Николай Михайлович ТАРАБУКИН (1889–1956) был одним из крупнейших отечественных теоретиков и историков искусства. В начале 1920-х годов он заявил о себе как искусствовед ярко выраженной «левой» ориентации: работа в Пролеткульте и Инхуке, публикации в «Лефе», преподавание во ВХУТЕМАСе и ГЭКТЕМАСе. Название его книги «От мольберта к машине» (1923) стало выразительнейшей формулой, своего рода эмблемой, слоганом, если угодно, одного из центральных направлений развития (и понимания) художественной культуры послереволюционной России.
Основной круг его интересов—формальные и стилистические проблемы искусства. В 1927–1928 гг. ему удалось опубликовать своеобразную тетралогию—статьи «Проблема пейзажа» («Печать и революция», 1927, № 5), «Натюрморт как проблема стиля» («Советское искусство», 1928, № 1), «Жанр как проблема стиля» (там же, № 4), «Портрет как проблема стиля» (Искусство портрета. Сб. статей, 1928), в которых были парадоксально переосмыслены вопросы теории живописи: пейзаж, натюрморт, жанр, портрет из традиционных предметов изображения превратились в «пейзажность», «натюрмортность», «жанровость» и «портретность» как принципы художественного видения.
Трудно сказать, эти ли публикации—или последовательная приверженность «формализму»—были причиной отлучения Н.М.Тарабукина от читателя. Его работы не публиковались в нашей стране почти полвека (45 лет, чтобы быть точным).
Он стал известен как замечательный педагог, один из ярчайшей плеяды наставников послевоенного ГИТИСа, наряду с К.Локсом, Г.Бояджиевым, А.Дживелеговым, Абрамом Эфросом.
В 1974 году «интеллектуальным бестселлером» (понятно, это современная терминология) стала книга Н.М.Тарабукина «Михаил Александрович Врубель» (тираж—50 000 экз.!). Его имя, казалось, навсегда канувшее в Лету, вновь стало привлекательнейшим: в специальных журналах и изданиях стали регулярно печататься его работы. В 90-е годы пришло время книг: были изданы его «Очерки по истории костюма» (1994), «Смысл иконы» и сборник «Н.М.Тарабукин о В.Э.Мейерхольде» (1998).
Н.М.Тарабукин преподавательской деятельностью был связан и с кино. Он читал лекции во ВГИКе. Большим поклонником его дарования являлся С.М.Эйзенштейн, время от времени приглашавший его осветить ту или иную пластическую проблему своим ученикам и мечтавший включить обработку лекции о картине Веронезе «Пир в Кане Галилейской» в свой учебник «Режиссура».
В Кабинете отечественного кино ВГИКа сохранились три лекции Н.М.Тарабукина. Одна из них—от 3 декабря 1935 года, о смысле диагональных построений в композиции фильма—и предлагается вниманию читателей журнала «Киноведческие записки». Общетеоретические ее установки совпадают с работой конца того же—1935—года «Анализ композиции «Горе уму» в постановке Вс. Мейерхольда», увидевшей свет в мейерхольдовском издании, совпадают и некоторые примеры и анализы—главным образом, живописных работ. Однако, если в той работе диагональные построения анализируются применительно к законам театральной выразительности—с учетом объема сценической коробки, то здесь вступают в силу другие изобразительные закономерности—выдвигается роль ракурса.
В этой лекции интересны также и попытки обнаружить принципы диагональных построений в скульптуре: анализ надгробий И.П.Мартоса и трех «Давидов»—Донателло, Микеланджело и Бернини.
В заключение следует напомнить, что притягательность диагональных построений пытался осмыслить и С.М.Эйзенштейн—см. его разбор пространственных сценических решений в «Даме с камелиями» В.Э.Мейерхольда (учебник «Режиссура».—Избранные произведения в 6-ти т. Т. 4. М., 1966, с. 597–604).
Публикация Н.Г.Чертовой,
подготовка текста, предисловие и комментарии
В.В.Забродина.
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти
здесь.