9 июня 1922 года в письме к матери С. М. Эйзенштейн сообщает: «... я сейчас получил заведывание ТЕО Пролеткульта (то, чем был Смышляев) ввиду формально-идеологического переворота (победа «левых»)...» (РГАЛИ, ф. 1923, оп. 1., ед. хр. 1550, л. 5 об.)
О стремительно последовавших переменах спустя много лет вспоминал один из учеников режиссера Александр Левшин: «До этого времени театр Пролеткульта находился под влиянием МХАТ: режиссером был актер Первой студии В. С. Смышляев; под руководством опытного педагога В. Н. Татаринова крепко изучалась «система» Станиславского. И вдруг резкий вираж влево... К «высокому» искусству, оказывается, необходимо присовокупить и «низкое»: срочно обучиться акробатике, балансированию, воздушным полетам, жонглированию, клоунским антре. Прекратились занятия по «системе»» (Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М.,Искусство, 1974, с. 138).
Надо заметить, что став тем, «чем был Смышляев» (по должности), Эйзенштейн выбрал за образец, которому он собирался следовать, совсем другую фигуру — провозвестника «Театрального Октября», вождя «левого» театра, своего учителя — Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Предстоящий год — вплоть до премьеры «Мудреца» — это год активного претворения уроков Мастера, проверки собственной практикой его педагогических наставлений. Это и год беспощадной борьбы с наследием МХТ.
Публикуемые документы (а их хронологические рамки — от июня 1922 г. по ноябрь 1923 г.) дают возможность проследить, как стремительно Эйзенштейн проходит путь от ученика до учителя.
Первый документ, датированный 26 июня 1922 г., — это первая педагогическая программа, составленная С. М. Эйзенштейном.
Сразу следует указать на зависимость ее от разработок учебного заведения, где Сергей Михайлович учился. См.: Положение о Научно-исследолвательском институте Государственных Высших Театральных Мастерских от 6 марта 1922 г. (Мейерхольд. К истории творческого метода. Публикации. Статьи. СПб., КультИнформПресс, 1998, с. 35—37). Эйзенштейн практически заимствует из этой программы все специальные предметы (добавляя, впрочем, курс бульварного романа и американской фильмы). Общественные дисциплины корректируются с учетом специфических особенностей Пролеткульта.