Олег СИРОТИН
Еще раз к вопросу о военной службе Ивана Мозжухина



Так служил или не служил Иван Мозжухин в армии? Как явствует из различных публикаций, существуют разные точки зрения, различные версии. Первая: история с прохождением военной службы—выдумка склонного к мистификациям артиста, а, возможно, и его коллег по киностудии. Вторая: Иван Мозжухин в армии все же служил, но когда, где и в течение какого времени—доподлинно неизвестно.
Любая версия нуждается в доказательствах. Основные факты, касающиеся отношения Ивана Мозжухина к воинской службе, приводятся в наиболее доступной массовому читателю подробной биографии артиста— книге Н.М.Зоркой «Иван Мозжухин», изданной в 1990 году. Из ссылок на конкретные документы, хранящиеся в РГАЛИ, следует, что Иван Мозжухин был кандидатом на призыв в 1910 г. (действительно, в этом году он достиг призывного возраста—21 года), что в конце февраля—начале марта 1917 г. ему были выданы в Рязани освобождение от воинской повинности и гражданский паспорт, и что в январе 1920 г. в Ялте ему была предоставлена отсрочка призыва в армию на два месяца—до 1 марта 1920 года. О годах Первой мировой войны сообщается следующее: «Объявление войны и патриотический угар первых месяцев вызвали у эмоционального Мозжухина порыв отправиться на фронт добровольцем. От этой акции осталась серия открыток-портретов артиста в военной форме вольноопределяющегося. И все. Мозжухин вернулся к искусству, не став служителем Марса—бога войны. Как? Что? Все осталось неозвученным в воспоминаниях»1.
Попробуем проанализировать и дополнить данную информацию. При этом оставим в стороне не осуществившуюся из-за отъезда Ивана Мозжухина за границу попытку призыва в 1920 году и отметим, что призыва в положенный срок, в 1910 г., Мозжухин также избежал, возможно, тем же способом, которым избегает службы в армии часть нынешней молодежи (так, в открытке, отправленной Александром Мозжухиным брату Ивану в Батумский драматический театр 13 ноября 1910 г., сообщается: «Папа пишет, или я, может быть, только так понял, что ты опять поступил в университет»2). А вот на годах Первой мировой войны, имеющихся свидетельствах о военной службе И.И.Мозжухина и воспоминаниях, в которых все-таки кое-что озвучено, следует остановиться подробнее.
Стоит сказать, что в руки автору этих строк попадали лишь две из упомянутой Н.М.Зоркой серии фотооткрыток. Это обычные для того времени открытые письма (почтовые карточки). На них изображен артист И.И.Мозжухин в военной форме с погонами вольноопределяющегося, на которых общевойсковая эмблема артиллерии и указание части— «1з», т.е. какая-то воинская часть запаса под номером 1. На одной из фотографий артист снят в шинели и фуражке, с портупеей и шашкой. Под снимком надпись: «Мозжухин. Москва—1916», на обороте—штамп: «А.С.Высоков. Худож. фотограф. Москва. Тел. 2-81-51». Второй портрет—в гимнастерке и без головного убора—сделан также в Москве, надпись под ним следующая: «И.И.Мозжухин. Копия воспрещается. Фот. А.Горнштейн». На обороте одного из экземпляров второй карточки, хранящегося в Пензенском краеведческом музее (ПКМ, 9899/2), сделана запись: «Киноартист Иван Ильич Мозжухин в 1916 году поступил вольноопределяющимся во 2-ю Московскую запасную арт[иллерийскую] бригаду, будучи актером Моск[овского] Драм[атического] Театра (б. Эрм[итаж]). Март (май?) 1916 г.».
Могут ли эти фотографии быть свидетельством того, что Иван Мозжухин действительно служил в армии? Однозначно ответить нельзя. С одной стороны, хотя статус вольноопределяющегося и был намного «свободнее» солдатского, все же вряд ли военнослужащему разрешалось тиражировать свой портрет в форме на почтовых карточках. Одна из фотографий—с шашкой, не полагающейся вольноопределяющемуся по форме,—напоминает постановочную (впрочем, существует масса подобных постановочных фотографий, изображающих настоящих солдат с самыми различными нарушениями формы одежды, которым просто хотелось покрасоваться перед родными); другая, где Мозжухин изображен в гимнастерке,—наоборот, довольно естественна и без тени грима на лице. С другой стороны, если бы Иван Мозжухин захотел мистифицировать публику и изобразить военнослужащего, он мог бы выбрать более подходящий типаж, чем «вольнопер» из тыловой части запаса,—например, прапорщика или солдата-фронтовика. К тому же, обе фотографии сделаны в 1916 г., когда ни о каком «патриотическом угаре» уже не было и речи, и шел действительно массовый призыв всех и вся, чтобы восполнить колоссальные людские потери армии. В таких условиях служба вольноопределяющимся в запасной части была реальным шансом избежать фронта (как бы ни «негеройски» это не звучало). Мобилизация 1916 г. «захватила» многих из коллег Ивана Мозжухина, например, Я.А.Протазанова и А.А.Волкова. К слову: в составленной М.С.Арлазоровым биографии Я.А.Протазанова, служившего недолгое время (с сентября 1916 г. по февраль 1917 г.), есть упоминание о том, что Протазанова во время лечения в госпитале осенью 1916 г. навещал Иван Мозжухин3, хотя не говорится, что Мозжухин в то время служил в армии.
Теперь о записи на фотографии из Пензенского краеведческого музея. Фотография эта была передана в дар музею жителем Пензы Н.Г.Евдокимовым в марте 1961 года, когда информация об Иване Мозжухине только начинала обретать официальный статус. Запись могла быть сделана самим Евдокимовым или с его слов, или со слов кого-то другого (в Пензе, где жили многие родственники и знакомые И.И.Мозжухина, тогда было немало людей, хорошо осведомленных о биографии артиста), или же в конце 1960-х—начале 1970-х гг. со слов К.А.Мозжухиной, передавшей в дар музею много документов и личных вещей Александра и Ивана Мозжухиных. В любом случае автор записи совершенно точно называет место работы Ивана Мозжухина в 1916 г.—Московский драматический театр, который действительно располагался в бывшем «Эрмитаже» (там, где раньше работал МХТ). А вот с номером части (вспомним единицу на погонах) выходит путаница—может быть, записывавшего подвела память.
Если сопоставить срок службы вольноопределяющегося (1 год) с датой предполагаемого начала службы Ивана Мозжухина (весна 1916 г.) и датой получения им освобождения от воинской повинности и гражданского документа (весна 1917 г.), то получается довольно точное совпадение. Добавим одно из свидетельств самого Ивана Ильича, высказанное в интервью парижскому журналу «Lectures pour tous» в 1926 г.: «Я снимался также в фильмах “Отец Сергий” по Толстому, в “Пиковой даме” по Пушкину, потом я пошел на войну, служил в артиллерии, а затем произошла революция»4. Революция, естественно, февральская, поскольку то, что произошло в октябре 1917 г., революцией долгое время не называли и сами большевики. В других воспоминаниях Ивана Мозжухина говорится, что он в 1917 г. вернулся на киностудию Ермольева после демобилизации. Интересно сопоставить эти слова с сюжетом фильма «Кулисы экрана» («Разбита жизнь безжалостной судьбой», 1917): артист Мозжухин (в собственном исполнении) возвращается на киностудию после некоторого отсутствия одноруким инвалидом. У сюжета фильма явно имеется какая-то реальная подоплека— тогда никому не надо было объяснять, откуда возвращаются искалеченные мужчины, и создатели картины полагали, что зрители не воспримут происходящее на экране как совершенную выдумку. Предположить, что фильм 1917 г.—продолжение некоей мистификации, начатой в 1916 г., довольно сложно, так же, как сложно объяснить сугубо «штатскими» причинами и факт получения Иваном Мозжухиным 28 февраля—1 марта 1917 г. в Рязани (а не в Москве) освобождения от воинской службы и паспорта, удостоверенного рязанским полицмейстером. По форме это типичное увольнение солдата со службы, сопровождающееся выдачей гражданского документа.
Не опровергают полностью вторую версию и факты, казалось бы, косвенно подтверждающие версию первую. Достоверно, что в течение 1916–1917 гг. Иван Мозжухин продолжал участвовать в спектаклях Московского драматического театра, в том числе в премьерных постановках пьес М.Ю.Лермонтова «Странный человек» (октябрь 1916 г., роль Владимира Арбенина) и В.В.Винниченко «Мохноногое» (январь 1917 г., роль Базиля). Подобная деятельность плохо « стыкуется» с положением военнослужащего (даже вольноопределяющегося, имевшего право отпуска из воинской части на несколько дней). Хотя существовали и исключения: к примеру, поэт-футурист Бенедикт Лившиц, служивший вольноопределяющимся близ Новгорода, и Сергей Есенин, проходивший службу в санитарном поезде в Царском Селе, имели возможность довольно часто приезжать в столицу и заниматься литературной деятельностью.
Результаты анализа вышеперечисленных фактов и побудили автора этих строк сделать в статье «Родина и родные Ивана Мозжухина» достаточно осторожный вывод: «Иван… поступил весной 1916 г. вольноопределяющимся в одну из запасных артиллерийских частей, где и прослужил до начала 1917 г. в достаточно свободном режиме, имея возможность по-прежнему участвовать в спектаклях МДТ». Склониться окончательно в пользу этой версии пока препятствуют следующие факторы.
Многие аргументы «за» службу Ивана Мозжухина в армии (как и многие аргументы «против»)—гипотетические, не подтверждаемые пока бесспорными документальными свидетельствами. Первая попытка получить такого рода свидетельства путем запроса в Российский государственный военно-исторический архив оказалась малорезультативной: сотрудники РГВИА не обнаружили сведений об И.И.Мозжухине ни по данным научно-справочного аппарата, ни в сохранившихся документах 1-й запасной артиллерийской бригады.
Однако тот факт, что информация о военной службе Ивана Мозжухина отсутствует в сохранившихся документах (и в периодических изданиях того времени, как утверждают некоторые исследователи), еще не означает, что ее нет вообще. И все же, пока не изучены досконально все касающиеся этой темы документы и воспоминания (в том числе мемуары и дневники Александра Мозжухина), расставить точки над i не представляется возможным.
 
 
1. З о р к а я Н. М. Иван Мозжухин. М., 1990, с. 31.
2. РГАЛИ, ф. 2632, оп. 1, д. 190, л. 4.
3. А р л а з о р о в М. С. Протазанов. М., 1973, с. 72.
4. Цит. по.: Н у с и н о в а Н. И. Письмо в редакцию.—«Новое литературное обозрение», № 68 (2004), с. 440.


© 2007, "Киноведческие записки" N81