В январе 1934 года Сергею Эйзенштейну, заведующему кафедрой режиссуры в ГИКе, и другим работникам был отправлен отчет о состоянии института и предложение по реорганизации его в академию, к чему Сергей Михайлович поначалу отнесся скептически (что явствует из его комментариев на полях сохранившегося экземпляра). В начале 1930-х в прессе неоднократно поднимался вопрос о ситуации в ГИКе и его эффективности для кинематографа в целом. Институту требовалась срочная реанимация—и производственно-материальной базы, и творческого контингента.
Секретность документа для внутреннего пользования кому-то, вероятно, соблюсти не удалось,—по крайней мере, гриф не помешал разглашению в прессе некоторых данных докладной: 16 апреля 1934 года в «Комсомольской правде» была напечатана статья Е.Астровой «Индийская гробница, или Страшная правда об одном ВУЗе» (см. републикацию в сборнике «К истории ВГИКа», часть I, 2000, с. 206).
Цель, поставленная перед институтом в приказе ГУКФа о реорганизации,—подготовить «творческие кадры высшей квалификации». Соответственно, «к приему на режиссерский факультет Института допускаются в конкурсном порядке лица, имеющие стаж творческой работы в области кино, театра или иного художественного производства, а также образование или самообразование в объеме высшего учебного заведения <...> К приему на Операторский факультет допускаются в конкурсном порядке лица, имеющие законченное среднее образование и практику, стаж кинематографической или фотографической работы» (из приказа ГУКФ по Московскому ГИК от 11 августа 1934 г.—«К истории ВГИКа», с. 202), актерский факультет ликвидировался, сценарный заменялся годичными курсами повышения квалификации писателей и драматургов. Так в аббревиатуре ГИК появилась литера «в»—Высший государственный институт кинематографии типа отраслевой академии.
Первый набор слушателей на режиссерский факультет типа академии состоялся в декабре 1934 года, студентами стали: А.Н.Андриевский, Е.Г.Гаккель, П.А.Бархударьян, Г.А.Кабалов, М.В.Егоров, Р.Тахмасиб, И.М.Анненский, М.Л.Володарский, Б.Я.Гольцев, В.И.Гончуков, Б.Г.Иванов, А.К.Кустов, Н.П.Красин, А.В.Фролов, Н.А.Тряскин.
Педагогический состав факультета оставался прежним: лекции читали Кулешов, Эйзенштейн, Довженко, Роом… Лев Кулешов разработал программу практикума режиссуры для первого и второго семестра академической группы (опубл. в кн.: Л.В.Кулешов: уроки кинорежиссуры. М., ВГИК, 1999,
с. 210–217), Эйзенштейн—контрольное задание для поступающих в академию (постановочная режиссерская разработка эпизода «Арест Вотрена»—см. сб.: Теория и практика преподавания кинорежиссуры. Из педагогического наследия С.М.Эйзенштейна. Сост. Е.Левин. М., ВГИК, 1988), которое затем вошло в его собственную программу занятий с учениками. Большинство лекций Эйзенштейна сохранилось в его архиве, некоторые опубликованы (например, лекция о театре—«Киноведческие записки», № 51 (2001)). Единственная сохранившаяся в архиве кафедры режиссуры стенограмма лекции Абрама Роома публикуется нами в этом номере.
В 1938 году состоялся второй и последний выпуск «академиков» (Я.Фрид, А.Столпер, П.Вершигора и др.): в августе того же года факультеты типа академии во ВГИКе, ставшем к тому времени уже Всесоюзным, были упразднены ввиду восстановления обычных вузовских факультетов.
Документы публикуются по оригиналам, хранящимся в архиве Кабинета режиссуры ВГИКа, орфография приведена к современным нормам без пояснений, слова, вписанные в докладную от руки, выделены курсивом, пометки Эйзенштейна на полях проекта по реорганизации заключены в угловые скобки, остальные—оговорены отдельно. Приложения, о которых идет речь в докладной записке, представляют собой сводные цифровые таблицы по выпускникам за исключением приложения 1, где дается пофамильный список студентов, поступивших в 1933 г. в ГИК на сценарный факультет.
<…>
Публикация, предисловие и комментарии Светланы Ишевской.