публикатор(ы) Владимир ЗАБРОДИН
В августе 1928 года в Советском Союзе проходили гастроли одной из трупп традиционного японского театра Кабуки. В специальном номере журнала «Жизнь искусства» (№ 34, 19 августа), подводившем первые итоги гастролей, была опубликована статья С.М.Эйзенштейна «Нежданный стык», в которой эстетические закономерности этого типа театрального зрелища рассматривались одним из авторов знаменитой «Заявки!» в качестве прообраза «звучащей фильмы» (или, если воспользоваться привычным словоупотреблением, звукового кино).
Первый вариант статьи датирован 10 августа 1928 года (РГАЛИ, ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 970). Однако в архиве Эйзенштейна сохранились несколько узеньких листочков, вырванных из блокнотика, на которых поспешно, почти без знаков препинания, набросаны впечатления от просмотра спектаклей японского театра (там же, оп. 2, ед. хр. 779). Некоторые слова недописаны, некоторые сокращены. То ли это запись первоначальных впечатлений Сергея Михайловича как зрителя, то ли конспект будущей статьи. Часть тезисов была развита в статье, другие мысли и впечатления не нашли в ней места. Именно поэтому мы и решили предложить эти наброски вниманию читателей. Познакомившись с ними и сопоставив их с окончательным текстом статьи, мы можем войти в «творческую лабораторию» Эйзенштейна, проследить движение его мысли, понять, как от первоначального чувственного впечатления он движется к формулированию эстетических и социологических закономерностей.
Наброски Эйзенштейна печатаются по автографу с сохранением всех особенностей черновой записи (строфика, пунктуация и т.д.). Исключение сделано только для названий спектаклей: они пишутся с прописной буквы и закавычены. Воспроизводятся и рисунки, сопровождающие авторский текст.
В комментариях приводятся отрывки из статьи «Нежданный стык» (они цитируются по изд.: Э й з е н ш т е й н С. М. Избранные произведения в шести томах. Т. 2. М., 1964; нами указывается только страница этого тома).
Там же даются переводы иноязычных текстов.
Полный текст статьи
|