Николай КИВА
«Союзмультфильм» — начало пути


публикатор(ы) Георгий БОРОДИН

Николай Митрофанович КИВА (1903–1985)—первый директор киностудии «Союзмультфильм», оставивший яркий след как в истории студии, так и в истории отечественной анимации в целом. Он принадлежал к числу «директоров-созидателей», к которым можно причислить, пожалуй, еще В.Ф.Смирнова и А.Л.Птушко, и на смену которым пришли впоследствии «директора-временщики» либо «директора-разрушители».
Действительно, в отличие от большинства своих преемников, воспринимавшихся студийцами в лучшем случае неоднозначно (М.М.Вальков), а чаще—откровенно негативно (А.С.Синицын, С.И.Куликов и другие), Н.М.Кива заслужил благодарную память подчиненных, выразившуюся и в письменной (см. воспоминания И.П.Иванова-Вано «Кадр за кадром»—М., «Искусство», 1980, с. 97), и в устной форме (свидетельство Л.А.Амальрика). И это—несмотря на острую конфликтность ситуации, в которой создавался «Союзмультфильм» (откровенная склока между сторонниками и противниками диснеевской эстетики), по свидетельству того же И.П.Иванова-Вано.
Неопубликованные воспоминания Н.М.Кивы готовились им незадолго до смерти, к 50-летию «Союзмультфильма», и воспроизводятся нами по одному из первых вариантов текста, сохранившемуся в Музее кино. Воспоминания содержат уникальные подробности первых лет существования студии, включая фамилии руководителей цехов и отделов, которые сегодня нет возможности даже откомментировать. От довоенной деятельности «Союзмультфильма» в РГАЛИ остались только годовые отчеты о работе студии в 1937, 1940 и 1941 годах, да разбросанные по разнообразным подшивкам отдельные документы, касающиеся в первую очередь приема сценариев и фильмов студии Управлением. Остальная информация о работе мультипликаторов предвоенного периода может быть выявлена разве что по периодике того времени. В таком «информационном вакууме» свидетельства Кивы приобретают огромную ценность. Особо хочется отметить информацию о создании курсов повышения
квалификации творческих работников и о разработке производственного цикла новой студии.
Следует предупредить читателя, что сведения о предыстории «Союзмультфильма», в которой Кива не участвовал лично, взяты им, скорее всего, из общедоступных к тому времени источников, и не являются оригинальными и точными. Это относится, например, и к приводимой информации о количестве фильмов студий-предшественников «Союзмультфильма» (скорее всего, Кива пользовался каталогами Госфильмофонда, справочными данными из книги С.С.Гинзбурга «Рисованный и кукольный фильм» и справочника Г.К.Елизарова «Советская мультипликация» из серии «Кино и время»). Несмотря на это публикация воспоминаний Н.М.Кивы может внести большой вклад в дело изучения истории «Союзмультфильма».

Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.