|
«"Луч" и "Самогонка" (Опыт определения идеологической несостоятельности в области техники и формы)» — не публиковавшаяся ранее, более того, незаконченная статья Эйзенштейна. В предисловии к публикации Наум КЛЕЙМАН пытается понять, почему Сергей Михайлович не завершил его, а Михаил ЯМПОЛЬСКИЙ в статье «Сублимация как формообразование» анализирует этот текст Эйзенштейна в связи с другими его теоретическими трудами и эволюционировавшими взглядами на кино, в первую очередь — на «киноаттракцион».
ИЗ ИСТОРИИ КИНОМЫСЛИ
Смысл и значение статьи «Роль кинооператора в создании фильма», написанной выдающимися операторами Андреем МОСКВИНЫМ и Евгением МИХАЙЛОВЫМ для классического сборника русской формальной школы «Поэтика кино», до сих пор не были в должной степени отрефлексированы. Яков БУТОВСКИЙ рассматривает эту статью в контексте других исследований, помещенных в книге, и делает вывод об огромной важности этого текста для изучения операторского искусства в целом.
PERSONALIA. К 40-летию «Новой волны»
Франсуа ТРЮФФО был для киноведа Александра АЛЕКСАНДРОВА (1918–1987) фигурой особой. В его кинематографе воплотилось все, что было так дорого Александру Ивановичу — исследователю «с нежной кожей». Увы, собранная им книга о Трюффо не была опубликована. Наконец, у читателся появилась возможность познакомиться с ней — на страницах этого номера.
РАННЕЕ КИНО
Статья историка-архивиста Владимира МАГИДОВА — первая попытка систематизировать немногую имеющуюся информацию о Болеславе МАТУШЕВСКОМ — польском пионере кино, который снимал, в частности, в России. Матушевский первым выдвинул идею о кино как историческом источнике и добивался у различных «сильных мира сего» помощи в создании кинохранилища.
Виктор ВАТОЛИН рассказывает об одном из первых сибирских кинопредпринимателей Федоре МАХОТИНЕ, державшем лучший дореволюционный кинотеатр Ново-Николаевска (ныне — Новосибирск). Его личность, с одной стороны, во многом уникальна, а с другой — типична для своего времени.
|