Увеличить
Номер к 200-летию Александра Сергеевича Пушкина
 
ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
В конце 1930-х-начале 40-х у Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА возник и был оформлен на бумаге проект цветового фильма о Пушкине. Однако его пришлось отложить – во многом из-за несовершенства техники. И все же замысел картины о поэте не оставлял режиссера и развивался во время съемок «Ивана Грозного» и после – до самой смерти.
В статье историка литературы Льва ОСПОВАТА подробно исследуется вопрос так называемой безыменной любви Пушкина. Как эту проблему решал Юрий ТЫНЯНОВ, и почему его подход оказался близким Сергею ЭЙЗЕНШТЕЙНУ при подготовке картины «Любовь поэта»? Автор материала в попытках найти достаточно определенный ответ сталкивает также различные современные точки зрения по этому вопросу.
 
ОПЫТ
Творчество Александра Сергеевича Пушкина, его метод в искусстве, его мировоззрение продолжают оказывать огромное влияние на деятелей искусства. Режиссер анимационного кино Андрей ХРЖАНОВСКИЙ рассказывает о рождении замысла и создании своего фильма о пушкинских рукописях. В публикации фрагментов из дневников Андрея ТАРКОВСКОГО просматривается практически не изученная тема «Тарковский и Пушкин». В добавление к этому мы публикуем часть вгиковской лекции Юрия НОРШТЕЙНА, где режиссер говорит о значении использования в фильме «Зеркало» письма Пушкина к Чаадаеву.  
 
 
К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА
Классические пушкинские тексты на экране.
В статье Тамары СЕРГЕЕВОЙ предпринята попытка обобщить отечественный опыт экранизаций «Пиковой дамы», от 1910-го до 1988-го года, а Наталья НУСИНОВА рассказывает о попытках создания фильмов по этому произведению эмигрантами из России. Федор ОЦЕП осуществил свой замысел. Сценарий Евгения ЗАМЯТИНА остался нереализованным. Но еще более интересны скрытые апелляции к «Пиковой даме» в фильмах Якова ПРОТАЗАНОВА и Виктора ТУРЖАНСКОГО.
Также здесь – проект экранизации «Евгения Онегина», написанный в 1937-м году сценаристами Осипом БРИКОМ и Олегом ЛЕОНИДОВЫМ, и мысли историка литературы Валерия МИЛЬДОНА о том, как можно перенести экран «Повести Белкина».    
СОДЕРЖАНИЕ

 
  • ПРОБЛЕМА
6 «...по законам, им самим над собою признанным». На анкету «Киноведческих записок отвечают Глеб ПАНФИЛОВ, Марлен ХУЦИЕВ, Николай ЛЕБЕДЕВ, Александр ХВАН публикатор(ы) Ирина ШИЛОВА

15 Виктор ЛИСТОВ Тень Пушкина на отечественном экране

 
  • ЭЙЗЕНШТЕЙНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
23 Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН «Любовь поэта» (сценарные наброски и разработки) публикатор(ы) Наум КЛЕЙМАН, Леонид КОЗЛОВ

74 Лев ОСПОВАТ Дальная подруга. Пушкинский миф о безыменной любви в творческом истолковании Тынянова-Эйзенштейна

 
  • ...И КИНО
106 Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [Финал «Медного всадника» (фрагменты из книги «Монтаж»)] публикатор(ы) Наум КЛЕЙМАН

129 Наум КЛЕЙМАН «Кавказские циклы» Пушкина (заметки читателя)

 
  • ОПЫТ
165 Андрей ХРЖАНОВСКИЙ «Бывают странные сближения...»

174 Александр ТРОШИН «Любимый поэт: Пушкин». Читая «Дневники» Тарковского

176 Юрий НОРШТЕЙН О пушкинском письме в «Зеркале» Тарковского (фрагмент из лекции во ВГИКе)

 
  • МУЗЕЙ КИНО
178 Вениамин ВИШНЕВСКИЙ А. С. Пушкин и его творчество на экране. Историко-фильмографический обзор публикатор(ы) Александр ТРОШИН

203 Н. И. ОРЛОВ. Первые киносъемки в России. Воспоминание

209 «Идеологически и художественно негодна...» Из протоколов репертуарной комиссии 1926 года публикатор(ы) Нина ДЫМШИЦ

 
  • К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА
  «Пиковая дама»

219 Тамара СЕРГЕЕВА «Пиковая дама»: что снится человеку... (Из опыта обращений русских режиссеров к пушкинской повести.)

232 Наталья НУСИНОВА «Пиковая дама» в изгнании

  «Евгений Онегин»

246 Осип БРИК, Олег ЛЕОНИДОВ К экранизации «Евгения Онегина» (газета «Кино», 1937 г.) публикатор(ы) Рашит ЯНГИРОВ

251 Андрей ЛЕВИНСОН Чудеса экрана публикатор(ы) Рашит ЯНГИРОВ

  «Повести Белкина»

255 Валерий МИЛЬДОН «Повести Белкина» в кино (мечта об одной экранизации)

 
  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЧТА
259 Константин ШИЛОВ «Найти мудрое решение». Некоторые кинематографические подходы к образу Пушкина в 1960-е годы в оценках Т. Г. Цявловской (из писем пушкиниста)

 
  • АРХИВЫ
280 Александр ДЕРЯБИН Пушкинские кинодокументы в РГАКФД. Каталог

Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.