Архив

  • No 104/105, 2013
Киноведческие Записки номер 104

К юбилею ОПОЯЗа мы републикуем напечатанную тридцать лет назад в малотиражном сборнике статью Юрия Лотмана и Юрия Цивьяна о фильме «СВД» (1927) по сценарию Ю.Н. Тынянова и Ю.Г. Лотмана и впервые публикуем сценарий Тынянова к классическому фильму «Шинель» «в манере Гоголя». Также в блок входит исследование взаимоотношений с кино Осипа Брика (статья Аластера Ренфрю «Факты и жизнь»), современные размышления о поэзии и прозе, в частности, о принципах построения классического фильма Вертова (статья Дарьи Хитровой «Сюжет “Кино-Глаза”») и другие материалы.

В «Заметках об авторах и теории» Сергей Филиппов размышляет о рожденной французской критикой теории «авторства», в частности, в известных текстах Андре Базена и во впервые публикуемой здесь на русском языке статье Александра Астрюка «Рождение нового авангарда. Камера-перо».

Антонио Сомаини, Елена Вогман, Мари Ребекки и Марко Сенальди — участники круглого стола «Политизируя Диснея (1935–1942): Беньямин, Эйзенштейн, Фишингер, Уэллс» — рассматривают историко-культурные пересечения и причины интереса названных авторов к творчеству Уолта Диснея.

В разделе, посвященном популярному, но малоисследованному режиссеру Константину Юдину, публикуются его ранние письма к жене — эмоциональный и лирический документ; выступления режиссера на обсуждениях своих фильмов, из которых можно узнать о принципах работы Юдина с материалом и его взглядах на особенности жанра; воспоминания актеров о работе с режиссером.

В статье Наума Клеймана «“Дело Бейлиса”. Эйзенштейн. 1940» подробно рассматриваются работа С.М.Эйзенштейна над неосуществленным проектом о деле Бейлиса, а также история поисков режиссером темы для нового фильма в период между прекращением съемок «Большого Ферганского канала» (1939) и началом работы над «Иваном Грозным» в 1941 году. Помимо этого, в разделе «Эйзенштейновские чтения» публикуются тексты режиссера о прошедшем накануне войны в ЦК ВКП(б) Совещании творческих работников кинематографии. В них он рассматривает ситуацию с запретом «Старого наездника» Бориса Барнета и «Сердец четырех» Константина Юдина как знаковое выражение партийной политики в области кино.

В рубрике «In memoriam» — материалы памяти Владимира Юрьевича Дмитриева и Виктора Ивановича Босенко.

Фрагменты обширной переписки талантливых киноведов и авторов «КЗ» Якова Леонидовича Бутовского (1927–2012) и Леонида Константиновича Козлова (1933–2006) посвящены разработке принципов теоретического исследования творчества А.Н. Москвина, а также фильма «Ивана Грозный» и операторского искусства в целом.

  • No 102/103, 2013
Киноведческие Записки номер 102

В этом сдвоенном номере публикуются материалы разного рода.


Две части рубрики «Эйзенштейновские чтения» содержат новые материалы к биографии Сергея Михайловича, а также исследование Наума Клеймана «Ферганский канал и Башня Тамерлана», в котором рассматривается воплощение характерных для творчества Эйзенштейна тем плодотворности свободы и трагедии деспотизма в его незавершенном фильме «Большой Ферганский канал» (1939). 

Проблема времени на кинопленке занимала Тарковского сильнее всего. Замедления ритма внутри его фильмов имеют корни глубоко этические, порождая особую интенсивность внимания. О близости «времени Тарковского» к Упанишадам, чувстве ностальгии и семантике патинности, ветхих вещей в его фильмах—в исследовании Николая Болдырева «Тайна времени Тарковского: От хроноса к кайросу».


Если американским картинам Эрнста Любича уделено место практически во всех солидных работах по истории мирового кино, то немецким комедиям режиссера явно не повезло. Валерий Турицын в статье о комедийной стихии творчества Эрнста Любича «немецкого периода» восполняет этот пробел.


По мнению Андрея Андреева, автора статьи об истоках понятия «авторское кино», основная проблема, связанная с ним в нашем киноведении, заключается в том, что этим термином обозначают не исторически сложившийся концепт, связанный с конкретным периодом в истории киномысли, а действующий метод осмысления киноматериала.


В разделе «Кинотекстология» публикуется рассказ Оливера Хэнли и Адельхайд Хефтбергер об истории двух реконструкций фильма Федора Оцепа «Живой труп» (1928)—в 1988 и 2011 годах, сопровождаемый размышлениями о принципах текстологии в кино. Сначала М.Кёрбер, а затем авторы статьи, обратившись к копиям, сохранившимся в различных европейских архивах, смогли воссоздать фильм в той редакции, в какой он показывался на премьере в Берлине в 1929 году.

Этот же раздел содержит итоги скрупулезного текстологического исследования Анке Вилькенинг по сличению копий из разных архивов мира фильма Фрица Ланга «Шпионы».

Заметка Артема Сопина посвящена архивному открытию—атрибутированной автором в коллекции Госфильмофонда короткометражной комедии Николая Шпиковского «Дуэль» (1934).

Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




























































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.