Как я стал киноактером. Страницы невышедшей книги



В Российском государственном архиве литературы и искусства в фонде Госкиноиздата сохранились материалы сборника «Как я стал киноактером», так и не вышедшего в свет.
Надо сказать, что судьба предшествующего ему издания «Как я стал режиссером» весьма причудлива. Оно готовилось в конце Великой Отечественной войны и вышло в свет в 1946 году. Включало в себя тридцать автобиографий (правда, тридцати двух режиссеров: Георгий и Сергей Васильевы, а также Григорий Козинцев и Леонид Трауберг были тогда еще одним режиссером, состоящим из двух равноправных половин) от Г.Александрова до С.Юткевича. Позже это издание было изъято как из продажи, так и из библиотек. В середине 50-х годов оно стало время от времени появляться в букинистических магазинах, поэтому есть в ряде московских библиотек и у коллекционеров кинолитературы. К сожалению, эта замечательная книга об отечественных кинорежиссерах известна в меньшей степени, чем она того заслуживает, с ней незнакомы даже многие профессионалы-киноведы.
Сборник же «Как я стал киноактером» неизвестен. За пятьдесят с лишним лет его материалы заказывали в архиве два или три исследователя. Между тем в сохранившемся «Содержании» (РГАЛИ, ф. 966, оп. 2, ед. хр. 883, лл. 128–129) перечислены пятьдесят актеров, чьи рассказы о себе должны были быть напечатаны в книге: Андрей Абрикосов, Авет Аветисян, Асмик Акопян, Петр Алейников, Верико Анджапаридзе, Борис Андреев, Михаил Астангов, Марк Бернес, Серафима Бирман, Василий Ванин, Ната Вачнадзе, Ада Войцик, Владимир Гардин, Эраст Гарин, Михаил Геловани, Анатолий Горюнов, Николай Дорохин, Олег Жаков, Михаил Жаров, Янина Жеймо, Ольга Жизнева, Сандро (Александр) Жоржолиани, Ирина Зарубина, Степан Каюков, Николай Крючков, Сергей Комаров, Елена Кузьмина, Марина Ладынина, Борис Ливанов, Иван Любезнов, Тамара Макарова, Давид Малян, Варвара Массалитинова, Семен Межинский, Николай Мордвинов, Грачия Нерсесян, Татьяна Окуневская, Любовь Орлова, Николай Охлопков, Евгений Самойлов, Лев Свердлин, Валентина Серова, Борис Тенин, Зоя Федорова, Александра Хохлова, Людмила Целиковская, Борис Чирков, Николай Черкасов, Михаил Штраух.
Почти все из вышеперечисленных актеров рассказали о своем приходе в профессию. В деле отсутствуют тексты М.Геловани, Л.Орловой, З.Федоровой и Н.Черкасова. Зато есть тексты Николая Боголюбова, Андрея Костричкина и Елены Тяпкиной. Кроме того, в деле сохранились первые две (или полторы) главы предполагаемой книги воспоминаний Т.Булах и В.Гардина “Наша актерская работа во время блокады Ленинграда”, выбранные, скорее всего, из-за описания в них Гардиным начала своего актерского пути. Однако в вышедшие в начале 50-х годов “Воспоминания” Гардина в двух книгах (II-й том написан при участии Т.Д.Булах-Гардиной) данные главы не вошли.
В тех же папках сохранился (там же, л. 111-127) и список иллюстраций: в нем отсутствуют имена Михаила Геловани и Давида Маляна.
Из всего этого следует, что, несмотря на значительную работу, редакция не определилась до конца с составом книги, как, впрочем, и с окончательными вариантами текстов: некоторые из них сохранились в нескольких редакциях.
Основной массив текстов был получен издательством весной и летом 1945 года. И представляет значительный интерес не только фактическая сторона, освещаемая актерами, но и интонация рассказов. Как ни странно это сейчас звучит, но рассказывают о себе люди, обретшие достоинство и сознание ценности своего труда и своей жизни. Именно поэтому, хотя тексты и подвергались значительной редактуре, сборник так и не вышел (по той же причине был изъят из продажи и из библиотек сборник «Как я стал режиссером»). Действительность быстро менялась — людям, испытавшим после войны вкус чувства своего достоинства, государство беспощадно напомнило об основах своего функционирования. Уважающие себя люди, ценящие свой труд, профессионалы ему были не нужны.
Думается, этот сборник не потерял своего значения и заслуживает внимания историков отечественного киноискусства.
Ниже печатаются девять текстов из книги «Как я стал киноактером». Мы старались отобрать воспоминания, в наибольшей степени сохранившие авторскую индивидуальность (автографы были предпочтены машинописям, редакторская правка — там, где это возможно, — не учитывалась и т.п.).
У некоторых из публикуемых текстов имелись авторские названия: у упомянутых выше глав из гардинской книги, которые мы даем в «Приложении», поскольку они явно не входят в корпус планировавшейся книги и были присовокуплены к ней, по-видимому, архивистами (кстати, в материалах сборника есть и другой гардинский текст), у воспоминаний Массалитиновой, названных «Мысли о Кино»… А мемуарный текст Николая Дорохина начинается так: «Данную статью можно озаглавить: — «Актер театра в кино» или моя первая роль в кино. Лауреат Сталинской премии Заслужен. артист РСФСР Николай Дорохин».
 
Тексты Петра Алейникова (ед.хр. 881, л. 46–52), Николая Боголюбова (ед.хр. 883, л. 47–61), Владимира Гардина (ед.хр. 883, л. 131–141), Николая Дорохина (ед. хр. 883, л. 142–153) и Варвары Массалитиновой (ед.хр. 882, л. 23–27, 47–50) подготовлены к печати А.Андреевой; тексты Эраста Гарина (ед.хр. 881, л. 109–116), Татьяны Окуневской (ед.хр. 881, л. 155–161 об.), Валентины Серовой (ед.хр. 881, л. 3–7) и Елены Тяпкиной (ед.хр. 883, л. 11–13 об.) — В.Забродиным.


© 2000, "Киноведческие записки" N47