Абрам РООМ
Один из самых загадочных моментов в биографии А.М.Роома-его преподавательская работа во ВГИКе. И не только потому, что об этом почти ничего не известно, а еще и потому, что не совсем понятно, зачем режиссер взялся преподавать. Казалось бы, опыт нескольких неудачных выступлений должен был отбить у Роома всякую охоту выступать с лекциями и теоретическими наставлениями. Так, единственный теоретический доклад, прочитанный им в АРРКе (10 января 1929 года, "Учение о рефлексах в работе киноактера"), слушатели подвергли немедленной уничижительной критике. А от роомовских статей о звуке в кино, написанных в начале 1930-х, камня на камне не оставили В.А.Ерофеев и Д.Вертов. Собственно, после этого Роом (во всяком случае, печатно) не выдвинул ни одного теоретического тезиса. А преподавание во ВГИКе все равно не оставил. Почему? Может быть, он был убежден в своей правоте и "доругивался" с оппонентами во время лекций? Или пытался понять, как его идеи воспринимаются молодыми, незакосневшими еще умами? Или, наоборот, учился чему-то сам? Все это в той или иной степени могло иметь место-вплоть до июня 1936 года, когда был запрещен фильм "Строгий юноша" и нависла реальная угроза полного отлучения Роома от кинопроцесса. После разгрома "Строгого юноши" режиссер, оказавшийся на грани творческого и человеческого выживания, вероятно, меньше всего думал о каких-то отвлеченных эстетических проблемах. В этом смысле лекция, которую Роом прочитал студентам режиссерского факультета ВГИКа 16 октября 1936 года (судя по нумерации, были прочитаны и другие, но в Кабинете режиссуры ВГИКа сохранилась, к сожалению, только одна стенограмма), приобретает особое значение. Она (может быть, невольно) оказывается ранним свидетельством того, как главным занятием режиссера становится наука выживания. <…>
Публикация Светланы Ишевской, предисловие и комментарии А.С.Дерябина.
|