Основная тема:
Документальный фильм как сплав ХРОНИКИ, НАУКИ И ИСКУССТВА
(МЫСЛЬ ДЗИГИ ВЕРТОВА)
Мы мучаемся над своими фильмами от первого замысла до последней монтажной склейки. Но что такое документальный фильм, как он рождается, каким он должен быть — точно определить не можем. Так же как не можем определить, что такое жизнь, любовь, правда...
И это хорошо!
Незнание заставляет нас в каждом фильме заново искать и разгадывать тайну нашего бытия и тайну самого фильма, который творим.
Но совместима ли документалистика, призванная максимально объективно фиксировать действительность, с субъективным взглядом художника, с творчеством, без чего искусство немыслимо? Ведь как документалист я должен запечатлеть естественный поток жизни, а как автор хочу и отразиться в нем.
Предлагаемый семинар мне представляется не строгим учебным процессом, а попыткой коллективно разобраться в этом противоречии и единстве.
Проблема эта, помимо ее художественной стороны, мне кажется очень важной перед лицом всевластия телевидения, которое все больше размывает границу между хроникой и документальным кино, между телепередачей и фильмом.
Темы бесед
I. Реальность как художественная ценность.
1. Одухотворение реальности.
2. Образ в фотографии и документальном кино.
3. Поиск художественности «следа души» от фотографии к кино.
Кинопульсар: факт — образ — факт — образ...
II. Сценарий — карта Птолемея-документалиста
1. Фото и видеоразвертка фильма.
2. Поиск сюжетных связей. Практические занятия.
III. Судьба человека в документальном кино
1 Драма и трагедия.
2. Границы дозволенного — есть ли они?
3. Эстетика безобразного.
4. Жизнь и смерть как художественные и философские категории.
Религиозные мотивы.
IV. Язык кино
1. Пространство и время в документальном фильме.
2. Движение камеры и масштаб мышления.
3. Непрерывность пространства. Внутрикадровый монтаж во время съемки. Принцип «восьмерки».
V. Событийный репортаж
1. Открытая и скрытая камера.
2. Многокамерная съемка. Обратная связь.
3. Синхронное интервью и эффект скрытого изображения.
Семинар будет сопровождаться демонстрацией документальных фильмов, их анализом и обсуждением.
Для просмотра предлагаю следующую программу:
а) Короткометражные фильмы:
«Старше на десять минут» 1 ч.
«Диагноз» 1 ч.
«Песнь песней» 1 ч.
«Молитва» 1 ч.
«От кентавра» 1 ч.
«Пробуждение» 1 ч.
«Радость бытия» 2 ч.
б) Полнометражные фильмы:
«Запретная зона» 6 ч.
«Последние праздники» 5 ч.
«Высший суд» 7 ч.
«Жили-были семь Симеонов» 9 ч.
«Еврейская улица» 10 ч.
Начать семинар предлагаю фильмом «Без легенд» (4 ч.) и «235 000 000» (11 ч.) – оба 1967 года.
15 марта 1992 г.
Рига
Приложение к программе
Тема № 1
«Фотография как азбука киноискусства»
(вводное занятие)
Задача — обучить азбуке кино, ввести в систему образного видения. Образ в фотографии и в кино. Каким образом фиксировать реальность объективно и быть одновременно «субъективным художником»?
Портрет. Пейзаж. Интерьер. Репортажи с места события.
Проблемы и виды освещения (естественное, контр-освещение, «эффектное»). Световые приборы.
Фото-наброски и видео. (Фото- и видеоразведка фильма.)
Использование фотографии в системе видео. Фотография: сообщение и образ.
Практикум
1. Как осветить объект?
2. Съемка и лабораторная обработка фотографии.
3. Просмотр и анализ студенческих учебных работ и профессиональных фоторабот.
Программа мастер-класса
для студентов сценарного отделения режиссеров
игрового и неигрового кино (сентябрь-октябрь 1996 года)
Тема: Реальность как художественная ценность в документальном и игровом кино
Человек в документальном фильме.
Вводное слово. Наблюдение — образ — судьба.
Фильмы: «Старше на десять минут», «Диагноз», «Песнь песней», «Зеркало» (фрагмент). «Высший суд».
Тема: От замысла к фильму.
Поиск сюжета. Язык документального фильма.
Открытая и скрытая камера.
Фильмы: «Без легенд», «Запретная зона», «Таинство брака».
Тема: Четыре камеры и боевой устав.
Оператор в документальном фильме.
Монтаж во время съемок.
Пульсар: факт — образ — факт — образ.
Фильмы: «Полдень», «235 000 000».
Тема: От драмы к трагедии. Философское осмысление реальности.
Фильмы: «Последние праздники», «Жили-были семь Симеонов».
Тема: Эстетика безобразного.
Границы в искусстве документального кино.
Фильмы: Просмотр и обсуждение авторского репортажа. «Благодать» (фильм В. Манского).
Тема: Новые возможности документального кино.
Фильмы: Просмотр и обсуждение фильмов В. Косаковского.
***
Просмотр и обсуждение студенческих работ по заданию «Осколки империи».
***
Практикум для документалистов. Фотография в фильме.
Свет как элемент драматургии. Монтаж со время съемки.
Просмотры.
ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ
Дорогие друзья,
этой осенью нам предстоит поработать вместе около трех недель. Мы будем смотреть и обсуждать известные, получившие признание документальные фильмы. Попытаемся проникнуть в их образную природу и тайны киноязыка. Будем учиться распознавать в реальности ее скрытую художественную ценность, что, кстати, может пригодиться и тем, кто решил посвятить себя игровому кино.
И, разумеется, коснемся вечно ускользающей загадки — что такое сценарий документального фильма? Дзига Вертов, который первый понял, что сама реальность имеет художественную ценность, если она снята образно, что документальный фильм — это сплав хроники, науки и искусства, — он считал и отстаивал право документалиста писать сценарий не только пером, но и сразу, набело, камерой в ходе съемок и монтажа. Для него это был процесс одновременный. Сценарий, говорил он, только руководство к действию.
Пытаясь по-своему понять, как рождается документальный фильм, я лет двадцать с лишним тому назад даже сочинил книжку под названием «Карта Птолемея», полагая, что сценарий документалиста очень напоминает ту самую карту древнего географа, который еще не знал, что Земля наша круглая, а о континенте за океаном понятия не имел. Но по этой карте ведь были сделаны главные географические открытия, в том числе — Новой земли!.. Не так ли и в нашем деле?
Короче, я вам расскажу о своих блужданиях и поисках в океане, называемом Документальное кино, а вы, быть может, расскажите о своих. И пусть ваш кинематографический опыт не очень богат, зато жизненный — у каждого уникальный.
И это самое главное.
Вот почему мне меньше всего бы хотелось, чтобы наши занятия напоминали школьный класс с учителем на кафедре. Давайте лучше сядем в круг и погреемся у общего огня. Словом, давайте начнем наши занятия с совместной работы, со съемки совместного фильма, который мог бы называться, если вы не возражаете —
ОСКОЛКИ ИМПЕРИИ.
В этом фильме у каждого будет свой сюжет, свое видение реального мира, своя интонация. Я задаю вам только общий замысел, идею, так сказать, карту Птолемея — и пусть каждый откроет по ней свой островок, свою бухточку, свою Новую землю.
Иными словами, пусть каждый из вас совершит путешествие с видеокамерой (на плече или на штативе) по сегодняшней Москве и найдет свой осколок бывшего облика СССР — страны, которой больше нет, но которая все еще существует.
Существует в облике людей, в архитектуре и памятниках, на улицах и площадях, в метро и электричках, в автобусах и на рынках — повсюду. Снимайте где угодно и кого угодно: от бомжей до героев Советского Союза. Можете снять весь фильм на одном месте и об одном человеке, а можете снять обзорный фильм в разных местах. В любом жанре: репортаж, интервью, наблюдение скрытой камерой и т.д., в любой интонации — критической или ностальгической. Если ваши наблюдения нуждаются в комментарии, — пожалуйста, импровизируйте по ходу съемок, или говорите заранее подготовленный текст — ваше право. Видеокамера всё видит и все слышит.
Не робейте, работайте по-вертовски!
Напишите краткий план действий, предварительно сделав разведку, и отправляйтесь в плавание. Каждый — в свое.
Общее правило для всех: вы снимаете свой фильм без черновиков, т.е. без последующего монтажа. Что такое монтаж? Осмысление отснятого материала. Постарайтесь это делать одновременно.
Смотреть и думать. Снимать и осмысливать. Один глаз сухой, другой — мокрый.
Видеокамера расхолаживает. Включил — и пленка течет, как вода из крана. Нет, вообразите, что снимаете кинокамерой — пленка дорогая. Соберитесь с мыслями, найдите для начала смысловой кадр, подумайте о его крупности, композиции и только тогда начинайте съемку. Если вы это делаете без штатива, затаите дыхание, чтобы камера не «плавала». Думайте о возможных панорамах, наездах, помня, что укрупнение в ходе съемки не только технический прием, это — вычленение из общей картины мира детали, лица, что и есть основной метод искусства — вычленение. Думайте о стыках, т.е. о конце предыдущего кадра и начале последующего. Глядя одним глазом в видоискатель, вторым и третьим глазом отыскивайте по соседству что-нибудь интересное, неожиданное, на что можно спанорамировать. Помните, панорама с неожиданным концом стоит порой целого эпизода.
Если в кадре имеет значение звук или речь, не обрывайте съемку где попало, дождитесь естественной или ритмической паузы. Следующий кадр также начинайте со смыслом.
Меняйте точку съемки, снимайте с движения, используя автомобили, люльки (в парках), тележки (скажем, носильщиков на вокзалах) и т.п.
Пусть камера будет продолжением вашего глаза, ваших чувств, мыслей. Продолжительность фильма может быть 5—10—15, но не более 20 минут. Вы получите часовую кассету, что даст вам возможность, если того захотите, снять два или три варианта. Но давайте условимся, что каждый из них должен быть завершенным, т.е. начинаться и заканчиваться ЗТМ. Как у гимнастов — комбинация может сорваться, но подход к снаряду и соскок должны быть корректны, что свидетельствует о профессиональности. Вообще старайтесь снимать, как пишете — фразами, соблюдая знаки препинания.
При встрече, в середине октября, мы соберем все увиденные вами осколки, и получится большой, неуклюжий фильм, но именно он, наше общее дитя, послужит главным двигателем, отправной точкой наших бесед. А фильмы известные, профессиональные, «уклюжие» только помогут нам высветить свои ошибки и находки.
Дополнительное задание документалистам
Мне кажется, что любой документалист должен владеть основами фотографии. Это поможет ему сделать фотозаметки при сборе материала для будущего фильма, думать о нем не только словами, но и зрительными образами, облегчит общение с кинооператором, которому он сможет объяснить свои пожелания не на пальцах, а кадрами.
Поэтому предлагаю документалистам дополнительно, помимо видеофильма, снять еще 10—15 фотографий по этой же теме (в ходе съемок или готовясь к ней).
Кроме того, желательно каждому сделать пять портретов, на воздухе и в интерьере, при различном освещении, а именно:
1. один источник освещения (сбоку и сверху) — солнечный день, рисующий свет
2. эффектный свет (снизу) — ресторан, ночная улица, фонарь
3. контровой свет (сзади и сверху) — против солнца, театр, сцена
4. бестеневой свет (рассеянный свет) — пасмурная погода, выставка
5. Два источника света (с двух сторон) — в транспорте (электрички, автобусы), киносвет 20-х годов.
Объект для съемки — по вашему усмотрению. Можно снимать друг друга или всем одного и того же человека, как хотите. Предлагаемые упражнения — не школярные. Свет льется на нас, как божий дар, но не мешает знать и понимать его закономерности. Документалисты часто этим пренебрегают и обкрадывают себя.
Успеха вам, я очень жду нашей встречи.
Ваш
Герц Франк
26.06.96
ПРИЛОЖЕНИЕ
Видеосюжеты на тему «Осколки империи»,
снятые студентами игрового, неигрового и сценарного отделений
(мастер-класс режиссера Герца Франка)
Антон Уткин (сценарное отделение): «Интервью с писателем» — одним из ортодоксов, сторонником номенклатурной, «секретарской литературы».
Виктор Белый (сценарное отделение): «Улица Грановского» — где дома покрыты мемориальными плитами великих полководцев, ученых, политических деятелей — некогда являвшихся элитой советского общества.
Андрей Соколов (игровое отделение): Архитектура и скульптура сталинских домов-«высоток».
Роман Хрущ (игровое отделение): «Храмовый комплекс» — скульптурный и архитектурный ансамбль ВДНХ.
Игорь Бершадский (игровое отделение): Съемки в Берлине русских эмигрантов «последней волны». Ностальгия по оставленной родине и ушедшему времени.
Владимир Попов (неигровое отделение): Разрушенный храм в сибирской глубинке. Гибнущие деревни.
Светлана Быченко (неигровое отделение): «Поезд». Съемки из окна пригородного поезда где-то на Урале; на каждой станции — знаки советской эпохи, ее символы: пристанционный памятник Ленину с кепкой, лозунги, обещающие светлое коммунистическое будущее, призывы к годовщине Октября.
Сергей Шевяков (сценарное отделение): «Это мы». Интервью в подземном переходе московского метро (бомжи, уличные музыканты, прохожие).
Корина Афанасьева (сценарное отделение): «Старушки». Съемки в городском московском парке, где ветераны труда собрались провести воскресный отдых. Ностальгия по старым временам, хоровому пению, танцплощадке. Старики и старушки, не допевшие и не дотанцевавшие свое. Молодые, глядящие на уходящее поколение, кто с иронией, кто с насмешкой, кто с сочувствием. Кто-то из молодых входит в круг танцующих и поющих. Такая ли уж пропасть между поколениями в России?
Наталья Корецкая (сценарное отделение): Съемки обелиска Зураба Церетели, посвященного воссоединению Грузии с Россией. (Принцип: «национальное по форме, социалистическое по содержанию»).
Материал подготовила
Р. К. Яловецкая