Весь Медведкин. Фильмография.



Александр Иванович Медведкин — признанный классик. Считается, что его творчество любят и почитают историки кино и режиссеры как в нашей стране, так и за рубежом. Между тем его произведения показываются у нас от случая к случаю. Многие фильмы оказались утраченными, а написано о нем постыдно мало.
Как тут не вспомнить горькие слова Дзиги Вертова, написанные (по сходному поводу) во второй половине 1940-х гг.:
«Мы не храним созданных нами образцов документальной кинематографии. И ждем, чтобы из Уругвая, из научно-исследовательского института, пришло к нам письмо с предложением взять на хранение фильмы Дзиги Вертова»[1].
Пророчество почти сбылось и в отношении самого Вертова, и в отношении Медведкина. До сих пор не существует научной фильмографии Вертова, не изданы полностью его дневники (несколько месяцев назад их опубликовали в Германии), сценарии и теоретические статьи. До сих пор у нас не было и сколько-нибудь полной фильмографии Медведкина — так же, как и каталога фильмов, сделанных на кинопоезде... Мемуары Александра Ивановича «294 дня на колесах» были опубликованы в СССР в 1977 году в сборнике «Из истории кино. Материалы и документы»[2], в то время как в Аргентине (!) они были изданы на четыре года раньше отдельной книжкой (в нее вошел также каталог фильмов, сделанных на кинопоезде под руководством Медведкина)[3].
Широкое признание пришло к двум режиссерам тоже вначале за границей. Их популярность в среде французских кинематографистов и интеллектуалов в 1960-е годы, видимо, вряд ли была простым совпадением. Где же еще, как не в стране, открывшей историю кино фильмом «Прибытие поезда», могли оценить революционные проекты по организации кинопроизводства и неординарные методы пропаганды, предложенные Вертовым и Медведкиным? Вспомним: Вертов много работал в 1919–1920 годах на агитпоездах ВЦИКа, в 1921–1922 годах воплотил в жизнь «автокино» (идея и техническая разработка которого принадлежали инженеру Д.Иолку), а в 1930-е годы разрабатывал проект «безотходной» творческой лаборатории. Медведкин в 1931 году организовал кинопоезд, призывал возобновить его работу в 1960-е годы, а в 1942 году предлагал создать автокинобазу. Жизнь двух режиссеров в их лучшие, наиболее насыщенные творчеством годы, проходила «на колесах и рельсах» — в буквальном и в переносном смыслах.
Между тем вытащить «творческие поезда» режиссеров из запасных или тупиковых путей истории кино вполне возможно. Для этого следует в первую очередь составить (и опубликовать) максимально полные фильмографии и библиографии[4]. Именно с этого, а не только с обширного списка трудов о кинематографистах, не только с издания их отдельных сочинений начинается подлинное уважение к их таланту.
Собственно, эти соображения и побудили нас в год 100-летия со дня рождения Медведкина попытаться вернуть режиссеру запоздалый исторический долг. Конечно же, наша фильмография (как и любая другая) не претендует на абсолютное совершенство. В дальнейшем к ней, безусловно, прибавятся новые данные. Но, при всех явных и — до поры — незаметных упущениях, начало полноценному изучению творчества Медведкина все же можно считать положенным.
Мы решили — чтобы не портить целостностного впечатления о творческом пути Медведкина — не выделять особо те фильмы, в которых режиссер выступал только в качестве сценариста, ассистента режиссера или начальника фронтовой киногруппы. Фильмы расположены в хронологическом порядке, по мере завершения их производством (в нескольких случаях приводится дата, стоящая в титрах и расходящаяся с общепринятой). Внутри одного года вначале идут фильмы, а затем — киножурналы. К сожалению, дату выпуска на экраны удалось установить не везде, поэтому в качестве исключения указан, например, период, в течение которого был сделан тот или иной фильм, или месяц, которым датируются выпуски киножурнала «Новости дня». Если фильмы черно-белые и/или немые, это не оговаривается. По мере возможности приводятся полные инициалы членов съемочных групп (что потребовало отдельных разысканий). Всюду указано, где находятся сохранившиеся фильмы и киножурналы, отмечена неполнота существующих копий.                
Пометка «Фильм не сохранился.» означает, что он отсутствует в РГАКФД, в Госфильмофонде, в Государственном архиве кинофотофонодокументов Украины, в Центральном Государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписей республики Казахстан, в фильмотеках ЦСДФ и ВГИКа. Отмечены случаи, когда копии одного фильма имеются в нескольких архивах.
Названия сюжетов киножурналов выделены курсивом. Для удобства введена также нумерация сюжетов (в случаях, когда они не имеют названий, это просто необходимо).
К неигровым фильмам и киножурналам даны аннотации, раскрывающие основные объекты съемок.
В фильмографию не включена кинокомедия И.А.Пырьева «Трактористы» (1939). Киновед Н.А.Изволов установил, что основой этого фильма послужил сценарий Медведкина «Три танкиста», несколько переработанный Е.М.Помещиковым. В титрах «Трактористов» имя Медведкина, тем не менее, отсутствует.
Известно также, что А.И.Медведкин в качестве зам. директора Бакинской киностудии принимал определенное участие в создании фильма А.Г.Иванова «Подводная лодка Т-9» (1943). В титрах фильма это никак не отражено; упомянута только как ассистент режиссера В.И.Медведкина (супруга Александра Ивановича). Поэтому эту ленту в фильмографию мы также не включили.
Отдельно следует пояснить, почему в фильмографии нет киноленты «Мы были на целине» (1956), приписанной Медведкину некоторыми маститыми киноведами. Нам известен только один фильм с таким названием, сделанный как раз в 1956 году, но в его титрах режиссерами значатся В.П.Трошкин и В.И.Ходяков (то же самое можно узнать из газетных рецензий). Никаких документальных свидетельств причастности Александра Ивановича к этой работе мы не нашли.
Прилагаемая выборочная библиография раскрывает основные источники, которые были использованы в работе при составлении фильмографии и каталога фильмов кинопоезда. Кроме того, ценные сведения были почерпнуты из материалов, хранящихся в Кабинете советского кино ВГИКа, из фонда Медведкина в Музее кино, из архива Госфильмофонда, из картотек и монтажных листов РГАКФД, из ряда документов, хранящихся в РГАЛИ.
 
Выражаем признательность за помощь в работе Н.А.Изволову, Е.А.Мисаланди, Е.Долгопят, В.Н.Антропову, В.И.Гурченкову.
 
 
1. В е р т о в  Д з и г а. Статьи. Дневники. Замыслы. — М.: «Искусство», 1966, с. 264.
2. М е д в е д к и н  А.И.  294 дня на колесах. — В сб.: «Из истории кино. Материалы и документы». Вып. 10, М.: «Искусство», 1977.
3. M e d v e d k i n  A l e x a n d e r.  294 dias sobre ruedas (presentacion por Edgardo Cozarinsky). Buenos Aires (Argentina): Siglo veintiuno Argentina Editores S.A., 1973. El cine como propaganda politica.
4. Работа над фильмографией Д.Вертова ведется нами уже более пяти лет и близится к завершению. Почти сразу стало очевидным, что в этом исследовании не обойтись без пространных комментариев, объясняющих степень участия Вертова в создании того или иного фильма и многие другие существенные детали, а также без приложений. Необходимо также подробно разъяснить, в каком состоянии находятся сохранившиеся фильмы и киножурналы. Поэтому в окончательном виде фильмография займет большой объем, что, видимо, сильно затруднит попытку опубликовать ее полностью.
 
                                                                                 Александр Дерябин
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.


© 2000, "Киноведческие записки" N49