Архив

  • No 92/93, 2009
Киноведческие Записки номер 92
ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Статья Юлии ВАСИЛЬЕВОЙ «Эйзенштейн: политический и эстетический векторы творчества. Взгляд из XXI века» предлагает переосмыслить и проблематизировать отношения между философской и эстетической платформами Эйзенштейна и советской идеологией. Автор полагает, что теория и практика Эйзенштейна представляются более тесно связанными не с устаревшей полемикой касательно советской идеологии, но с более глобальными (и актуальными) проблемами, которые стоят перед искусством и человечеством.
Анализируя русскую иконопись как ключ к разгадке экспериментов Эйзенштейна с методом и смыслом в «Иване Грозном», Джоан НЬЮБЕРГЕР приходит к выводу, что в работе над «Грозным» сошлись три линии размышлений Эйзенштейна: диалектическая динамика конфликта и синтеза, которая восходит к самым ранним его работам по монтажу; поиск универсальных моделей человеческой культуры; и фундаментальная убежденность в эволюции во времени, — будь то коллективное историческое время или индивидуальное биографическое. Вместе они создают портрет Ивана как человека непреодолимых противоречий.
 
AD GLORIAM
К юбилею Михаила ЯМПОЛЬСКОГО — культуролога, киноведа, филолога и нашего постоянного автора, Наум КЛЕЙМАН от имени коллектива «КЗ» подготовил своеобразное приношение — наброски к «Мемуарам» Эйзенштейна, большая часть которых до сих пор не опубликована и требует тщательного изучения и комментариев.
 
БЕЛЫЕ СТОЛБЫ—2009
Сергей КАПТЕРЕВ рассказывает о работе с архивными материалами, которая помогла ему атрибутировать хранившийся в Госфильмофонде России фильм под условным названием «Страничка из биографии», как две части из считавшегося утраченным фильма Михаила КАЛАТОЗОВА «Их царство».
Большой блок материалов связан с показом на тринадцатом фестивале «Белые столбы» фильма А. Иванова и Е. Шифферса по сценарию О. Берггольц «Первороссияне» (1966). Яков БУТОВСКИЙ и Евгений МАРГОЛИТ рассматривают картину с точки зрения истории кино и контекста, актеры Лариса ДАНИЛИНА, Юлиан ПАНИЧ и Иван КРАСКО вспоминают об участии в съемках ленты, а Лариса ЛОНГИНА-СОКОЛОВА рассказывает о художнике Михаиле ЩЕГЛОВЕ, разработавшем изобразительное решение «Первороссиян». Отдельное место в рубрике занимают дневники режиссера Александра ИВАНОВА и стенограмма заседания худсовета «Ленфильма», на котором проходило обсуждение фильма.
 
РАЗЫСКАНИЯ
В этом номере мы представляем архивную находку — уникальные документы, касающиеся истории акционерного общества «Пролетарское кино» (1923–1927). Многие из них до недавнего времени находились под грифом «Секретно». В первой части публикации историка-архивиста Людмилы КИРЬЯКЕВИЧ — история постановки фильма «За что?» («Расплата»). В предваряющей документы статье Наталья РЯБЧИКОВА характеризует обстановку на студии в процессе производства картины, ставшей режиссерским дебютом Валерия ИНКИЖИНОВА и актерским — Ады ВОЙЦИК.
  • No 91, 2009
Киноведческие Записки номер 91
СОБЕСЕДНИК
Известный чешский критик кино и литературы, публицист, автор книги «Важнейшее искусство. Восточноевропейское кино после 1945 года» и одна из знаковых фигур «Пражской весны» Антонин Ярослав ЛИМ проявил себя и чутким интервьюером. Его книга «Фильмы под особым наблюдением. Опыт Чехословакии», в которой представлены беседы конца 60-х–начала 70-х годов с чешскими и словацкими кинематографистами, имела долгую и непростую историю. Лишь в 2001 году она была издана в Чехии Национальным пражским киноархивом. Мы публикуем перевод 11 интервью из этой книги. Подборка текстов разделена на две части. В первую входят беседы с режиссерами «старшего поколения» и теми, кто стал предтечей чехословацкой «новой волны». Это Мартин ФРИЧ, Отакар ВАВРА, Збынек БРЫНИХ, Франтишек ВЛАЧИЛ и Штефан УГЕР. Во вторую — беседы с самими представителями «новой волны»: Ярославом КУЧЕРОЙ, Яном ШМИДТОМ, Юраем ЯКУБИСКО, Эло ГАВЕТТОЙ, Ярославом ПАПОУШЕКОМ и Иваном ПАССЕРОМ.
 
РЕЦЕПЦИЯ
Популярный комический дуэт Яна ВЕРИХА и Иржи ВОСКОВЦА, чьи спектакли гремели на сцене «Освобожденного театра», в Чехословакии известен под аббревиатурой V+W. Об их ранней журналистской работе и увлечении американским гротеском, а также о первых актерских опытах в кинематографе — в статье Вацлава КОФРОНА.

Статьи Иржи Восковца и Яна Вериха 20-х годов о господствовавших художественных течениях и обустройстве кинотеатров, о состоянии отечественного кинематографа и завоеваниях американского гротеска, их портреты звезд чешского и американского кинематографа отличает ироническая интонация, тонкий юмор и чувство детали. Мы публикуем подборку разнообразных текстов Восковца и Вериха.

 
В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
В подборку входят статьи Карела ТЕЙГЕ, Индржиха ШТЫРСКОГО и Яромира ФУНКЕ, ставшие хрестоматийными в теории чехословацкого межвоенного фотоавангарда. Позиции их авторов отличает разнообразие. Тейге в период написания статьи увлечен конструктивизмом и типографским фотомонтажом, Штырский исповедует сюрреализм, а Функе видит свой идеал в эмоциональной фотографии.
 
PERSONALIA
Густав МАХАТЫ (1901–1963) — первый чешский режиссер, чьи фильмы обрели широкое признание за рубежом, а сам он был приглашен для постановки иностранных проектов. Его работы отличал новаторский поиск и смелая разработка эротических мотивов.  Статья Иржи ГОРНИЧЕКА рассказывает о творческом пути режиссера. 
Статья Густава Махаты «Что делать с чешским фильмом?» и его письмо продюсеру фильма «Экстаз» Отто Зонненфельду раскрывают намерения режиссера относительно выразительного использования звука в кино.
 
МУЗЕЙ КИНО
В статье Ханса-Йоахима ШЛЕГЕЛЯ рассказывается о том, как чешские и немецкие кинематографисты, работавшие на киностудии «Баррандов» в непростые годы оккупации (среди них Милош ГАВЕЛ, Отакар ВАВРА и Георг Вильгельм ПАБСТ), принимали или обходили фашистские предписания в области кинематографии.
 
КИНЕМАТОГРАФ: ЖИЗНЬ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Продолжение начатой в «КЗ»–71 публикации дневника сценариста и режиссера «новой волны» Павла ЮРАЧЕКА. В представленном фрагменте речь идет о подготовке и съемке фильма «Каждый молодой человек» (1965).

В новых главах мемуара «Что я знаю, или Что я могу поделать, если это правда?» Милош ФОРМАН живо и непосредственно рассказывает о своей жизни в США после падения коммунизма в Чехословакии, об отношениях с Вацлавом Гавелом в бытность того президентом и об истории создания фильма «Народ против Ларри Флинта».

  • No 89/90, 2009
Киноведческие Записки номер 89
СЕРГЕЮ УРУСЕВСКОМУ — 100
К юбилею оператора публикуются материалы из его архива. Это короткие записи, в которых анализируется работа коллег в фильмах конца 1940-50-х гг., и своеобразный «путеводитель» кинооператора — что, где, когда и как снимать: от натурных объектов, требующих режимной съемки, до секретов спецэффектов тех лет.
Вторая часть публикации — раскадровка постановочного сценария фильма «Летят журавли». Первоначальный сюжетный замысел драматурга был в корне изменен не только режиссером, но и оператором… (Также публикуются рисунки Урусевского, в том числе цветные.)
 
ТЕОРИЯ
Как правильно читать тексты Эйзенштейна 1930-40-х годов? Необходимо учитывать близость эстетики раннего Эйзенштейна системе Богданова, близость хода мысли режиссера мысли современников, Хайдеггера и Беньямина, влияние идей Вячеслава Иванова — считает автор статьи «От Пролеткульта к Платону (Эйзенштейн и проект смысловой самоорганизации жизни)» Михаил ЯМПОЛЬСКИЙ.
 
В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ
Известный эстетик и культуролог Надежда МАНЬКОВСКАЯ анализирует в своей работе тенденции визуализации литературного текста, которые представляются сегодня наиболее репрезентативными.
 
ИЗ ИСТОРИИ КИНОМЫСЛИ
Славко Воркапич — фигура, по разным причинам не занявшая достойного места в истории кино — по крайней мере, у нас. А между тем во второй половине 30-х едва ли не весь Голливуд говорил о нем как о лучшем монтажере и мастере спецэффектов. Мы публикуем перевод одной из важнейших теоретических работ Воркапича — «Психологическая основа действенной кинематографии» (1934) — где он рассуждает о непосредственном воздействии специфических кинематографических приемов на физиологию и психологию зрителя; исчерпывающий комментарий сербского киноведа Божидара ЗЕЧЕВИЧА к этому тексту с объяснением всех терминов, необходимых для понимания теории Воркапича, а также статью киноведа Влады ПЕТРИЧА, опиравшегося на идеи Воркапича при создании собственного фильма, а точнее, «цифрового эссе».
 
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЧТА
В начале 1970-х Леонид ОБОЛЕНСКИЙ написал отклик на статью Наума КЛЕЙМАНА «Кадр — ячейка монтажа», в которой автор полемизировал с базеновской теорией о монтаже — в частности, в том, что касалось понимания эксперимента Кулешова. Оболенский в своих письмах наметил иную перспективу, выводившую киноведческую дискуссию в сферу общей теории систем.
В приложении — письмо литературоведа Виктора Курильского, дед которого снимался в «Броненосце "Потемкин"», с подробным комментарием Наума Клеймана о системе работы Эйзенштейна с актером и о других актерах и непрофессионалах, занятых в фильме.
Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 
























































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.