Елена НОВИКОВА
"Все думали, что она была немкой..." Из жизни Анны Стен.



Она умерла совсем недавно, в 1993 году, в Нью-Йорке, в возрасте 85 лет, прожив долгую, полную взлетов и падений жизнь. В России, где началась ее артистическая карьера и где она была в конце 1920-х «звездой экрана», о ней уже мало кто помнил, да и историки кино вспоминали ее разве что в связи с Барнетом, у которого она сыграла свою первую роль — «девушку с коробкой». На Украине, где она родилась и где прошла ее юность, ее имя было предано забвению, зато его можно найти во многих зарубежных кинематографических справочниках. В американских изданиях ее называют первой украинской звездой в Голливуде[1]. Правда, до Голливуда была еще Германия, где Анна Стен тоже оставила достаточно заметный след. Американский продюссер Сэмюэль Голдвин в 70-е годы вспоминал: «Каждый думал, что Анна была немкой, многие и сейчас так думают. Может быть, потому, что все свои хиты она сделала в немецком кино. Но нет. Она была русская. Украинка. Это правда. Она родилась в Киеве. Но ее сценическая деятельность началась в России. В Москве. И там же она снималась в фильмах»[2].
Вообще с Анной Стен много путаницы. В справочных изданиях и в публикациях, посвященных ей в последние десятилетия минувшего века, даются очень противоречивые сведения о ней. Наиболее достоверная информация содержится в воспоминаниях известного в Бразилии и в США украинского оператора и режиссера Юрия Тамарского[3], а также в ее интервью (на него есть ссылка в американской энциклопедии об украинцах в Новом свете), где, по-видимому, приводятся самые точные биографические данные.
Родилась Анна Стен в Киеве. Отец (он родом из украинских казаков) был балетмейстером, а мать-шведка — примой-балериной Киевского театра оперы и балета. Анна тоже училась в балетной школе… Собственно, вот и все сведения, в которых различные источники совпадают. А дальше начинаются расхождения. По одним данным, отец погиб во время первой мировой войны, и дочь уже в отрочестве работала, чтобы поддержать больную мать. По другой версии, он остался жив, разыскал потерявшуюся дочь, затем со своей цирковой труппой колесил по России. К двенадцати годам девочка уже стала звездой цирка... В юности она работала в «Киевской правде» и училась в Государственном театральном техникуме. В Киеве ее, мол, заметил сам Станиславский, когда гастролировал с театром, после чего она играла у него в пьесах Метерлинка, Ибсена и др. А к кино, по одной из легенд, ее приобщил Сергей Эйзенштейн (?), хотя первым наставником был все же Борис Барнет. Впрочем, называют еще и Валерия Инкижинова, который преподавал в Киеве актерское мастерство. Одни справочники утверждают, что она была женой Григория Александрова, другие — Федора Оцепа…
Где тут правда, а где легенда, к рождению которой в ряде случаев, возможно, приложила руку сама актриса?
Путаница начинается с даты рождения: в источниках указывается то 1908-й, то 1910 год, а в сообщении о смерти (в журнале «Вэрайэти») говорится, что она умерла в возрасте 80 лет—если посчитать, получается, что родилась в 1913-м[4]. На запросы в киевские архивы о ее метрике мы пока не получили ответа.
То же—с фамилией. Многие зарубежные киноведы и журналисты называют ее «Анна Стенска-Судакевич», на что недавно обратила внимание Н.М.Зоркая. «Из двух барнетовских актрис—из Анны Стен и из Анели Судакевич—видимо, по сходству инициалов во вполне авторитетных западных словарях слепили одну-единственную»[5]. Соответственно, перемешались и фильмы: указывают, что А.Стен играла в «Доме на Трубной», где на самом деле снималась А.Судакевич. При этом «специалистов» почему-то не смутило, что в титрах «Земли в плену» (1928, реж. Ф.Оцеп) и «Торговцев славой» (1929, реж. Л.Оболенский) можно найти имена обеих.
<…>
Теперь трудно установить, позаимствовала ли Анна свой псевдоним у мужа или образовала от фамилии матери. Так или иначе с этим псевдонимом она обрела славу. Снявшись в 1927–1928 годах в фильмах «Девушка с коробкой» (реж. Б.Барнет), «Земля в плену» (реж. Ф.Оцеп), «Провокатор» (реж. В.Турин), «Мой сын» (реж. Е.Червяков) и других, Стен стала настоящей звездой советского кино. В картине «Белый орел» (1928, реж. Я.Протазанов) она играла главную женскую роль рядом с такими корифеями, как Василий Качалов и Владимир Мейерхольд. Анна Стен стала настолько популярной, что некоторые кинокритики провозгласили: советское кино, мол, уже имеет свою Веру Холодную[8].
В 1928 году Анна Стен отправилась на съемки в Германию по линии производственного объединения «Межрабпом-Русь» и сотрудничавшей с ним немецкой фирмы «Прометеус»[9]. <…>
Настоящая слава Анны Стен в Германии началась с фильма режиссера Федора Оцепа «Убийца Дмитрий Карамазов» (по мотивам романа Достоевского), где она предстала в образе Грушеньки. Ее партнером был Фриц Кортнер, уже однажды снимавшийся в экранизации этого романа («Братья Карамазовы», 1920, реж. Карл Фрёлих). Кроме Кортнера, в «Убийце...» снимались известные немецкие актеры Макс Пол (Федор Карамазов), Бернхардт Минетти (брат Иван), Фриц Расп (Смердяков) и другие. Премьера состоялась в берлинском кинотеатре «Капитоль» 8 февраля 1931 года, затем прошли показы в Вене и — во французской версии — в Лозанне[13]. Фильм имел грандиозный успех. Правда, были и критические отзывы. Например, выходившая в Париже газета русской эмиграции «Последние новости» поместила следующее сообщение: «Берлинская фирма “Терра” выпустила фильм советского кинорежиссера Ф.Оцепа “Душегубец Дмитрий Карамазов” по Достоевскому в обработке германского драматурга Л.Франка. Разработка характеров не удалась фильмовому постановщику. В звуковой части использованы балалайки, колокольчики тройки. Красочно поставлена сцена разгула в Мокром, куда приходит полиция арестовывать Дмитрия. В заглавной роли выступает известный германский актер Кортнер, загримировавшийся под монгола. Грушеньку играет советская артистка Анна Стен, Смердякова — Ф.Расп» (6 марта 1931 года). И все-таки большинство рецензентов называли картину не иначе как «прекрасным произведением искусства»[14]. Высоко оценивали экспериментальную работу Оцепа в переходный период от немого к звуковому кинематографу с учетом многолетнего опыта, традиций, образного языка и символики русского кино[15]. Писали о замечательном «родственном по духу ансамбле актеров»[16], а Фрица Кортнера называли самым лучшим немецким актером[17]. <…>
Слава о фильме донеслась до Америки, и в сентябре 1931 года в Нью-Йорке, в зале на 48-й Авеню состоялся его показ. Американская пресса его хвалила, а в журнале «Верайэти» прозучали знаменательные слова об Анне Стен: «А.Стен блестяще воплотила на экране Грушеньку. С ней в немецкое кино пришел новый образ. Она по происхождению русская, но в некоторые моменты выступает, как двойник Марлен Дитрих. Не следует понимать буквально; речь идет лишь о внешнем сходстве, о соответствии внешности, лица и фигуры стандартам континентальной красоты»[23]. Как оказалось, эти слова предугадали в недалеком будущем поворот в судьбе актрисы.
<…>
Джей Лейда[26] заметил, что облик русских актеров, попавших за рубеж, в советской прессе искажался. Да, в сущности, о них переставали писать. Последняя информация в Москве об Анне Стен появилась в журнале «Пролетарское кино» в 1932 году. Зато с начала 30-х годов о ней активно писала германская пресса.
Стен много снималась, и менялся ее экранный образ. С обложки «Совет-ского экрана» за 1929 год на нас глядит красивая, но несколько озлобленная брюнетка… В немецких же фильмах такой она нам уже не встретится. С ней происходит метаморфоза. Теперь она прелестная белокурая блондинка. Стильна, полна европейского лоска. Конечно, этой перемене способствовали не только среда[27], но и прежде всего предлагаемый ей киноматериал.
В 1931 году актриса сыграла главные роли в криминальной драме с элементами эротики «Штурм страсти» (реж. Роберт Сьодмак), в мелодраме «Сальто-Мортале» (реж. Э.А.Дюпон), в музыкальной комедии «Бомбы над Монте-Карло» (реж. Ханс Шварц). Фабула последней перекликается с интригой знаменитых «Римских каникул». Стен предстает здесь королевской особой, которая, желая познать обычную жизнь, рискует окунуться в нее без сопровождающих лиц. Анна тут и танцует, и играет на гитаре. «В этом фильме, ставшем хитом публики, — писал рецензент, — Стен в дуэте с Гансом Альберсом смогла полностью раскрыть свой комедийный дар, она имела колоссальный успех и вообще находится на вершине карьеры». «Эта новая УФА-звезда добивается небывалой популярности. Анна Стен, исполнительница ролей во многих русских фильмах, пользуется особым вниманием критики»[28].
Иная по характеру ее роль в картине Роберта Сьодмака, где кражи, убийство, любовь и секс. Эта светловолосая «змея», женщина-вамп привлекает и отталкивает мужчин, при этом весьма соблазнительна, что сумел подчеркнуть и приумножить оператор Гюнтер Риттау[29]. Я имела возможность сама в этом убедиться, поскольку в Киномузее Берлина сохранился шестнадцатиминутный фрагмент фильма. Между прочим, любопытные детали всплыли при знакомстве с документацией фильмов «Бомбы над Монте-Карло» и «Штурм страсти». <…>
Естественно, на нее обратил внимание Голливуд, переманивавший в ту пору из Европы всех талантливых кинематографистов. Американцам уже удалось заполучить таких европейских звезд, как Грета Гарбо и Марлен Дитрих и сделать из них кинодив. Продюсеру Сэму Голдвину в 20-е годы удалось «вылепить» свою звезду — венгерку Вильму Банки[31]. В начале 30-х  он собирался продюсировать экранизацию «Братьев Карамазовых»[32]. Посмотрев немецкую версию, он был поражен игрой Анной Стен. «День, когда я заметил ее, — вспоминал он позже, — был величайшим днем во всей моей карьере. Я подумал: “Это настоящая звезда! У нее есть всё. И внешность, и стиль, и сексапильность, и класс. У нее естественная красота, интеллегентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное знание жизни. И она могла бы сыграть, как “бестия”!» Голдвин предложил Стен работу в Голливуде, и Анна подписала контракт. Что ею двигало? Скорее всего, представление о Голливуде как о новом, неизведанном мире, открывавшем неслыханные возможности. По одним источникам, она уехала в США в 1932 году, по другим — в 1933-м[33]. Если верно последнее, то можно предположить, что свою роль тут сыграла, кроме всего, менявшаяся обстановка в Германии: укрепление позиций национал-социализма.
<…>
Правда, актерская карьера Анны Стен в Голливуде сложилась — не в пример ее российскому и германскому периодам — не так удачно, как думалось им, когда они туда отправились. Сэмюэль Голдвин собирался сделать из Стен кинодиву 30-х. Она снялась подряд в трех его фильмах: «Нана» (1934, реж. Дороти Арцнер, по роману Золя), «Мы живем снова» (1934, реж. Рубен Мамулян, по мотивам романа Толстого «Воскресение», с Фредериком Марчем в главной мужской роли) и «Свадебная ночь» (1935, реж. Кинг Видор, где ее партнером был Гарри Купер). Критика отзывалась об этих фильмах хорошо, однако надежды на коммерческий успех не оправдались[35]. Ж.-Л.Пассек считает, что не Анна Стен была тому виной, а исходная установка Голдвина, который вздумал лепить из нее «новую Грету Гарбо».
<…> Но ни тогда, ни позже, несмотря на несомненный талант и яркую внешность, запрограммированного успеха Анна Стен уже не имела. В 1955 году она снялась у Эдварда Дмитрыка в фильме «Солдаты удачи» с Кларком Гейблом. Этот и последующие фильмы40 с участием Стен не имели успеха у зрителей, в результате кинокарьера Стен практически окончилась, хотя она продолжала изредка сниматься в Голливуде до 1962 года, но уже чаще на вторых ролях.
Работала на телевидении, на радио, приняла участие в постановке брехтовской «Трехгрошовой оперы». Кинодивой в Америке она так и не стала. Американцы не простили ей акцента, ее европейского менталитета и того, что она не сумела (или не захотела?!) вписаться в харизму Гарбо[41].
Завершив свою кинематографическую деятельность, Анна Стен занялась живописью. Ее работы экспонировались в музее в Бостоне, побывали в европейском турне[42]. Сама она держалась стойко, «до конца своих дней она жила так, как будто ее карьера звезды была запрограммирована и внезапно разрушена, но все это не отразилось на ее моральном состоянии» (Ж.-Л.Пассек). Умерла она в Нью-Йорке 12 ноября 1993 года от сердечного приступа, о чем появилось сообщение в журнале «Variety»[43].
В Европе ее не забыли. Российские и немецкие фильмы с ее участием вошли в классический фонд, к которому часто теперь обращаются. В 1999 году во Франции была устроена специальная ретроспектива, посвященная Анне Стен, где чередой прошли, одна за другой, ее экранные героини, сыгранные в России, Германии и в Голливуде.
Воспоминания Сэмюэля Голдвина о встречах и работе с Анной Стен, вошедшие в книгу Г.Канина «Голливуд»,  увидели свет еще при жизни актрисы. Возможно, она их читала. Но вряд ли ей были известны размышления о ее актерской судьбе, принадлежащие перу поляка Збигнева Питеры, немецкая пресса 60-х годов и очерк о творчестве и судьбе актрисы, с большой симпатией написанный французом Ж.-Л.Пассеком. «Анна Стен, забытая сегодня кинематографистами, — справедливо подытожил он, — остается тем не менее трагическим представителем мира голливудских звезд большой эпохи».
 
 
1. The Ukrainian heritage in America (Valter Dushnyk, Nicholas Fr. Chirovsky). Ukrainian congress committee of America. Ukrainian americans in films and television by Andrew Gregorovitch. New York, 1991. p. 325–326; A consize Encyclopaedia. University og Toronto Press. Toronto, 1971, p. 1147 (указано около 10 наиболее известных актеров и режиссеров украин-ского происхождения).
2. K a n i n  G a r s o n. Hollywood, The Viking Press. New York, 1974, p. 78.
3. Н о в и к о в а  Е л е н а. Свет угасшей звезды. — «Зеркало недели», 2001, № 47, 1 декабря; Український біографічний довідник. Киев, 2001; Т а м а р с ь к и й  Ю р і й. Спогади фільмара. — «Кіно-Коло», Київ, 2001, № 11.
Юрий Хомич-Ковбасюк (Тамарский) (1903–1987) был с юных лет связан с украинским националистическим движением. Принимал непосредственное участие в военных выступлениях в рядах армии УНР в 1920-е годы. В период учебы и работы при Советской власти оставался верен своим убеждениям. Студентом снимался в массовках в «Броненосце “Потемкин”», был помощником оператора Д.Демуцкого в фильме Довженко «Вася-реформатор». В 1928 году снимал психологическую драму «Джальма» (реж. А.Кордюм). Впоследствии часть жизни провел в Бразилии и США.
4. Universal Filmlexicon, c. 345; Encyclopädie des Films, S. 735; «Film», S. 11; «Variety», New York, 1993, 12 dec. На самом деле Анна Стен родилась в 1906 году (эта дата стоит в анкете для вступления в АРК, собственноручно заполненной актрисой. — Прим. ред.).
5. З о р к а я   Н е я. «Я делаю ставку на актера...» Борис Барнет в разные годы. — «Киноведческие записки», № 47 (2000), с. 204; Quinlan’s illustrated Directory of Film Stars. New York, 1986; K a t z   E p h r a i m. The Film Encyclopaedia. New York, 1994.
<…>
8. P i t e r a   Z b i g n i e w. Указ. соч., p. 62.
9. Ж.-Л.Пассек писал о личных мотивах ее приезда в Германию: «Ее судьба получила другое направление, когда Оцепу нужно было ехать в Германию, чтобы использовать самые оптимальные технические возможности современного кино» (P a s s e k  J e a n - L o u p. Anna Sten: Star «Programmee». — In: Festival International du Film de la Rochelle, 1999. Catalogue), p. 14–15. «Почему она поехала в Берлин — я не знаю, что-то связано с ее мужем, — этим она вызвала сенсацию» — вспоминал С. Голдвин (K a n i n  G a r s o n. Hollywood, p. 79). В ряде немецких источников отмечается, что Стен была давней героиней фильмов Ф.Оцепа и его женой (Dostoewski im Tonfilm. Terra-Film im Russenstil. 1932. BA-Filmarchiv. Sign. 11617; «Film», 1994, № 1, S. 11). Впоследствии одна из немецких газет объясняла причину приезда Ф.Оцепа в Германию тем, что «он всегда был в тени великих Эйзенштейна и Пудовкина» («Der Kurier», Berlin, 1964, 22. April). Для многих, в том числе для Ф.Оцепа, А.Разумного работа в Prometeus-Produktionen «была трамплином для их карьеры в капиталистическом зарубежье» («Fantasien Russes», S. 26).
<…>
13. K l a u s  U l r i c h  I. Deutsche Tonfilme. Filmlexikon der abendfüllenden deutschen und deutschsprachigen Tonfilme nach ihren deutschen Uraufführungen (2 Jahrgang, 1931). Berlin: Klaus, 1988, S. 211–212.
14. «Die Tageszeitung», 1931. 18. Juni.
15. I h e r i n g  H e r b e r t. Ein Meisterwerk der FilmKunst (Bundesarchiv, 1931). — Filmexil. Zeughauskino Deutsches Historisches Museum Berlin, Nr. 13 (Red.: Michael Esser). Berlin, 1961.
16. «Lichtbild-Bühne», 1931, 7. Februar.
17. «Variety», 1931, 22 Sept.
<…>
23. «Variety», New York, 1964, 22. September. Под словом «континентальный» американец подразумевал «европейский».
<…>
26. L e y d a  J a y. A History of the Russian and Soviet Film, 1960.
27. А.Стен в это время жила в престижном районе Берлина — Грюневальде.
28. Universal Filmlexicon, 1932, S. 345; «Film», 1994, № 1, S. 11. «Bomben auf Monte Carlo». Reklame Ratschlag UFA, Berlin, 1931, S. 15.
29. «Stürme der Leidenschaft», 23.01.32. (BA — Filmarchiv. Sign. 16639).
<…>
31. P a s s e k  J e a n - L o u p. Указ соч., p. 14.
32. P i t e r a   Z b i g n i e w. Указ. соч, p. 62.
33. Согласно большинству источников, в Германии: 1928–1932 гг.; в Америке: 1932–1936 и 1940–1993 гг.; в Англии: 1936–1940 гг. Иногда указывают год приезда А.Стен в Германию — 1929; отъезда в Америку — 1933. («Film», 1994, № 1, S. 11; Fantasien Russes. Russische Filmmacher in Berlin und Paris (1920–1930). Mьnchen, 1995, S. 179. Сведения об отъезде в США в 1933 г. см.: M i e r a u  F r i t z. Russen in Berlin. Literatur, Malerei, Theater. Film 1918–1933. Leipzig; К а п е л ь г о р о д с ь к а  Н о н н а, Г л у ш к о  Є в г е н,  С а н ь к о 
О л е к с а н д р а. Український біографічний довідник. К., 2001).
<…>
35. The Ukrainian heritage in America, p. 325.
<…>
41. «Film», S. 11. Bьchers Encyclopдdie des Films. Luzern und Frankfurt / M.: Verlag C.J. Bьcher, 1977, S. 735.
42. The Ukrainian heritage in America, p. 325.
43. Variety. Vol CCC LIII, 1993, № 4, 29 Nov., p. 69.
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с полной версией этой статьи можно найти здесь.
 
 


© 2002, "Киноведческие записки" N58