в феврале 2007 г., была дискуссия о цикле работ историка и теоретика кино Николая Изволова. Осуществленные им реконструкции фильмов Л.Кулешова «На Красном фронте» (1925), «Дохунда» (1936), «Мишки против Юденича» (1925) Г.Козинцева и Л.Трауберга и фильма «Женитьба» (1936) Э.Гарина и Х.Локшиной обсуждают: Евгений Марголит, Кирилл Разлогов, Наталья Нусинова и др. |
|
|
АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ—75
Евангельские мотивы в кинематографической интерпретации «Соляриса» и визуальные параллели с живописной традицией, образы-архетипы дома и дороги в поэтике фильма «Зеркало», метафизическая геометрия композиции фильмов Тарковского как родовая закономерность искусства и звук как фактура темпоральности в аудиовизуальных полифонических структурах — темы статей митрополита Николая (Пачуашвили), Дмитрия Замятина, Дмитрия Салынского, Ханса-Йоахима Шлегеля
К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФИЛЬМА
Муратова: три фильма о любви. Фрагменты книги Михаила Ямпольского.
PERSONALIA
Сергей Юткевич. Материалы из наследия: последний спектакль. Полная фильмография. |
|
|
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЧТА
Александр Константинович ГЛАДКОВ (1912-1976) известен прежде всего как автор пьесы «Давным-давно», по которой Эльдар Рязанов поставил «Гусарскую балладу». Гладков написал еще несколько пьес и сценариев, однако главным для него было фиксировать на бумаге то, чему он был свидетелем в жизни. Он оставил мемуары о Мейерхольде, Пастернаке, Олеше, Паустовском... Мы публикуем переписку Гладкова и Николая Давыдовича ОТТЕНА (1907-1983) — киноведа, драматурга и переводчика. Гладков и Оттен дружили и сотрудничали. В их переписке отразился культурный фон времени, его противоречивость и уникальность.
PERSONALIA (II)
Эстер КРУМБАХОВА — одна из ключевых фигур чешской «новой волны». Статья Виктории ЛЕВИТОВОЙ — пожалуй, первое исследование кинематографического наследия Крумбаховой, которая была художником, сценаристом и режиссером. Особый акцент здесь сделан на символике костюмов и их «взаимоотношениях» с реквизитом в фильмах Яна НЕМЕЦА: «Алмазы ночи», «Мученики любви» и «О празднике и гостях».
Статья Ольги РАХАЕВОЙ «Кшиштоф Занусси: между "идеалом" и "действительностью"» представляет собой подробный анализ религиозно-философских аспектов и пространственно-временных оппозиций в кинематографе польского классика на материале практически всех его фильмов.
ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ КНИГ
Номер открывают три главы из книги киноведа Михаила ЯМПОЛЬСКОГО о Кире МУРАТОВОЙ, а завершает — рецензия Анастасии ВЛАДИМИРОВОЙ на книгу англо-американского исследователя русской культуры Джейн ТАУБМЕН, которая является первой зарубежной попыткой проанализировать творчество Муратовой. |
|
|
|