Архив

  • No 116/117, 2022
Киноведческие Записки номер 116

Первый раздел номера посвящен юбилею манифеста «Эксцентризм».


Александр Козинцев анализирует творчество своего отца, Григория Михайловича Козинцева, в период ФЭКС (Фабрики эксцентрического актера) и в более позднее время, погружая понятие «эксцентризм» в социокультурный контекст, что расширяет и уточняет его суть.


Тексты Евгения Марголита о Г.М.Козинцеве и Натальи Нусиновой о Л.З.Трауберге являются главами из книг, над которыми авторы сейчас работают. Рассказывая o юности будущего режиссера, каждый из авторов старается разглядеть в первых опытах своего героя истоки художественных пристрастий мастера. Оба талантливые юноши оказались в центре культурной жизни начала 1920-х (первый в Киеве, второй в Одессе) — рисовали, сочиняли, обсуждали новейшие литературные течения, сами ставили спектакли, строили планы на будущее…

 

Текст эссе Жана Эпштейна «Кинематограф взглядом с Этны» никогда прежде не переводился на русский язык. Однако многие наши киноведы ссылались на него, и эссе вошло в труды по истории и теории кино под названием “Кинематограф, увиденный с Этны”. Заглавие, избранное переводчиком для данной публикации, обусловлено не только поэтическим строем всего текста, но и особой ролью в нем понятия взгляд, на котором Эпштейн строит и образность повествования, и свое толкование понятия фотогения, ключевого для первого этапа французского Авангарда.

Публикацию сопровождает исследование профессора Стюарта Либмана, который выявляет важные теоретические и психологические положения эссе режиссера, нередко завуалированные от читателя поэтической манерой изложения.

 

В номере опубликована беседа Сергея Лозницы с Наумом Клейманом o судьбах документалистики. Обсуждаются серьезные вопросы документального кино: исторический контент архивного материала и новые концепции его использования; методы сочетания разных типов пленок и кадров с разных носителей, разнородность материала и единство стиля; соотношение пропаганды, «цель которой преодолеть этап размышления, перепрыгнуть через момент рефлексии», и путей включения критического ее восприятия; одна из основных проблем авторства в кино: «Каким образом сохранить память не профанируя ее»?

 

Доклад «Гриффит и советская кинематография» был прочитан одним из корифеев раннего советского киноведения, Николаем Михайловичем Иезуитовым на заседани кафедры истории и теории кино ВГИКа 1 октября 1940 г. Султан Усувалиев отмечает во вступительной заметке к публикации, что в разные периоды советской киноистории вопрос влияния Гриффита на мастеров нашего кино зависел от политической обстановки в стране, и указывает на необходимость заново исследовать эту тему.

Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 
































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.