Лотта Х. ЭЙСНЕР
Демонический экран. Главы из книги. "Усталая смерть". - "Нибелунги". - "Метрополис". - Приключенческие фильмы Фрица Ланга.



Лотта Х. ЭЙСНЕР (а правильнее: Лотте Х. Айснер, 1896–1983), «муза немецкого кино», его историк и участник. Ее первые статьи о кино появились в 1927 году в берлинской газете «Фильм-курьер», и она стала «первой в Германии женщиной-кинокритиком».  Со многими кинотворцами ее связывала потом многолетняя дружба. Фриц Ланг часто звал ее на помощь, Вернер Херцог спешил получить у нее благословение, когда решился на ремейк классического «Носферату», Фолькер Шлёндорф также признался, что за многое ей благодарен, а Вим Вендерс просто посвятил ей свой фильм «Париж, Техас».
Германию она покинула в 1933-м, когда к власти пришли нацисты. В оккупированном Париже в 1940-м она, эмигрантка, была интернирована в лагерь на юге Франции. А после осталась в этой стране, тридцать лет проработала во Французской Синематеке, была правой рукой Анри Ланглуа, или, как говорит она сама в мемуарах,—«девушкой за всё»: собирала по всему свету фильмы, отсматривала их, устраивала показы, предваряла их лекциями, участвовала в организации выставок, сопровождала Ланглуа на сессии ФИАФ… И писала—статьи, книги: фундаментальные монографии о Фрице Ланге, о Фридрихе Вильгельме Мурнау… Но все-таки главный ее труд—«Демонический экран» (перв. изд.—1955). Вторая классическая книга о немецком киноэкспрессионизме (наряду с книгой Зигфрида Кракауэра «От Калигари до Гитлера»), она неоднократно переиздавалась и была переведена на многие языки—кроме русского. Теперь эта книга—пока лишь избранными главами (о Фрице Ланге)—приходит и к нам.
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.


© 2002, "Киноведческие записки" N58