[Автобиографические наброски] |
К интервью логически примыкают, перекликаясь и отчасти повторяя и дополняя его, разнородные черновые рукописные наброски, сохранившиеся в архиве режиссера (беловики не выявлены). Мы публикуем лишь те фрагменты этих «записок на манжетах», которые показались нам наиболее интересными. Повторы по возможности сокращены, варианты оговорены в комментариях. В наброске автобиографии следует обратить особое внимание на свидетельство Атаманова о работе над киноиллюстрациями к докладу В.Куйбышева—других письменных сведений об этой коллективной работе практически всех московских аниматоров (что являлось по тем временам уникальным случаем) больше нет. Имеется, правда, устное свидетельство ныне покойного Л.А.Амальрика, который связывал с этой работой смерть А.И.Бушкина. По словам Амальрика, зафиксированным авторами телепередачи «Анимация от А до Я» М.П.Ляховецким и И.Р.Марголиной, неудачное участие Бушкина в этом проекте, закончившееся гибелью отснятого материала из-за операторской небрежности, привело в конце концов к его скоропостижной кончине. Вполне вероятно, что эта работа каким-то образом связана с последним фильмом Бушкина «Что должен знать рабочий и крестьянин о СССР», завершенным в конце января 1929 года, до того как состоялся куйбышевский доклад (весна 1929), однако тематически очень схожим с его кинооформлением. По семейному преданию Атамановых, отъезд Л.К.Атаманова в Армению в 1936 году тоже был как-то связан с обстоятельствами этой работы.
Родился я в Москве в 1905 г., 21 февраля. Отец и мать у меня армяне. Отец, Константин Васильевич Атаманов, происходил из семьи Нор-Нахичеванских армян (Ростов-на-Дону). Дед преподавал в Моск[овском] Лазаревском институте, а потом много лет был инспектором народных училищ Эриванской губернии. С 7 лет отец учился и жил в интернате Московского Лазаревского института, окончил там же Академию и физико-математический факультет Московского университета. Мать была передовой для своего времени женщиной, высокой культуры. Она очень много читала, превосходно знала русскую, армянскую и иностранную литературу, была большой почитательницей Л.Толстого. На меня она имела очень большое влияние, пожалуй, большее, чем отец. Она много со мной беседовала, советовала, что читать, но не препятствовала чтению многих книг, которые, может быть, и не особенно мне подходили по возрасту.
Отец и мать были убежденными атеистами.Отец, востоковед и, как все лазаревцы, знаток армянской культуры и литературы, привил мне любовь к истории. Он много лет был педагогом, инспектором, а потом и директором Коммерческого училища в Баку. Позднее, когда мы вернулись в Москву, он был Зав. рабфаком 1-го МГУ и преподавал в ряде учебных заведений. Позднее—персональный пенсионер за революц[ионные] заслуги. Баку он дружил с тов[арищем] Стопани, знал тт. С.М.Тер-Габриэляна[1], С.Спандаряна[2] и др. и оказывал помощь подпольной организации большевиков. В Москве было много его учеников, которые не теряли с ним связи. Главным образом студенты, члены кавк[азского] землячества Моск[овского] коммерческого] институт[а].
Пишу об этом, т.к., конечно, все это очень отразилось на моем мировоззрении, характере, склонностях и вкусах. Учился я в Бакинском коммерческом училище, затем в Экономическом техникуме. Позднее поступил в Московский институт народного хозяйства имени Карла Маркса (ныне Плехановский институт), но проучился там года полтора.
Все мы увлекались тогда кинематографом. Моими большими друзьями был[и] (и есть) художник и актер Петр Галаджев (Галаджян) и художник Иван Чувелев, ставший позже киноактером. Они убедили меня пойти учиться в Киношколу Льва Владимировича Кулешова. В 1923 г. я поступил в эту, ставшую потом знаменитой, киношколу. Я продолжал дружить с Галаджевым, работал с ним, помогая в декорационных и других работах. Дружил я и с актером Владимиром Фогель, который позднее женился на моей сестре.
Занятия с нами проводили В.Пудовкин, Б.Барнет, Сергей Комаров, Александра Хохлова, готовя из нас киноактеров (тогда мы говорили—кинонатурщиков). Кроме того, Л.Кулешов давал нам очень много общих кинематографических знаний и понятий об искусстве. Кроме занятий, я участвовал с Кулешовским коллективом (мастерской) в работе над фильмами «Приключения мистера Веста в стране большевиков» и «Луч смерти». В этих картинах я и снимался.
После окончания школы я сдавал экзамен специальной Комиссии Раби-са, [в] которой председательствовал Сер[гей] Эйзенштейн, и получил звание актера кино. Но работать актером мне не пришлось. Обстановка в школе была такой, что все мы были безраздельно преданы кинематографу и, конечно, своему учителю Кулешову. Он давал нам очень много в революционном отношении к старому кинематографу, к его застарелым дешевым традициям и фальши. А главное, Кулешов заставил на всю жизнь полюбить это искусство и целиком отдаться ему.
Я стал увлекаться искусством мультипликации. С детства это необыкновенное зрелище пленяло мое воображение всеми своими волшебствами. А тут мое увлечение получило реальную основу. Я познакомился с художником-мультипликатором Ю.Меркуловым[3]. Стал ходить к нему в мастерскую, на кинофабрику (Совкино), помогать в работе, принимать участие в беседах за самоваром о его замыслах, о самом этом чудесном искусстве, его технике и возможностях. В 1927 г. я начал работать с режиссером Юрием Меркуловым по картине «Ночная тревога» (Госвоенкино) в качестве ас[систента] режиссера[4]. Картина эта была комбинированной. В ней снимались живые люди и действовали мультперсонажи. Сюжет был прост. Со страницы лагерной стенгазеты убегал нарисованный там Чемберлен. После ряда приключений красноармейцы ловили его и прикнопливали обратно.
В конце 1928 г., вернувшись со службы в Красной Армии, я поступил на работу в мультипликационную мастерскую кинофабрики «Межрабпом-фильм» и с тех пор навечно связан с мультипликацией.
Работал я как мультипликатор, ассистент режиссера и оператор по очень большому количеству мультвставок, [по] мульт[ипликационным] фильмам, агит[ационным] и пропаганд[истским] фильмам, а в 1931 г. вместе с художником и режиссером Вл.Сутеевым (ныне художник и детский писатель) начал свой первый самостоятельный звуковой фильм «Улица поперек» (2 ч.). Работая в содружестве с В.Сутеевым как два сценариста и режиссера, мы вместе создали еще фильмы: «Сказка про белого бычка» (2 ч.), «Клякса в Арктике»[5].
После этого я как режиссер выпустил в «Межрабпомфильм», уже один, фильм «Клякса-парикмахер». Все эти фильмы были хорошо приняты зрителем и оценены прессой (статьи в «Вечерней Москве» и журнале АРРК)[6].
В 1936 г. Даниил Мартынович Дзнуни, директор киностудии «Армен-кино», уговорил меня поехать в Ереван, для того чтоб наладить в Ереване выпуск мультипликационных фильмов. Он же предложил первый фильм создать по очаровательной сказке Ов.Туманяна «Пес и Кот». Выбор этой сказки, знакомой каждому армянскому ребенку и любимой ими, был поистине очень удачным. Сценарий был заказан А.Птушко[7] еще до моего разговора с Д.Дзнуни. Откровенно говоря, он был малоудачен и очень далеко отходил от первоисточника.
Поэтому в Ереване я познакомился с дочерью Ов.Туманяна, узнал от нее еще другие варианты этого произведения. (В одном из вариантов у Ов.Туманяна был и эпизод суда.) Сценарий на основе собранного материала был написан мной при участии Мамикона Артемьевича Геворкяна, знавшего моего отца по Лазаревск[ому] ин[ституту], всесторонне образованного человека, превосходно знающего армянскую классику. (В связи с тем, что он был репрессирован, его фамилия отсутствовала в титрах, но после реабилитации я подтвердил его участие в работе для восстановления авторского права.) К работе над этим фильмом я привлек Вл.Сутеева и превосходных художников Мукуча Карапетяна (главный художник), Каро Ераняна и др. Музыку написал композитор Саркис Бархударян.
Конечно, очень трудно и тяжело проходила организационная] работа. В Ереване был период организации мастерской, подготовки кадров работников, оснащения техникой. Работа по этому фильму вылилась в своеобразную школу. На ней выросли художники и ряд других работников. В 1938 эта работа была закончена. Картина имела большой успех. (До последнего времени фильм иногда передается по телевидению.) После окончания этой работы, в 1939, силами художников Мукача Ка-рапетяна, К.Ераняна и др., при моей помощи был создан фильм «Старый и новый Ереван»[8].
Перед самым началом войны в Ереване мной был выпущен фильм «Поп и Коза». Автор сценария Мкртич Корюн. Тогда же я приступил к работе над четырехчастным, первым в Армении цветным фильмом «Волшебный ковер». Идея и сюжет этого фильма были навеяны природой Армении, тем значением, которое всегда имела для нее вода, обновлением, которое принесла нашей родине Советская власть. К работе был привлечен замечательный график, нар[одный] художник Акоп Коджоян и несколько художников-мультипликаторов из Москвы (Б.Титов, Ф.Хитрук и др.). Но началась война. Я был мобилизован. Мультипликационная] мастерская была закрыта. Но после войны вновь собралось несколько энтузиастов: те же М.Карапетян, Каро Еранян, художники А.Евмененко[9], Ряховский, В.Подпомогов[10] и др.
Фильм «Волшебный ковер» был закончен в 1948 г. В общем получился красочный фильм. В нем были удачные и малоудачные эпизоды. Но, собственно, с этого фильма начинается цикл сказочных фильмов, поставленных мной.
Руководство Ереванской студии в лице директора [Кананова?] ликвидировало мультмастерскую (в целях упрощения своей работы). Я возвращаюсь в Москву. Конечно, работа в Москве, на превосходно оборудованной студии «Союзмультфильм», а главное, имеющей штат превосходно подготовленных и талантливых работников, после тяжелой, полной всевозможных забот работы в Ереване, где мне приходилось делать все, стала для меня возможностью целиком отдаться творческим процессам. Первый же фильм, поставленный мной в Москве в 1950 г., «Желтый аист», был отмечен как один из лучших фильмов (диплом на Международном] кинофестивале в Дели).
За этим фильмом идут: четырехчастный фильм «Аленький цветочек» [пропуск в тексте], признанный лучшим фильмом года и отмеченный премией и приказом Министерства кинематографии.
В Москве был повторен уже в цвете «Пес и Кот» (1954 г.)[11] Трехчастный фильм «Золотая антилопа», созданный по мотивам индийских сказок, был в 1955 г. награжден на Междун[ародном] кинофестивале в Каннах специальной премией, др. премиями—в Белграде (Югославия), в Дурбане (Южно-Африк[анский] Союз), почетн[ые] дипломы в Великобритании и др. странах.
Одним из моих лучших фильмов считают полнометражный ф[ильм] в 7 ч[астях] «Снежная королева» по Г.Х.Андерсену, получивший 1-[ую] премию Кинофестиваля в Венеции в 1958 г., спец[иальную] премию и денежн[ый] приз на 1-ом Междун[ародном] кинофестивале в Москве, признан[ный] одним из 10 лучших художественных фильмов в Лондоне и [получивший] ряд других дипломов.
Позднее мультипликационные фильмы представляются главным образом на междун[ародных] кинофестивалях мультипликационных фильмов. Фестивали проходят, чередуясь: один год в Аннеси (Франция), а следующий в Мамае (Румыния).
В Аннеси дважды представлялись мои фильмы: двухчастный фильм «Похитители красок» и 50-секундный фильм «Забор» (прошедший с большим успехом). На кинофестивале в Мамае в 1968 г. фильм «Скамейка» (1 ч.) награжден почетным дипломом. Фильм создан по рисункам датского художника Х.Бидструпа. В 1970 г. фильм «Балерина на корабле» (2 ч.) награжден премией «Серебряный пеликан». В это же время я увидел несколько американских мультипликаций. Пара художников воевала с родившимся из разлитой туши озорным рисованным человечком. Это зрелище меня вновь пленило и заворожило, с той же силой, что и в детстве. Стали появляться первые работы наших советских художников-мультипликаторов. Я познакомился с одним из них—с Юрием Меркуловым. Он познакомил меня с тайнами мультипликации. С радостью энтузиаста все объяснял, водил на кинофабрику, знакомил с оборудованием, со станками. А потом как-то незаметно я стал ему помогать в одной, другой работе.
А потом даже стал помощником по целому фильму. Это был фильм «Ночная тревога». Ночью в Красноармейском лагере с одной карикатуры стенной газеты сбежал Чемберлен. Сюжет обыгрывал мелкие гадости этого злобного врага молодой Советской Республики. Все кончалось тем, что его ловили и, чтоб больше не убегал, накрепко прикнопливали на положенное место в рисунке карикатуры. После этой работы я был призван в Красную Армию, а по возвращении, в конце 1928 года, поступил в мультипликационную мастерскую «Межраб-помфильм». В ней было тогда шесть человек: Даниил Черкес, Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, Костя Тюльпанов, Николай Валерьянов и Вера Юр-генсон[12].
Все это были молодые, веселые и озорные художники. Как-то легко, шутя, проделывалась самая сложная работа. В мастерской царил дух истинного товарищества, соседствуя с самой суровой требовательностью к себе и к товарищу. Со мной вместе поступил в мастерскую художник Александр Барщ[13]. Нас приняли в связи с огромной работой, навалившейся на мастерскую. Это был 2-3-часовой фильм, иллюстрирующий доклад т. В.Куйбышева о первом пятилетнем плане. Об этой огромной работе, в которой приняли участие все разрозненные группы мультипликаторов Москвы, стоит как-нибудь специально рассказать.
В дальнейшем под руководством Д.Черкеса я принял участие в работе над целым рядом рекламны[х] и агитационных фильмов. Много монтировал, снимал различные сцены, используя метод перекладки, вырезных альбомов и шарнирных марионет[ок].
В 1928-ом году один знакомый художник, А.Барщ, привел меня в мультипликационную мастерскую «Межрабпомфильм». Там я узнал, что Валериан Владимирович Куйбышев будет делать доклад о первом пятилетнем плане и хочет, чтобы рядом с трибуной докладчика на экране появлялись кинокадры, иллюстрирующие те или иные положения его доклада, и оживленные диаграммы, наглядно показывающие рост различных отраслей народного хозяйства.
Работа была очень большой по объему, а главное, значительной и ответственной по самой своей сути.
Для ее выполнения произошла своеобразная мобилизация всех разрозненных в то время групп мультипликаторов. К тому времени я уже окончил киношколу и несколько раз участвовал в отдельных работах режиссера и художника Ю.Меркулова—вот меня и взяли на работу, очевидно, решив, что и я все же чем-то могу быть полезен.
Принимавшие в этой работе участие группы мультипликаторов, а именно группа Ходатаевых—Брумберг, группа А.Иванова, П.Сазонова и Н.Воинова, а также Комиссаренко—Мизякина [14], были еще малочисленней. Работа тем не менее была выполнена с честью.
Фильм получился очень длинным (больше чем на два часа), т.к. помимо мультипликации в нем был широко использован документальный филь-мотечный материал. Но все же по тому времени был выполнен очень хорошо и с большой изобретательностью. Правда, фильм не демонстрировался параллельно с докладом Вал. Вл.Куйбышева—хотя бы потому, что получился очень длинным (он демонстрировался уже после многочисленных сокращений свыше двух часов). Но был показан на заседании Съезда Советов[15].
Т. Куйбышев дал указание, чтоб нам дали пропуска, и группа мультипликаторов (и я в том числе) была на этом заседании в Большом театре. Надо сказать, что фильм принимался делегатами очень хорошо, а в некоторых местах даже весело. Наверное, поэтому из этого материала «Меж-рабпомфильм» потом выпустил фильм, предназначенный уже для ши[рокой публики].
Рукопись.
1. Тер-Габриэлян СаакМирзоевич (1886-1937), советский государственный деятель, один из руководителей борьбы за советскую власть в Армении, в 1928-1935 гг. председатель Совета народных комиссаров Армянской ССР.
2. Спандарян Сурен Спандарович (1882-1916)—литературный критик, деятель российского революционного движения, большевик, участник революции 1905-1907 гг. (в Москве и на Кавказе), в 1912-1913 гг. член ЦК и Русского бюро ЦК РСДРП.
3. Меркулов Юрий Александрович (1901-1979)—режиссер и художник анимационного кино.
4. «Ночная тревога» («Братишкин в казарме», 1928, «Госвоенкино», реж. Ю.А.Меркулов).
5. В титрах фильма «Клякса в Арктике», наравне с Атамановым и Сутеевым, как авторы фильма (художники-мультипликаторы) были названы А.А.Беляков и Д.Н.Бабиченко. В протоколе Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром Наркомпроса РСФСР № 6041 от 19 ноября 1934 г. Атаманов был указан сценаристом фильма, Сутеев—режиссером.
6. Атаманов не упоминает статью в журнале «Пролетарское кино» (№ 5 за 1932 г.) «Контрабанда американщины в советской мультипликации», где авторы (П.Носов, [Н.]Носов, Э.Вальдман) выдвигают в адрес Сутеева и Атаманова политические обвинения, мотивируя их «басенно-зоологической» трактовкой карикатурных изображений политических деятелей в тогда еще не завершенном фильме «Сказка про белого бычка». Не говорит Атаманов и о поддержке авторов этого фильма в подборке статей в газете «Кино» (№ 35 (506) за 1932 год). Изменение отношения к фильму было вызвано, вероятно, партийным постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций», опубликованном 23 апреля 1932 года, которое многие творческие деятели в СССР восприняли как знак начала «культурной оттепели». Вообще характерно, что машинописный и рукописный перечни публикаций о творчестве Л.К.Атаманова, хранящиеся у его наследников, хронологически начинаются с рецензий на фильм «Пес и кот», игнорируя публикации о работах «Межрабпомовского» периода.
7. Птушко Александр Лукич (1900-1973)—режиссер и сценарист анимационного, комбинированного и игрового кино.
8. В сборнике «Кинематография Армении» (М.: Издательство восточной литературы, 1962) документальный фильм «Старый и новый Ереван» датируется 1933 годом. Очевидно, Атаманов ошибается в названии картины либо в ее датировке (что менее вероятно, т.к. в 1933 году мультипликации в Армении не было). Однако в другой рабочей записи Атаманова информация об этом фильме приводится еще раз: «После этой работы (очевидно, «Пес и кот»—Г.Б.) художники Мукуч Карапетян и Каро Еранян (при моей помощи) создали еще один мультфильм (1939 г.) "Старый и новый Ереван"».
9. Евмененко Александр Константинович (1906-1947)—режиссер анимационного кино (с 1932 г.), работал на студиях «Союзкино» («Мосфильм»), «Союзмультфильм», откуда был уволен в 1940 году. Участие в съемках «Волшебного ковра»—последняя работа Евмененко в кино.
10. Подпомогов Валентин Георгиевич (1924-1998)—художник и режиссер (с 1968 г.) кино, заслуженный художник Армянской ССР (1967).
11. Ошибка Атаманова—вторая версия фильма «Пес и кот» по титрам датируется 1955 годом и закончена была после «Золотой антилопы».
12. Константин Тюльпанов—чертежник-мультипликатор, на «Межрабпомфильме» работал с конца 1928 года; Николай А. Валерьянов—помощник мультипликатора, работал в Пролеткульте, на «Межрабпом-Руси»—с мая 1927 года; Вера Борисовна Юргенсон—помощник мультипликатора, училась во ВХУТЕМАСе, работала на «Межрабпом-Руси» с декабря 1927 года. Информация о времени прихода на «Межрабпомфильм» Тюльпанова, Валерьянова и Юргенсон приведена здесь по документам фонда М.Н.Алейникова (РГАЛИ. Ф. 2734. Оп. 1. Ед. хр. 49. Лл. 4об.-5), хотя эти данные несколько расходятся с воспоминаниями И.П.Иванова-Вано «Кадр за кадром».
13. Барщ Александр Осипович (1897-после 1970)—художник-мультипликатор, сценарист и режиссер.
14. Группа Николая Петровича (1892-1979) и Ольги Петровны (1894-1968) Ходатаевых и сестер Брумберг работала в это время на Третьей фабрике «Совкино», там же (но, вероятно, в другой мастерской) работала группа «Иввос»: Александр Васильевич Иванов, Пантелеймон Петрович Сазонов (1895-1950) и Николай Васильевич Воинов (1900-1958).
Комиссаренко Зенон Петрович (1891-1980)—режиссер и художник анимационного фильма, работал на фабрике «Госвоенкино».
Мизякин Петр Львович (1893-?)—художник и режиссер мультипликации, позже—режиссер неигрового кино, с 1927 г. работал на «Госвоенкино», затем—на студиях «Межраб-помфильм» и «Мостехфильм».
15. Атаманов имеет в виду Пятый съезд Советов СССР, проходивший 20-28 мая 1929 года. Начало же работы над кинооформлением доклада Куйбышева может быть датировано апрелем того же года, так как только на апрельской XVI партконференции (и на заседании правительства 23 апреля), был сделан выбор в пользу «оптимального» пятилетнего плана, поддерживаемого В.В.Куйбышевым, в отличие от экономически более обоснованного и реально выполнимого варианта, за который выступал Г.М.Кржижановский. Следовательно, грандиозная работа по созданию многочасового анимационного зрелища (хотя и со значительным процентом документальных кадров) была произведена за месяц. Можно, конечно, предположить, что работа, как указывает Атаманов, началась еще в 1928 году и, возможно, завершение ее могло быть приурочено к докладу Куйбышева на партконференции, но это значило бы, что окончательное решение о плановых показателях было к тому времени уже принято, что не подтверждается исторически (на V съезде президиумов Госпланов, проходившем с 7 по 14 марта, план еще подвергался поправкам и корректировался, и 23 марта Президиум Госплана еще не сделал выбор в пользу одного из вариантов). Вряд ли судьба пятилетнего плана была принципиально решена так рано, и маловероятно, чтобы мультипликаторов посвящали в это решение лишь для того, чтобы эффектнее преподнести проект. Свидетельство Атаманова говорит, что мультипликационные фрагменты, как тогда и было принято, содержали конкретные цифры и показатели, и художники могли пользоваться лишь точными и утвержденными данными.