Уже на заре русской кинематографии вопрос о культурно-просветительном значении кино ставился во главу угла его существования.
Редактировавшийся мною тогда кино-журнал «Сине-Фоно» уделял много внимания теоретической разработке вопроса о применении кино как пособия при изучении многих дисциплин в школах и будировал массы театровладельцев отводить на своих сеансах известную часть программы под культурно-просветительные ленты.
Я не стану здесь останавливаться на общих результатах этой работы, сказавшихся в огромном числе поставленных театрами картин указанного направления, вкрапленных ими в общую программу и поэтому не носивших характера театров со специальным культурно-просветительным уклоном. Такого уклона, конечно, нельзя было и ожидать от чисто коммерческих предприятий, и нас, сотрудников журнала, радовал самый факт присоединения к общей программе культурно-просветительных картин. Просматривая современные программы театров, вы увидите, что ни один из них не обходился без двух-трех картин, вроде таких, как «В стране змей и обезьян», «По Неману», «По горным потокам Японии», «Остров Гильда», «Жизнь на итальянском корабле», «Осенняя флора в стереоскопе», «Берега Исландии» и др.
Для того, чтобы нагляднее показать, в каком спросе были такие картины, достаточно сказать, что в 1911 году М.Н.Алейников в своей книжке «Разумный кинематограф» дал описание почти 1500 таких картин, имевших хождение тогда по России и находившихся в распоряжении тогдашних кинотеатров.
Детальное изучение этого вопроса займет видную страницу в истории русской кинематографии дореволюционного периода.
Здесь я хочу указать на работу только тех предприятий, которые имели своей определенной целью постановку исключительно культурно-просветительных картин.
В 1908 году в Москве «Дом Политехнического Общества» приступил к осуществлению давно уже намеченной одним из членов общества, инженером Н.П.Зиминым, идеи об использования кино для научных целей. Для этого, под общим названием «Техническая кинематография» было организовано систематическое демонстрирование картин, воспроизводящих различные отрасли техники, мастерские и промыслы, в которых создается вся современная материальная культура, условия работы в разных странах и проч. Объяснения к картинам давали профессора, преподаватели и студенты тогдашнего императорского Технического Училища.
Этим скромным начинанием было заложено основание распространения идеи культурно-просветительного кино, которое вскоре же дало свои плоды в виде целого ряда таких же учреждений в целом ряде городов, из которых мы отметим только наиболее выдающиеся.
Так, в том же году Одесский отдел Технического общества устраивает исключительно научный кинематограф с целью популяризации различных знаний и по результатам его судит о пригодности и желательности кинематографа как учебного пособия. Нося на первых порах случайный характер, сеансы эти становятся регулярными в 1909–1910 учебном году. Каждый сеанс продолжается два часа и состоит из двух отделений. В первом демонстрируются картины географического и исторического содержания, причем вначале, в течение 30-40 минут, читается пояснительная лекция, сопровождаемая диапозитивами на тему идущих картин. Во втором отделении демонстрируются, в том же порядке, естественно-исторические и технические картины. В промежутке между обоими отделениями зритель отдыхает на жанровой или комической, каковыми также и заканчиваются сеансы. За 1909–10 учебный год было проведено 148 сеансов, программы меняли 16 раз, и за это время было пропущено 18176 человек, преимущественно учащихся низших и средних школ. Весь расход общества в этом году выразился в сумме 1057 р. 66 коп. при безвозмездном труде лекторов и бесплатном помещении. Плата за вход взималась 5 коп. с учеников низших, 10—со средних школ и 20 коп. с посторонних.
В 1910 году Екатеринбургский Уездный Комитет попечительства о народной трезвости образовывает особую комиссию по устройству народных чтений, которой и поручает приобрести кинематографический аппарат с целью применения его при устройстве народных чтений. 28 октября 1910 года на Уткинском заводе близ Екатеринбурга и состоялось первое народное чтение с кинематографом, затем обслуживаются еще 8 заводов в окружности Екатеринбурга. На чтениях присутствуют в общей сложности 2454 человека с платой от 3 до 30 коп. Кроме этих платных, комиссия устраивала также и дневные бесплатные сеансы исключительно для детей местных школ. Насколько велик был интерес зрителей к сеансам, видно из того, что из 4–5 часового сеанса ни один из них не покидал зрительного зала до конца. Программы составлялись из лент научного характера.
В 1912 году культурно-просветительный кинематограф основывается в Нижнем Новгороде известным местным общественным деятелем К.А.Грациановым1, от которого театр переходит в секцию гигиены, воспитания и образования нижегородского отдела Общества охраны народного здравия. Получив этот театр, кинематографическая комиссия секции направила свои усилия на развитие и улучшение нового просветительного начинания. На полученную от министерства народного просвещения субсидию комиссия закупает известное количество подержанных картин научно-образовательного характера, из которого путем вырезок нужных лент и составляет целый ряд программ, которыми и открыла свою благотворную работу. Картины сопровождаются лекциями. Интересно отметить, что вместо диапозитивов лекторы показывали кадры из самих лент при помощи прибора «Анарктика», изобретенного инженером О.А.Михаловским, позволявшим останавливать ленту в любом месте и держать ее на свету любое количество времени*.
Темой первых лекций сеансов была «Прогулка по Италии». Лектор А.Костромин давал пояснения к показываемым картинам по следующей программе: местоположение Италии, Альпы, морские границы, характерные особенности западного и восточного побережья, поверхность Апеннинского полуострова, мареммы, острова, развитие вулканических сил; кроме того—сцены быта итальянского народа и виды целого ряда городов Италии. Таким образом, в двухчасовом сеансе лектор, с возможной полнотой, дал очерк Италии в географическом, геологическом, этнографическом и политическом отношениях, заключив его историей возникновения объединенного королевства.
Программы следующих сеансов составляли «Заразные болезни», «Чудесные превращения насекомых», «Япония», «Жизнь пчел», «Жизнь морских животных», «По Белому морю», «Освобождение негров».
Всего в 1913 году было показано 23 программы на 102 сеансах.
По содержанию программы можно распределить на следующие группы:
1. Географическая—7 программ, привлекших 3328 человек.
2. Литературно-историческая—3 прогр[аммы], привлекш[ие] 811 чел[овек].
3. Естественно-научная—4 прогр[аммы], привлекших 1034 чел[овека].
4. Гигиеническая—2 прогр[аммы], привлекш[ие] 218 чел[овек].
5. Специально детские—7 прогр[амм], привлекших 3159 челов[ек].
Все 23 программы посетило 8550 человек, из которых учащихся 6064, т.е. 70,9%.
Продолжая пополнять свой запас лент, секция к концу 1913 года располагала складом в 50 000 метров картин.
С течением времени секция расширяет свою деятельность за пределы своего театра, перенося ее на уездные земства и устраивая сеансы в целом ряде селений. Успех этих последних был огромным. Чтобы удовлетворить всех желающих, приходилось делать по 2–3 сеанса в вечер.
В конце 1914 года, в Петрограде, в здании гимназии и реального училища Г.К.Штемберга2 состоялся скромный праздник открытия учебного кинематографа. Это было первое в России учебное заведение, введшее кинематограф в программу классных занятий. Здесь он широко применяется на уроках географии, истории, естественных наук. Вместо сухого заучивания фактов—живые образы. Результат такой замены сказался быстро. Уже через короткое время среди учащихся стало наблюдаться повышение успешности в усвоении пройденного, повышение заинтересованности предметами и общего развития. Не ограничиваясь только своим учебным заведением, Г.К.Штемберг открывает двери своего «Учебного кинематографа» и для учащихся других учебных заведений. Это оказалось тем более своевременным, что как раз в это время ученикам средних учебных заведений Петро-града было воспрещено посещение всех кинематографов.
Описанные выше культурно-просветительные учреждения носили характер общественный и во главу угла ставили исключительно моральный успех, не гоняясь за материальным.
Перехожу к перечислению театров чисто коммерческого характера, ставивших исключительно культурно-просветительные картины. Первым в России коммерческим театром с программой исключительно культурно-просветительного характера был открытый в Москве 31-го декабря 1909 года на Б.Дмитровке театр «Культура», основанный инженером П.А.Кобозевым3, при участии популярного в Москве педагога Зеленко4. К сожалению, почти в самый момент своего рождения театр перешел в другие руки, что и привело к скорому развалу этого симпатичного начинания. Новые руководители театра не сумели подойти к нему. Программы, хотя и состояли из картин просветительного характера, но не были объединены общей идеей и не сопровождались пояснительными чтениями.
В 1912 году группа профессоров и преподавателей местного университета учредила в Одессе общество «Урания», имевшее целью дать широкой публике путем лекций, в форме разумного развлечения, самые необходимые познания из области естествознания. Лекции эти имели в Одессе огромный успех. Естественно, что с развитием кинематографа «Урания» решила использовать этот совершенный способ популяризации некоторых видов знаний.
Будучи сначала учреждением замкнутым, она в начале 1915 года с введением кинематографа открыла свои двери для широкой публики. К этому времени «Урания» представляет собой целый институт естествознания, включая в себя музей, практические курсы естествознания, экспериментальный зал для производства всевозможных опытов из различных отделов естествознания, лаборатории, мастерские и научный кинематограф. Этот последний составляет существенную часть учреждения. Вокруг него была создана атмосфера, где не нарушалось моральное и эстетическое чувство зрителя, где скука и тоска будничной жизни и обстановки уступили место чистому и светлому наслаждению красотами природы или успехами человеческого труда и техники. Большинство картин в нем сопровождалось объяснительными лекциями. Заведование этим учреждением было в руках Э.К.Куровского и Д.К.Третьякова. Обслуживающий персонал состоял из студентов-естественников местного университета. Лекторами выступали: Г.Н.Пекаторов,
С.О.Лозино-Лозинский, Е.С.Горский и др. Доход с кинематографа шел на содержание обслуживающего персонала.
В 1915 году наряду с «Уранией» начинает в Одессе работать просветительный театр «Аквариум». Здесь лекторами выступали В.Ю.Кинги, Д.Б.Ребельский и Б.Б.Комаровский. Программу составляли естественно-научные картины и ленты литературно-иллюстрационные, как «Первая любовь»5
И.С.Тургенева и др.
Оба театра эти, несмотря на переживаемое тяжелое время (мировая война), усиленно посещаются публикой.
В том же 1915 году в помещении Городского театра открывается Просветительный Кинематограф в Екатеринославе. Картинами этот театр пользуется от одесской «Урании». И этот театр охотно посещается публикой.
И, наконец, 20 августа 1916 года С.И.Зимин6 открывает в Москве культурно-просветительный театр «Наука и жизнь». Театр открывается лекцией-сеансом Потемкина—«Под жарким небом Индии». Из других лекторов в нем выступают Демидович, Кащенко7, Холмогоров, Гулицкий и другие.
В театре всего 300 мест, которые всегда заполняются публикой.
«Советское кино», 1927, № 1, с. 8–9.
* Судьба этого прибора, к сожалению, неизвестна. Вероятно в архивах кино-фото-комитета, перешедших от последнего в Госкино и теперь к Совкино, аппарат этот где-то валяется. Интересующим могу дать описание прибора. (Прим. авт.).
Самуил Викторович ЛУРЬЕ (1872–1944)—журналист, редактор-издатель «Сине-Фоно. Журнала синематографии, говорящих машин и фотографии». Первый номер этого журнала вышел в свет 1 октября 1907 года (издание продолжалось до середины 1918 года). Его обложку украшал девиз: «Я укажу вам правильный путь». Кроме того, Лурье выпустил справочники «Календарь-синематограф» на 1910-й и 1911 годы, а также занимался прокатом фильмов и представлял интересы ряда кинофирм. Он был инициатором первого съезда кинодеятелей России в 1911 году и тогда же пытался учредить профессиональный союз киномехаников. После февраля 1917 года участвовал в организации Союза кинослужащих. В советское время служил в подразделениях «Госкино», «Межрабпом-Русь», «Совкино» и на «Мосфильме». О нем и его журнале см.: Ч е р н ы ш е в А. А. Русская дооктябрьская киножурналистика. М., 1987.
1. Известному городскому общественному деятелю Н.А.Грацианову, скончавшемуся в начале марта 1913 года, был посвящен сюжет местной кинохроники «Похороны доктора Н.А.Грацианова в Н[ижнем] Новгороде» (вып. 10 марта 1913 г.). См.: В и ш н е в с к и й В. Е. Документальные фильмы дореволюционной России (1907–1916). М.: Музей кино, 1996, с. 184.
2. Гимназия и реальное училище Г.К.Штемберга в 1902–1918 гг. находились на Звенигородской улице Санкт-Петербурга.
3. Кобозев Петр Алексеевич (1878–1941)—инженер-электротехник, профессиональный революционер, активный участник гражданской войны; в 1920-е годы на научной работе.
4. Зеленко Александр Устинович (1871–1953)—педагог, архитектор, деятель внешкольного образования.
5. «Первая любовь»—экранизация одноименной повести И.С.Тургенева. Пр-во «Русской золотой серии». Вып. на экран 13 октября 1915 г. Реж. Вячеслав Висковский.
6. Зимин Сергей Иванович (1875–1942)—русский театральный деятель.
В 1904 году он организовал частную оперную антрепризу—Оперный театр Зимина, а около 1910 года открыл электротеатр «Орион» для «создания из кинематографа новой ценности». Его работа была построена по образцу берлинского театра «Урания», в котором лекции по различным вопросам науки иллюстрировались кинематографическими лентами. Но публика на сеансах скучала, и было решено дополнить сеансы оперными и балетными спектаклями. Однако дело прогорело, и театральный зал Зимину пришлось уступить труппе К.Незлобина. В 1917 году, когда театр был национализирован, Зимин служил в нем членом дирекции; в 1918 и 1921–22 гг. служил художественным консультантом МХТ, в 1919–20 гг. входил в состав дирекции «Малой государственной оперы», а в 1922–24 гг. был председателем Акц. О-ва «Свободная опера С.И.Зимина». В 1924–42 гг.—художественный консультант филиала Большого театра.
7. Имеется в виду один из двух братьев Кащенко—либо Петр Петрович Кащенко (1859–1920), деятель земской медицины и психиатр, либо его брат Всеволод Петрович (1870–1943), дефектолог, занимавшийся обучением и воспитанием аномальных детей.
Благодарим Р.М.Янгирова за помощь в комментировании.
Публикация и комментарии С.В.Сковородниковой