В №№ 41 и 43 «Киноведческих записок» были опубликованы пять лекций, прочитанных Виктором Шкловским в сентябре-октябре 1929 года в Сценарной мастерской «Межрабпомфильма». Журнал продолжает публикацию материалов о сценарном мастерстве: на этот раз вниманию читателей предлагается цикл лекций, прочитанных в той же Сценарной мастерской в январе-феврале 1931 года Иваном Александровичем Аксеновым.
Иван Александрович АКСЕНОВ (1884-1935) — поэт, переводчик, искусствовед, историк театра — фигура крайне показательная для нашей культуры 20-х–начала 30-х годов. Наиболее часто он упоминался как автор первой отечественной монографии о Пабло Пикассо («Пикассо и его окрестности», 1917). Известность ему принесли переводы и исследования так называемых «елизаветинцев» — предшественников и современников Вильяма Шекспира, — в частности, он очень любил Бена Джонсона, что послужило основанием его дружбы с С. М. Эйзенштейном. Затем был забыт: достаточно сказать, что в «Краткой литературной энциклопедии» и «Театральной энциклопедии», начинавших выходить в 1960 и 1961 гг., нет справок о нем. Его имя было возвращено читателям в 1968 году, когда в № 1 журнала «Искусство кино» был опубликован его очерк 1933 года «Сергей Михайлович Эйзенштейн». Этот очерк был составной частью книги «Современники», в которую, помимо портрета кинорежиссера, должны были войти портреты актрисы (очерк «Мария Ивановна Бабанова», опубликованный в журнале «Театр и драматургия», 1933, № 8) и портрет художника.
С последним случилась настоящая «конфузия» (если воспользоваться старинным выражением): аксеновский портрет Петра Петровича Кончаловского был опубликован в 1976 году… в книге Н.Н.Пунина «Русское и советское искусство» (М., «Советский художник», с. 197-210). В искусствоведческой среде разразился настоящий скандал. Однако и до сих пор ошибка не исправлена: очерк «Петр Петрович Кончаловский» под фамилией своего автора так и не напечатан, впрочем, как и книга «Современники».
Из дальнейших публикаций важно упомянуть две. В 1991 году вышла монография «Сергей Эйзенштейн. Портрет художника» (М., «Киноцентр», подготовка издания Н. И. Клеймана и В. Н. Румянцевой), написанная автором в 1934-35 гг. В 1994 году в № 1 журнала «Театр» была напечатана работа И.А.Аксенова, завершенная им еще в 1926 году, — «Пять лет Театра имени Вс. Мейерхольда. Исторический очерк» (с. 109-148), подготовленная к печати Н. Панфиловой и О. Фельдманом).
Как к первой, так и ко второй публикации были написаны биографические сопровождения: Н. Клейманом — «О судьбе этой книги, ее авторе и герое» и О. Фельдманом — «Не разрешенная нашей цензурой брошюра». Это обстоятельство избавляет нас от необходимости пересказывать жизненные перипетии и творческие свершения И. А. Аксенова.
Думается, что публикация его лекций в «Межрабпомфильме» привлечет интерес и к другим текстам Аксенова-педагога. В отличие от Шкловского, который был профессиональным сценаристом, участвовавшим в создании многих фильмов, как игровых, так и документальных, что позволило Виктору Борисовичу раскрыть процесс работы над сценарием изнутри, ввести слушателей в кухню ремесла, лекции Аксенова более академичны: в них заметно преобладают вопросы общего построения драмы, схожести киносценария с предшествующей стадией театральной пьесой. Но, думается, высокая общая культура, знание многовековых законов развития искусства и позволяет Ивану Александровичу трактовать вопросы сценарного ремесла вполне профессионально и достаточно своеобразно.
Лекции печатаются по стенограмме, сохранившейся в Кабинете истории отечественного кино ВГИКа. При подготовке их к публикации мы ограничились минимальным вмешательством, уточнив в отдельных случаях реалии, не совсем точно фиксированные в стенографической записи.
Информацию о возможности приобретения номера журнала с полной версией этой публикации можно найти
здесь.