Наш биографический очерк А.Я.Левинсона («Киноведческие записки», № 43) требует некоторых уточнений:
1. Четвертый выпуск сборника «L`Art Cinématographique», в котором была напечатана статья «За поэтику фильма» вышел в свет не в 1930 г.,
а в феврале 1928 года. См. об этом: «Последние Новости», 26 февраля
1928 г., с. 5.
2. Есть свидетельства тому, что, окончательно уйдя во французскую печать, Левинсон продолжал писать о кино, в том числе и о советском. Эмигрантская печать ссылалась, например, на его статью в газете «Тан» с разбором фильма «Человек из ресторана» (1926; реж. Яков Протазанов). Картина вышла на экраны Парижа зимой 1928 года и сразу же стала предметом скандального разбирательства о незаконности экранизации произведения писателя-эмигранта. — <Аноним.> «Человек из ресторана». Большевицкая подделка. — «Возрождение», 2 марта 1928 г., с. 5. Сам экранизированный автор одним из первых выступил против демонстрации этой картины во Франции. — Заявление Ив.Шмелева. — Там же, 29 января 1928 г., с.1. Этот частный случай подтверждает необходимость изучения французской прессы для выявления полного корпуса литературно-критического наследия Левинсона.
3. Непрокомментированной осталась и одна из характеристик, данная Марком Алдановым в приведенной нами эпитафии, весьма важная для уяснения идейной и эстетической позиции Левинсона в эмиграции: «в последние годы ему особенно вредило то, что он эмигрант, «un Russe blanc». Его продвижение в журнальной иерархии, вероятно, пошло бы много легче, если бы он хоть несколько изменил позицию. Но ему, конечно, и предложить это было бы невозможно».
Автор эпитафии имел в виду хулиганскую выходку против Левинсона тогдашнего сюрреалиста Луи Арагона и последовавшую за этим печатную травлю критика во французской печати. Через несколько дней после уничижительного отклика Левинсона на смерть В.Маяковского, напечатанного 31 мая 1930 г. в газете «Nouvelle Litteraire», к нему домой ворвался Арагон и серьезно избил хозяина дома. Эта акция тут же была объявлена им актом мести за «оскорбление» памяти поэта-революционера. 12 июня с Арагоном солидаризировалась большая группа влиятельных, просоветски настроенных французских писателей, выступивших в той же газете с коллективным печатным порицанием Левинсона и призывом к редакциям парижских изданий бойкотировать участие в них критика-эмигранта. Этот скандал вызвал коллективный протест русской литературной эмиграции (Георгия Адамовича, Марка Алданова, Нины Берберовой, Ивана Бунина, Бориса Зайцева, Зинаиды Гиппиус, Владислава Ходасевича, Александра Карташева, Александра Куприна, Галины Кузнецовой, Ивана Лукаша, Дмитрия Мережковского, Павла Муратова, Константина Мочульского, Владимира Сирина (Набокова), Тэффи и др.), выступившей в защиту Левинсона: «<...> Мы выражаем наше глубокое сочувствие г.А.Левинсону, подвергшемуся в печати несправедливым нападкам и ставшему жертвой грубых выпадов со стороны одного французского писателя. Мы желаем г.Левинсону продолжать с полным успехом его полезную и просвещенную деятельность». — Письмо русских писателей. — «За Свободу!», Варшава, 16 июля 1930 г., с. 4. Подробное изложение всех обстоятельств этой истории см. в: Ф и л о с о ф о в Д. Долг русских писателей-эмигрантов. — Там же, 17 июля 1930 г., с. 2.