«—Нет,—резко сказал Баурджан Момыш-Улы,—я ничего вам не расскажу. Я не терплю тех, кто пишет о войне с чужих рассказов.
—Почему?
Он ответил вопросом:
—Вам известно, что такое любовь?
—Да.
—До войны и я считал, что мне это известно. Но любовь, какую я знал, ничто в сравнении с той, какая возникает в бою. На войне рождается самая сильная любовь и самая сильная ненависть, о какой люди, этого не пережившие, не имеют представления».
А.А.Бек. Волоколамское шоссе.
После каждого человека остаются вещи, документы, в которых он отразился, по которым можно познакомиться с ним. В первую очередь это, конечно, дневники и воспоминания (особенно если они писались для себя, а не для печати), но это если речь идет об одном человеке. Отношения между людьми можно понять только из переписки.
Читать чужие письма считается неприличным, хотя, наверное, многим из нас иногда так хочется это сделать. Когда разбираешь документы деятелей кино, то часто натыкаешься на глубоко личные письма, и тогда можно с полным правом утолить свое любопытство, заглянуть туда, куда даже близкие люди далеко не всегда допускаются.
Переписка дает возможность увидеть сразу двух людей, попытаться понять каждого из них, их отношение друг к другу, а также позволяет увидеть героев глазами друг друга.
Предлагаемые вниманию читателей письма, как можно догадаться, любовные. Роман начался в 1944-м, а закончился, по-видимому, в 1946 году, но последнее сохранившееся письмо было датировано 1966 годом.
Более двадцати лет общения, любви, дружбы, ссор, ненависти… иногда кажется, что все прошло и утихло, чувства стали спокойнее и ровнее, но, спустя годы, снова прорываются письма полные боли и любви…
Герои романа: Вера Павловна СТРОЕВА (1903–1992)—сценарист, режиссер, поставила фильмы «Поколение победителей», «Мы русский народ» и многие другие, экранизировала оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», жена известного режиссера Григория Львовича Рошаля, хозяйка дома, где любили собираться многие замечательные люди того времени: С.М.Эйзенштейн, Э.И.Шуб, А.П.Довженко, В.В.Вишневский, В.Н.Яхонтов и многие-многие другие, человек, чья энергия и обаяние покоряли окружающих. Вера Павловна родилась в Киеве, там же в 1920–1921 годах училась на актерском отделении Государственного института театрального искусства имени Лысенко, в 1921 году приехала в Москву, где написала ряд пьес и рассказов, поставила несколько спектаклей в мастерской Педагогического театра. В кино с 1925 года (сценарий «Господа Скотинины» совместно с Серафимой Львовной Рошаль, постановка Г.Л.Рошаля.)
И—Баурджан (Бауыржан) МОМЫШ-УЛЫ (1910–1982)—панфиловец, один из героев битвы под Москвой. Именно от лица Б.Момыш-Улы идет повествование в повести А.А.Бека «Волоколамское шоссе»—первом про-изведении, посвященном битве под Москвой.
Б.Момыш-Улы родился в ауле Куль-Бастау в семье скотовода из казахского рода Дулат, до 13 лет жил в ауле, после—в советских интернатах. После окончания средней школы Баурджан едет учительствовать в один из отдаленных районов кочевья, в 1932-м—призван на военную службу, уволившись из рядов армии, учится и работает в системе Промышленного банка, в 1941-м снова призван в советскую армию, прошел всю войну, дослужился до звания полковника. После войны окончил Высшую военную академию генерального штаба, занимался военно-педагогической работой. В 1956 году увольняется из армии и занимается общественной и литературной деятельностью.
Хотя Б.Момыш-Улы прославился на всю страну и был одним из самых известных и почитаемых людей в Казахстане, но звание Героя Советского Союза он получил лишь в 1980 году—посмертно.
Две культуры, два мира, столь различных, сталкиваются в письмах. Несмотря на огромное желание понять друг друга, герои все-таки остаются чужими. Баурджан, гордящийся своим казахским происхождением, принципиально остающийся по традиции человеком без фамилии (Момыш-Улы— означает сын Момыша, т.е. отчество) пишет книги на русском языке. Долгие годы прожив в Москве, он оставался очень одиноким, и, выйдя в отставку, возвращается в Алма-Ату, где во второй раз вступает в брак. В письмах из Алма-Аты (после 1956 года) он, кажется, обретает себя, но потом оказывается, что только часть себя, потому что другая половина так и остается в Москве с единственно родным, хотя и не до конца понятым человеком.
В 1945 году, во время ссоры, Вера Павловна просила Баурджана вернуть все ее письма, поэтому нам представилась счастливая возможность увидеть их среди документов Строевой, но после 1945-го сохранились только письма Б.Момыш-Улы.
Переписка сохранилась не полностью, поэтому о некоторых событиях мы можем только догадываться, но и сохранившаяся часть столь обширна, что для печати были отобраны самые характерные из писем, часто и они приводятся не полностью (опускаются малозначительные бытовые подробности, приветы общим знакомым и т.п.)
Так как для Момыш-Улы русский язык неродной, то, где возможно, мы исправили орфографию и пунктуацию в тексте, но постарались сохранить авторский стиль.
Предположительное прочтение фрагментов текста дано в квадратных скобках.
К сожалению, не всех людей, упоминающихся в тексте, мы смогли установить, так как многие названы только по именам, без фамилий.
Данные документы хранятся в Государственном центральном музее кино в фонде Рошаль-Строевой (ф. 98, оп. 1, ед. хр. 182–183.)
Александра Баталина
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти
здесь.