Три раздела «Эйзенштейновских чтений» в этом номере посвящены прошедшему 120‑летию со дня рождения С.М.Эйзенштейна. В первом из них представлены материалы, отражающие многообразие специфической области кинонауки—эйзенштейноведения. Статья крупнейшего искусствоведа Альфреда Барра, вышедшая за рамки рецензии на «Октябрь», — важнейший документ рецепции творчества Эйзенштейна в кругах раннего американского авангарда. Вместе с заметкой памяти выдающейся исследовательницы и педагога Аннет Майклсон печатаются ее размышления об идеях, связанных с замыслом «Капитал»: эта статья признана классикой теории кино. Заметка памяти Анджея Вайды дополнена его зарисовками кадров «Александра Невского», сделанными в годы студенчества.
В разделе «Собеседник» публикуется часть стенограммы многочасового интервью с Марленом Мартыновичем Хуциевым, снимавшегося для документального фильма Аси Колодижнер и Петра Шепотинника.
Томас Эльзессер рассматривает феномен «фильмов‑головоломок», которые «демонстрируют, что само кино изменилось: вместо того, чтобы “отражать” реальность или же колебаться между иллюзионизмом и реализмом, эти фильмы создают свою собственную референтную базу, в которой “правила игры” являются основным референтом».
Второй раздел «Эйзенштейновских чтений» - воспоминания учеников и близких к Эйзенштейну людей: режиссера Михаила Абрамовича Швейцера, актера и режиссера Леонида Леонидовича Оболенского, переводчицы и эссеиста Натальи Леонидовны Трауберг и певицы Галины Дмитриевны Катанян, подруги П.М.Аташевой и матери режиссера В.В.Катаняна.
Переписка режиссера Григория Михайловича Козинцева и филолога Леонида Ефимовича Пинского относится ко времени, когда Козинцев работал над фильмом «Король Лир», а Пинский—над книгой «Шекспир. Основные начала драматургии».
«Записные книжки» 1942–1944 годов В.В.Воинова восстанавливают его имя в фильмографии «Ивана Грозного». Они помогают понять и оценить вклад этого художника в создание костюмов, реквизита и декорационного оформления фильма. В них зафиксированы важные факты подготовительного и съемочного периодов постановки.
Впервые публикуемый сценарий Андрея Платонова «Священная жизнь» (1936) примыкает к ряду произведений писателя, посвященных жизни железнодорожников («Фро», «Бессмертие» и других).
|