|
|
|
|
|
|
|
|
К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФИЛЬМА
У нашей редакции уже был, и не один, опыт такого вот, коллективного, осмысления фильма: обсуждение «Матери» Глеба Панфилова, «Бесконечности» Марлена Хуциева… При всей разности подходов и вычитываемых смыслов там обнаруживалось единство в понимании значимости обсуждаемого кинопроизведения — для текущего кинопроцесса и в целом для отечественной кинокультуры. Случай с фильмом Алексея ГЕРМАНА «Хрусталев, машину!» — иной. Единодушия, единопонимания у нас на этот раз не возникло — во всяком случае при первой попытке коллективной рефлексии по поводу картины. Ясно пока одно: как бы ни оценивать этот фильм, в каких бы отношениях с ним — сейчас и здесь — ни находиться, он есть, и его уже не обойти, всматриваясь в нынешние социокультурные и социопсихологические процессы, с которыми он, несомненно, глубоко связан.
В обсуждении участвуют: Ирина ШИЛОВА, Леонид КОЗЛОВ, Евгений МАРГОЛИТ, Михаил ЯМПОЛЬСКИЙ, Акош СИЛАДИ, Виктор ЛИСТОВ, Вера ИВАНОВА
PERSONALIA
Исповедь Сергея ПАРАДЖАНОВА. Письма из заключения. Публикацию предваряет своеобразный коллаж (в духе параджановских произведений) из отрывков сценариев, аудиозаписей и высказываний режиссера, собранный киноведом Гарегином ЗАКОЯНОМ.
МУЗЕЙ КИНО
«Держи выше наш стяг эксцентрики»: изящные игры эйзенштейновского ученика.
Имя режиссера Бориса ЮРЦЕВА (1900–1954) сегодня мало кто помнит. Между тем он был известным режиссером в 1930-е годы. Соавтор программы занятий театральных мастерских Пролеткульта, «король» шпаны из «Стачки», один из зачинателей жанра советской бытовой комедии, из шести работ которого сохранились только две. В рамках XXI Московского кинофестиваля состоялась повторная премьера его фильма «Изящная жизнь» (1932). В статье об этом забытом шедевре 30-х Нина ДЫМШИЦ рассматривает картину в контексте экспериментов с драматургией звука. Также в номере — материалы к биографии ЮРЦЕВА из личных архивов его родственников.
ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
20 марта 1928 г. в газете «Кино» была напечатана одна из главных теоретических статей Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА «По ту сторону игровой и неигровой», однако редактор сильно исказил текст и исправил название на «Наш “Октябрь”. По ту сторону игровой и неигровой», что ошибочно отсылало читателя к другой статье режиссера, посвященной фильму «Октябрь». В своем исследовании Владимир ЗАБРОДИН анализирует причины столь жесткого обращения редактора с текстом статьи.
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
|
|
|
|
«Хрусталев, машину!». Первые впечатления
|
6 |
|
Ирина ШИЛОВА Карнавал, не знающий рая
|
8 |
|
Виктор ЛИСТОВ Хоронили Сталина без Сталина
|
11 |
|
Леонид КОЗЛОВ Частное определение
|
12 |
|
Вера ИВАНОВА В "Хрусталеве" собрано все кино
|
17 |
|
Евгений МАРГОЛИТ "Я оком стал глядеть болезненно-отверстым..."
|
21 |
|
Михаил ЯМПОЛЬСКИЙ Исчезновение как форма существования
|
28 |
|
Акош СИЛАДИ Сто лет смерти переводчик(и) Ирина ОСИПОВА
|
|
|
37 |
|
Исповедь Сергея ПАРАДЖАНОВА,... собранная и сколажированная Гарегином ЗАКОЯНОМ
|
45 |
|
Сергей ПАРАДЖАНОВ Письма из зоны. (Публикация, предисловие и комментарии Гарегина ЗАКОЯНА. Подготовка текста Ирины АМБАРЦУМЯН и Лилит ГУКАСЯН.) публикатор(ы) Гарегин ЗАКОЯН, Ирина АМБАРЦУМЯН, Лилит ГУКАСЯН
|
|
|
123 |
|
Нина ДЫМШИЦ Изящные игры ученика (о фильме Б. Юрцева "Изящная жизнь")
|
|
|
«2-й режиссер 1-й категории».
Материалы к биографии Бориса Юрцева
|
130 |
|
— Автобиография публикатор(ы) Владимир ЗАБРОДИН, Елена ДОЛГОПЯТ
|
134 |
|
— [Тезисы воспоминаний] публикатор(ы) Владимир ЗАБРОДИН, Елена ДОЛГОПЯТ
|
135 |
|
— Поручения группе по картине «Изящная жизнь» публикатор(ы) Владимир ЗАБРОДИН, Елена ДОЛГОПЯТ
|
138 |
|
— Письма Б. Юрцева С. М. Эйзенштейну публикатор(ы) Владимир ЗАБРОДИН, Елена ДОЛГОПЯТ
|
141 |
|
— Из писем Бориса Юрцева жене публикатор(ы) Владимир ЗАБРОДИН, Елена ДОЛГОПЯТ
|
150 |
|
— [Письмо рабочего Чебыкина] публикатор(ы) Владимир ЗАБРОДИН, Елена ДОЛГОПЯТ
|
151 |
|
— Подарок дяди Бори (М. Н. Федоров) публикатор(ы) Владимир ЗАБРОДИН, Елена ДОЛГОПЯТ
|
|
|
153 |
|
Леонид ОБОЛЕНСКИЙ Наедине с воспоминаниями. Из книги «Этюд для импровизации». (Публикация Ирины Оболенской)
|
|
|
226 |
|
Владимир Семенович СОКОЛОВ (1927-1999)
|
|
|
228 |
|
Владимир ЗАБРОДИН По ту сторону, или 70 лет спустя. Неизвестная известная статья С. М. Эйзенштейна
|
238 |
|
Елена ПЕТРОВСКАЯ Семиотика в противовес абстрактному кино. (О книге Вяч. Вс. Иванова «Эстетика Эйзенштейна»)
|
|
|
245 |
|
Голливудские хроники Ивана Мозжухина публикатор(ы) Рашит ЯНГИРОВ
|
|
|
321 |
|
Иван АКСЕНОВ Основы кинодраматургии. Лекции в Сценарной мастерской «Межрабпомфильма», 1931 г.
|
|
|
357 |
|
Лев ФЕЛОНОВ «Всю свою жизнь я без конца перематываю куски пленки…» (Воспоминания монтажера.) интервьюер(ы) Оршойя СЕКЕЙ
|
|
|
376 |
|
Нина ЦЫРКУН У колыбели тысячелетия. Международная научная конференция в Оклахоме «Женщины в кино», март, 1999 г.
|
378 |
|
Нина ЦЫРКУН Европейское сообщество и европейское кино. Международная конференция в Локкуме (ФРГ) «Трансформация фильма и кино в рамках европейской интеграции», октябрь 1999 г.
|
380 |
|
XIX Международный фестиваль ВГИКа. Призы в конкурсе киноведческих работ
|
CONTENTS |
|
TOWARDS INTERPRETATION OF THE FILM
“Khrustalyov, the car!”. The first impressions.
The block of reviews on the last Alexey German’s film. The importance of the event makes the authors to reflect it in connection of cultural, social and psychological processes.
Irene SHILOVA. The carnival without the heaven.
Victor LISTOV. Stalin was buried without Stalin.
Leonid KOZLOV. A personal definition.
Vera IVANOVA. In the “Khrustalyov” the whole cinema is united.
Evgeny MARGOLIT. “And stared my eye, painfully opened…”
Mikhail YAMPOLSKY. Disappearance as a form of existing.
Akos SZYLADYI. A century of death.
PERSONALIA
Sergei PARADZHANOV’s confession, …collected and collaged by Garegin Zakoyan.
The text, assembled of fragments of letters, speeches, scripts, oral conversations present a vivid portrait of the famous film director.
Sergei PARADZHANOV. The letters from the Jail.
The selected correspondence of the director to his sister, son and former wife (June, 1974 – December, 1977).
CINEMA MUSEUM
Nina DYMSHITZ. Elegant games of the pupil (On Boris Yurtzev’s film “The elegant life”).
The notes made after the first (after more then 60 years) screening of the forgotten film.
“The second director of the first cathegory”. Materials to Boris Yurtzev’s biography.
Publication contents the materials from director’s archive: correspondence with his wife, with S.Eisenstein, his autobiography and other notes.
COLLOQUE
Leonid OBOLENSKY. Alone with memories. From the book “A sketch to the improvisation”
Fragments from the posthumous book by the legendary filmmaker consisting of letters to his wife.
EISENSTEIN READINGS
Vladimir ZABRODIN. At the other side… or 70 years later. The unknown well-known article by Sergei Eisenstein.
The explorer presents the story of publication of Eisenstein’s famous article.
Elena PETROVSKAYA. Semiotics against the abstract cinema.
The review at Vyacheslav Vs. Ivanov’s “Eisenstein’s aesthetics” is published.
RUSSIAN EMIGRATION AND CINEMA
Ivan Moszhukhin’s Hollywood chronicles.
The collection of republications from the press (1917-1939) describes Russian actor’s unfortunate carrier in Hollywood.
ARCHIVES
Ivan AKSYONOV. The basis of film dramatic theory. The lectures at “Mezhrabpomfilm” studio.
The cycle of lectures of the outstanding poet, translator and art explorer of 20-30th is published.
CINEMA: LIFE AND ADVENTURES
Leonid FELONOV. “All my life I reel the pieces of films…”
Interview with the legend of VGIK, editor, who collaborated with outstanding directors and taught cutting several generations of our filmmakers.
CHRONICLES. INFORMATION
By the cradle of the millennium.
The International science conference “Women in cinema” (Oklahoma, March, 1999).
European association and European cinema.
The International conference “The transformation of film and cinema in the limits of the European integration” (Lokkum, Germany, October, 1999)
Both reports by Nina Tsyrkun. |
|
|