|
|
Сквозной темой номера является 90-летие классического фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”». Посвященный юбилею раздел состоит из трех частей. В первой — рабочий дневник ассистента Максима Штрауха, статья оператора фильма Эдуарда Тиссэ и схемы построения мизансцен и мизанкадров, начерченные, видимо, учениками Эйзенштейна по его аналитическим наброскам для учебника «Режиссура». Во второй — рецепция фильма в критике (статьи Луи Арагона, Виктора Шкловского и других). В третьей — исследования современных киноведов Наума Клеймана и Михаила Ямпольского.
Биографически-искусствоведческие статьи Ивана Козленко, Валерия Турицына и Вероники Кондрашиной представляют по-новому увиденные портреты классиков режиссуры 1920–70-х годов Ивана Кавалеридзе, Джозефа фон Штернберга и Луиса Бунюэля.
Рубрика «Проблема» объединяет статью Наталии Арлаускайте «Как сделана “Мэй Уэст”», где предпринимается попытку рассмотреть социально-психологический комплекс понятий, связанных с этой «звездой» Голливуда, благодаря заложенным в нем трем основным элементам трансгрессии: гендерному, расовому и возрастному, и работу Анастасии Алещенко «Крупный план. Физическая и метафизическая природа», посвященную физической и метафизической природе крупного плана в кино, а также лицу как его частному случаю.
Архивные разыскания представлены в номере новыми фактами к биографии Юрия Тарича, найденными Игорем Авдеевым, исследованием взаимоотношений «Совкино» и ВУФКУ в 1920-е годы, проведенным Владимиром Миславским, а также осуществленной и прокомментированной Марией Богомоловой первой публикацией либретто «Песчаная учительница», которое является уникальным в своем роде свидетельством теснейшего творческого союза писателя, начинающего сценариста Андрея Платонова и мэтра советской кинодраматургии Виктора Шкловского. |