В процессе своего возникновения, роста и развития научное кино накопило такой богатый материал, что в настоящее время вполне закономерно приступить к составлению истории научного кино в нашей стране, понимая под историей не просто описание фактов в их последовательности, но рассматривая путь научного кино как исторический процесс, подвергая факты и события критической обработке и устанавливая логическую связь между этапами развития научного кино.
Само собой разумеется, что первым этапом в работе по истории кино явится собирание и систематизация материалов для истории. Сообщение таких материалов о первых годах научного кино в России и является целью настоящей монографии.
Научное кино в дореволюционной России появилось почти одновременно с художественным. Под научным кинематографом тогда подразумевались фильмы размером 150–200 мтр. видового, этнографического и документально-производственного содержания, демонстрировавшиеся в кинотеатрах перед художественными фильмами в каждом сеансе.
Все эти фильмы почти без всякого исключения являлись продукцией зарубежного кинопроизводства.
Правда, были попытки отдельных предпринимателей делать засъемки таких фильмов своими силами—например, небольшой уфимской фирмой Метенкова1 был заснят фильм «Виды Урала»2. Но такие, крайне редкие попытки, не имевшие даже никакой другой цели, кроме развлекательности, не начинали еще историю научного кино. Если же за начальные признаки исторического явления считать такое содержание фильмов, в основе которого заложены какие-то идеологические задачи, то началом истории научного кино следует считать организацию Отдела научного кино на кинофабрике Акционерного общества «Ханжонков и К°» в 1910–11 гг.
Это Акц. О-во было первым кинопроизводственным предприятием в России, ставившим своей целью отечественное производство художественных кинофильмов. Причем в отличие от других, тогда же возникавших небольших производств других русских фирм (Дранков, Харитонов, Ермольев, Трофимов) фирма Ханжонкова строила свое производство на серьезной тематике (произведения Гончарова, Гоголя и др.) и на крепких творческих силах.
Солидность фирмы требовала включения в свое производство и научных фильмов, как это было принято среди заграничных крупных фирм. Большинство основных акционеров, конечно, предпочитало этой солидности интерес рубля и не склонно было отпускать средства на организацию убыточного производства, каким являлось тогда производство научных фильмов, но энергичные настояния председателя правления А.А.Ханжонкова и защита им научного кино на ежегодных отчетных собраниях акционеров всегда брала перевес3. Благодаря этому начатое в 1911 году на этой фабрике непрерывное производство научных фильмов продолжало существовать вплоть до 1915 года, когда военные обстоятельства вынудили его прекратить.
Будучи образованным и культурным человеком, А.А.Ханжонков сразу взял правильную линию в подборе первых кадров производства научного фильма. Он решил поручить это дело научным работникам Московского университета и привлек к работе ассистентов кафедры физики, ныне члена-корреспондента АН СССР профессора В.К.Аркадьева4 и молодых лаборантов этой кафедры (авторов этой статьи) Н.В.Баклина и А.Г.Калашникова, ныне министра просвещения, к которым вскоре присоединился студент МВТУ М.И.Владимирский, впоследствии оператор ряда художественных фильмов. Эти товарищи встретились на кинофабрике с уже приступившим к работе по первому научно-популярному фильму «Пьянство и его последствия» А.Л.Дворецким и молодым научным работников В.Н.Лебедевым, ныне профессором биологии, снимавшим для своих научных целей некоторые киномикрокадры.
Организуемому Отделу Научного кино кинофабрика предоставила всю имевшуюся в то время технику, заключавшуюся в киносъемочном аппарате «Интервью», аппарате «Дебри», микроскопе Цейса и ртутных осветительных лампах.
В то время еще никто не знал техники производства научных фильмов.
Фирма поставила Отделу задачу: производить научно-популярные фильмы как основную продукцию и частично, в виде опыта, учебные фильмы. Тематику этих фильмов фирма не предлагала. Она предоставляла ее инициативе самих работников.
В таких своеобразных условиях начинал свою работу и формировался первый коллектив киноработников Научного кино.
Научная специализация работников, конечно, предопределила содержание первых научных фильмов. Членами этого коллектива являлись: биолог В.Н.Лебедев, медик А.Л.Дворецкий и ученики профессора В.Н.Лебедева—физики В.К.Аркадьев, Н.В.Баклин и А.Г.Калашников. Естественно, что первая продукция выразилась в фильмах по физике, медицине и биологии.
В течении трех с лишним лет работы были выпущены научно-популярные фильмы «Пьянство и его последствия», «Чахотка», «Электрический телеграф» и учебные «Динамомашина», «Излучение электромагнитных волн вибратором Герца», «Пар», «Глаз», «Кровообращение», «Дыхание» и др. Но вместе с тем Отдел Научного фильма не упускал возможности «съемки» географического и этнографического материала, пользуясь для этого экспедициями научных обществ и другими оказиями. Так, например, с пароходом «Колыма» был отправлен оператор Бремер5, который во время зимовки во льдах заснял до 10 тысяч метров интересного материала флоры и фауны Севера, быт его обитателей. Оператор Рылло6 заснял фильм в экспедиции по Волге7.
Научно-популярные фильмы в размере одной части демонстрировались во всех кинотеатрах перед художественными. Большего размера такие части делались редко и на особые «коммерческие» темы. Такие фильмы с художественно-сюжетным оформлением, как «Пьянство и его последствия», «Чахотка», успешно шли в кинотеатрах, особенно великим постом, когда демонстрация художественных фильмов не разрешалась.
С учебными фильмами дело обстояло иначе. Их потребители—школы—никакого спроса на них не предъявляли, так как проекционной аппаратуры они, за редким исключением, не имели. Эти фильмы демонстрировались в некоторых обществах на популярных и специальных лекциях, организуемых русским Техническим Обществом, народными университетами и др.
Министерство народного просвещения интереса к этим фильмам не проявляло. Из других министерств только военное заказало киносъемки некоторых флотилий, да министерство земледелия документацию некоторых районов Туркестана.
Таким образом, никаких условий для развития подлинно научного кино в дореволюционной России не было.
Ни методика построения научного фильма, ни технология, ни способы ее оформления тогда не существовали. Их поиски, разработки и определения предоставлялись этой же первой группе киноработников.
Научная подготовка, полученная этими работниками в лабораториях университета, педагогический опыт преподавания с демонстрацией опытов, наличие навыков к самостоятельному выполнению демонстрационных приборов оказали свое влияние на возможность успешной разработки технологии и методики создания научного фильма.
В способах оформления решено было в максимальной мере применять способ съемки демонстрации на схематических моделях, названный впоследствии макетным. При этом под моделью не имелось ввиду уменьшение действующей детали, а воспроизводилась только ее принципиальная схема, показывающая в действии принцип работы детали или ее узлов. Так, например, некоторые кадры в фильме «Электрический телеграф» оформлялись следующим способом.
Слева в кадре картонная бутафорская подкова изображала электромагнит, магнит с обмоткой в несколько витков из полой стеклянной трубки, концы которой уходили в прямоугольную коробку с надписью «источник тока» (с правой стороны экрана) и невидимо для зрителя пропускались сквозь черный бархатный фон, помещенный позади всей установки. За фоном один из концов трубки соединялся с воздушным насосом, другой погружался в сосуд, наполненный особой вязкой массой, имевшей зернистую структуру из черных и белых зерен. Эффект обтекания током электромагнита от такого способа получался значительно выше, нежели от рисунка со стрелками (мультипликация).
Для понимания принципа действия телеграфа над подковой помещался рычаг с подтянутой спиральной пружиной и несущий на конце стеклянную трубку с оттянутым концом, наполненную тушью. Под ней на катушке помещалась бумажная лента, уходящая в низ кадра.
Для демонстрации действия схемы одна из трубок имела разрыв, при соединении которого на глазах зрителя рукой экспериментатора пускался в ход находящийся за экраном насос; масса текла внутри стеклянной обмотки и якорь притягивался к электромагниту. При разъединении она останавливалась. Лента передвигалась простым потягиванием ее из кадра. Помимо объемности, достоинство такого способа заключалось в возможности съемки демонстрации обычной скоростью для немых фильмов (16-18 кадров). Выгода против мультипликации заключалась в скорости производства кадра и в педагогической эффективности.
Такими действующими макетными схемами оформлялось большинство фильмов. Однако были фильмы, где мультипликация оставалась единственным способом оформления. Так, например, при задании показать в динамическом чертеже закон распространения электромагнитного поля вибратора Герца вычерчивался ряд полей по уравнениям Максвелла, т.е. производилась фазовка. Это был первый фильм, в котором работники самостоятельно разработали то самое оформление, которое потом стало известно под названием мультипликация, а до того времени было совершенно неизвестно в кинематографии8. Таким образом шаг за шагом создавался постановочный опыт, который потом лег в основу производства русских советских фильмов в первой советской киноорганизации «Культкино»9. При малочисленности группы дифференциации труда не было; каждый являлся сценаристом, режиссером, оператором, макетчиком и даже кинолаборантом по проявке и печати фильмов.
Небезынтересен также и путь, по которому группа шла к разрешению методики построения фильма. Художественное оформление таких фильмов, как «Пьянство и его последствия», «Чахотка», было выбрано правильно и по тому времени безошибочно, так как целью коллектива было не только раскрыть на научной основе вред алкоголя, биологические основы чахотки, ее лечение, но и показать социальные условия, благоприятствующие их развитию. Оба фильма шли в кинотеатре с успехом.
Попытка дать в таком же оформлении фильм об электрическом телеграфе кончилась провалом. Работники поняли, что игровой фильм с научно-популярным содержанием не всегда уместен и что метод оформления в значительной мере предопределяется содержанием темы. Поэтому следующие фильмы «Инфузории» (режиссер В.Н.Лебедев), «Динамомашина» (режиссер Н.В.Баклин) «Излучение волн вибратором Герца» и «Кровообращение» (режиссер А.Г.Калашников) были сделаны исключительно на научном материале. Фильм «Динамомашина» в пять частей дал группе дальнейшие выводы по углублению методики учебного фильма. Выяснилось, что такой большой фильм является хорошим пособием для эпизодической лекции о генераторе электрической энергии, но мало пригоден для педагогического процесса в школе.
В поисках методики построения учебного фильма для школы группа в дальнейшем перешла к короткометражным фильмам на отдельные темы учебных программ, например, о давлении пара, о ходе лучей в линзе и т.д. и в отдельных случаях к коротким фрагментам, например, «Излучению электромагнитных волн вибратором Герца». К сожалению, отсутствие в школах кинопроекционных установок служило препятствием широкому развитию производства таких фильмов.
Так зарождалось и пробивало свой путь первое научное кино в СССР. А путь был нелегкий. Акционеры фирмы неохотно шли на дотацию ее производства, и только энергичные настояния председателя правления А.А.Ханжонкова вырывали на это дело из рук акционеров небольшие суммы и давали возможность его вести.
Военные годы первой империалистической войны прервали производство научных фильмов, и оно замерло до своего возрождения в 1923 году в условиях советского государства.
В наше время среди большинства киноработников господствует мнение, что дореволюционный период научного кино не существует. Это, конечно, неверно и исторически порочно. Успешный разворот первой советской организации по производству научных фильмов, основанной в 1924 году «Культкино», всецело обязан своим быстрым темпом развития именно вышеописанному дореволюционному опыту первых работников научного фильма.
Этот опыт, перенесенный в «Культкино», дал возможность подготовить первые кадры художников мультипликации, хроники, правильно наметить технологию производства и методику построения первых советских научных фильмов; этому периоду обязаны своим развитием специальные виды съемки—микро, макро, цейтрафер10, достигнувшие в настоящее время высокого совершенства под руководством профессора В.Н.Лебедева, тогда скромного члена группы первых работников научного фильма на кинофабрике Ханжонкова.
[1946–1948]
Алексей Георгиевич КАЛАШНИКОВ (1893–1962)—педагог, действительный член АПН РСФСР (1947). В 1946–1948 гг. министр просвещения РСФСР. Автор трудов по педагогике, политехническому образованию, методике преподавания физики.
1. Ошибка. Контора В.Л.Метенкова находилась в Екатеринбурге.
2. «Виды Урала» (1909, видовая, выпуск конторы В.Л.Метенкова).
3. Действительно, до 1916 года А.А.Ханжонкову удавалось доказывать акционерам необходимость дотирования Научного отдела. Но в дальнейшем Научный отдел был закрыт ввиду нерентабельности его продукции.
4. Аркадьев Владимир Константинович (1884-1953)—физик, член-корреспондент АН СССР (1927). В 1908 году окончил Московский университет. Изучал электромагнитные явления в лаборатории П.Н. Лебедева. Организовал при МГУ Магнитную лабораторию (1919) и руководил ею до конца жизни. Профессор МГУ (с 1930 г.).
5. Бремер Федор Карлович (ок. 1877—начало 1920-х годов)—фотограф, директор лаборатории и оператор Научного отдела Акц. О-ва «А.Ханжонков и Ко». Снял также ряд игровых фильмов, в том числе «Поэт и падшая душа», «Слякоть бульварная» (оба—1918). Умер на Кавказе от сыпного тифа.
6. Рылло Александр Антонович (1876-1942)—оператор документального и игрового кино. В кино начал работать в 1907 году лаборантом у А.Ханжонкова. Первая операторская работа—«Оборона Севастополя» (1911, совместно с Луи Форестье). В 1915 году перешел в фирму В.Венгерова и В.Гардина, а затем к Д.Харитонову. В советское время снял 11 картин. С 1926 года работал на Ленинградской фабрике «Госкино». Последняя операторская работа—«Ася» (1928, реж. Александр Ивановский). С 1935 года инспектор ОТК на «Ленфильме».
7. «По устьям Волги» (1916).
8. Мультипликация к тому времени была новинкой для русского кино, но никак не для мирового.
9. В марте 1923 года при Госкино было создано Культобъединение для производства хроники и научно-популярных фильмов. В октябре 1924 года Культобъединение было преобразовано в «Культкино», задачей которого было производство и прокат просветительных лент. Первой постановкой «Культкино» стала картина «Аборт» («Суд над акушеркой Зайцевой»), снятая в 1924 году Г.Лембергом и Н.Баклиным по сценарию Н.Галкина и И.Леонова. Помимо игровых просветительных фильмов на медицинские темы «Культкино» за два года своего существования выпустило несколько научно-популярных и учебных картин, затрагивающих другую проблематику: «Строение материи», «Вода и природа», «Химическое оружие», «Хлеб из камней», «Полярные страны». Над созданием этих лент работали режиссеры М.Вернер, Н.Галкин, операторы Г.Лемберг, П.Новицкий, А.Дорн, Ф.Вериго-Даровский. Последний снимал преимущественно видовые фильмы («Наш великий Север», «Новая земля»).
10. Цейтрафер—замедленная киносъемка, применяемая для фиксации явлений, медленно протекающих во времени и требующих длительных наблюдений.
Публикация А.С.Дерябина,
комментарии С.В.Сковородниковой
(при участии А.С.Дерябина)