Из истории «Ленфильма». Памятник неизданному сборнику


публикатор(ы) Петр БАГРОВ Вера КУЗНЕЦОВА

В конце 60-х–70-х гг. сектор кино и телевидения Ленинградского Государственного института театра, музыки и кино (ЛГИТМиК, ныне—Российский Институт истории искусств) выпускал сборники «Из истории Ленфильма». (В 63-м номере «Киноведческих записок» была помещена статья Н.С.Горницкой «Из истории Ленфильма», рассказывающая об общих принципах издания). Пятый выпуск сборника решено было целиком посвятить материалам Великой Отечественной войны. Потом военные материалы пришлось ужать. Они составили лишь один из разделов сборника. В него вошли лишь мемуары самых именитых кинематографистов и воспоминания, непосредственно связанные с деятельностью ленфильмовцев в Ленинграде и на Ленинградском фронте. По ряду обстоятельств пятый выпуск так и не был напечатан. Материалы из его военного раздела будут помещены в качестве приложения в готовящемся к публикации сборнике сектора кино РИИИ «Век петербургского кино». Это воспоминания Б.А.Бабочкина, И.Е.Хейфица, И.В.Хмельницкого, руководившего фронтовыми киногруппами, рассказы А.М.Назарова и Е.В.Шапиро, которые в годы войны были операторами фронтовых киногрупп. Будет опубликован переработанный в статью мемуарного характера (из-за вечного дефицита бумаги) сценарий Н.Любошица «Хромой солдат».
В этой подборке, которую публикуют «Киноведческие записки», читатели найдут еще ряд интересных материалов, некогда собранных для военного раздела ленфильмовского сборника, которые, на наш взгляд, не утратили свежесть и силу воздействия, особенно в год, когда страна отмечает шестидесятилетие великой Победы. Это стенограммы заседаний худсоветов, документы, связанные с жизнью студии, ее темпланы. Приказы и стенограммы получены в основном из фондов Российского государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга, где хранятся фонды «Ленфильма». В сборе этих материалов большую помощь нам оказал Д.Г.Иванеев.
Отдельный блок составляют воспоминания режиссеров и актеров «Ленфильма», восстанавливающих восприятие событий войны теми, кто в неимоверно трудных условиях «делал кино»—играл в нем, ставил фильмы. Эти воспоминания кинематографистов хранят дух не только военных лет, но и память семидесятых, когда они были написаны (или записаны). Ленфильмовцы охотно откликались на мои письма, соглашались говорить со мной о войне. К сожалению, я тогда работала без магнитофона и мне, возможно, не всегда удавалось передать непосредственность и индивидуальный стиль рассказчика. Я чувствую себя очень виноватой перед памятью этих замечательных людей, так как из-за неповоротливости нашей издательской системы им так и не довелось увидеть напечатанными свои воспоминания о войне. (К счастью, М.Ю.Блейман опубликовал написанные для нашего сборника мемуары «Ленинградская осень» в журнале «Искусство кино».)
 
В публикуемую «Киноведческими записками» подборку вошли мемуары А.С.Бергункера, работавшего вторым режиссером на фильме братьев Васильевых «Оборона Царицына»—о съемках, проходивших в окрестностях Сталинграда весной—осенью 1941 г.
О съемках «Обороны Царицына» вспоминает и П.П.Кадочников, тогда молодой актер ленинградского Нового ТЮЗа, уже имевший несколько удачно сыгранных ролей в кино (фильм «Антон Иванович сердится», где Кадочников исполнил роль композитора Мухина, к началу войны находился в стадии завершения). В фильме Васильевых Кадочников был занят в роли Николая Руднева. Однако едва ли не большую часть мемуаров Кадочникова составляют воспоминания о мучительном пути от Ленинграда до Сталинграда. Правдивая и страшная картина первых недель войны. Эвакуация. Но ведь эта ужасающая поездка—и часть «производственного процесса», поскольку командированные актеры добираются до места съемок «оборонного фильма», выпуску которого тогда придавалось большое значение.
Мемуары Кадочникова печатаются с некоторыми сокращениями (опущены куски, не имеющие прямого отношения ни к кино, ни к войне). К тому же, четыре машинописных страницы утеряны. Павел Петрович писал свои воспоминания в 70-е годы, но они дополнены отрывками из его дневника, который он вел в 1941 году.
Мы помещаем также очерк «Солдат Борис Блинов», написанный П.П.Кадочниковым о своем друге Б.В.Блинове, знаменитом исполнителе роли комиссара Фурманова в фильме «Чапаев», умершем от брюшного тифа в Алма-Ате.
Режиссер Г.М.Раппапорт рассказывает о своем предвоенном антифашистском фильме «Профессор Мамлок», о работе над Боевыми киносборниками (БКС), о своих фильмах, поставленных в ЦОКС—«Ванька», «Воздушный извозчик», о неосуществленных в годы войны замыслах. Л.З.Трауберг—о своих поставленных и не поставленных в годы войны фильмах .
 
Немного о фильме «Оборона Царицына», который упоминается во многих материалах нашего раздела. В его основу был положен роман Алексея Толстого «Хлеб», но замысел все время претерпевал изменения, и в итоге Васильевы написали оригинальный сценарий об обороне Царицына в 1918 году. Фильм предполагалось выпустить сначала в двух, а затем—в трех сериях. Снимать первую серию («Поход Ворошилова») и вторую («Оборона Царицына») начали одновременно в 1940 г. Весной 1941 г. группа выехала на натуру в Сталинградскую область.
У фильма оказалась странная судьба. Первая серия, получившая название второй—«Оборона Царицына», была принята без поправок и удостоена Сталинской премии. Вторая серия, мало отличающаяся от первой как содержательно-идейно, так и по художественному уровню, положена на полку и в очерках истории советского кино даже не упоминалась. Причину запрета второй серии крупнейший специалист по творчеству братьев Васильевых Д.С.Писаревский объяснил так: «В трактовке Васильевых центральный образ был далек от той монументальной обобщенности и подчеркнутой величественности, которые немного позднее появились в таких фильмах, как «Клятва», «Сталинградская битва», «Падение Берлина». Имели место и масштаб роли, ее место в композиции произведения, соотношение с другими образами». (Д.  П и с а р е в с к и й. Братья Васильевы. М.: «Искусство», 1981, с. 228). А киноведы Е.Я.Марголит и В.Ю.Шмыров в книге «Из’ятое кино» писали следующее: «Во-первых, во второй серии картины основное место отводилось не собственно оборонной теме, а теме борьбы Сталина с вредительскими кознями Троцкого, что для 1942 года было неактуально. Во-вторых, неудачи первого этапа Великой Отечественной войны, связанные с именами Ворошилова и его поколения полководцев, не могли не заставить Сталина отказаться от педалирования их особых заслуг в прошлом. Более того, именно по инициативе Сталина и именно в это время газета «Правда» опубликовала пьесу А.Е.Корнейчука «Фронт», главный конфликт которой основывался на противостоянии двух военных доктрин—старой и новой, двух поколений полководцев—Горлова, представителя довоенного генералитета, и Огнева, представителя молодого поколения полководцев». (Е.  М а р г о л и т,  В.  Ш м ы р о в. Из’ятое кино. М.: «Дубль-Д», 1995, с. 83). Интересно, что следующей постановкой братьев Васильевых стала именно экранизация «Фронта».
       
Фронт приближался к Ленинграду. В жизнь ленфильмовцев вошло военное обучение, дежурство на крышах, однако работа над фильмами не прекращалась Срочно завершались картины, постановка которых была начата еще до войны—«Антон Иванович сердится», «Маскарад», «Его зовут Сухэ Батор» и др. Ставились Боевые киносборники (БКС), состоявшие из коротких новелл агитационного содержания (о них вспоминает Г.М.Раппапорт). Но продолжение работы студии в прифронтовом городе становилось невозможным. Встал вопрос об эвакуации.
 
Мы помещаем Протокол заседания Художественного Совета «Ленфильма» с участием членов партбюро 27 августа 1941 г. о подготовке к эвакуации и Приказ «Об организации Алма-Атинской киностудии художественных фильмов» от 5 октября 1941 года. Вагоны с ленфильмовским оборудованием так и не были вывезены. Блокада перерезала все пути к городу. Ленфильмовцы небольшими группами переправлялись в Казахстан. В скором времени киностудия в Алма-Ате, куда вошли коллективы «Мосфильма» и «Ленфильма», получила название Центральной объединенной киностудии (ЦОКС).
О жизни ленфильмовцев, оставшихся в Ленинграде, дает представление сценарий Н.А.Любошица «Хромой солдат». Мы предлагаем вниманию полный вариант этого автобиографического сценария, дающего представление о жизни «Ленфильма» в осажденном Ленинграде и о беспрецедентной, в своем роде, постановке игрового короткометражного фильма во фронтовых условиях. Н.А.Любошиц выводит себя под именем белорусского режиссера Янки Макаенка. В сценарии имеется несколько выдуманных персонажей и сюжетных линий, однако большинство упомянутых здесь людей—реальны и принимали участие в описанных событиях.
 
Здесь же публикуется стенограмма обсуждения сценария Б.Чирскова «Генерал армии», позднее переработанного в фильм «Великий перелом», поставленный Фр.Эрмлером и вышедший уже в 1946 году.
В конце января 1944 года встал вопрос о реэвакуации «Ленфильма». Мы помещаем документы, связанные с возвращением студии в Ленинград, а также стенограммы обсуждения комедии «Небесный тихоход» (1945), одного из первых фильмов на военном материале, поставленных в Ленинграде после возвращения студии из эвакуации.
Любопытен темплан послевоенного «Ленфильма», наполненный чувством радости, свободы, победы. Он отличался тематическим разнообразием, стремлением привлечь к работе на студии новых интересных авторов, обещал немало интересных картин. К сожалению, короткая послевоенная оттепель быстро кончилась. Значительная часть темплана не была реализована.
 Вера Кузнецова
 
 
Публикуемые материалы делятся на две группы. Основной блок—это документы, еще в середине 70-х окончательно отобранные для публикации в пятом выпуске сборника «Из истории Ленфильма» и даже сданные в набор. Оставшаяся часть документов и воспоминаний в состав сборника не вошла. Мы решили дать эти, «исключенные» материалы в дополнении, не разбивая основной блок—пусть он останется в своем роде памятником невышедшему сборнику. Из этих же соображений и небольшие вступительные статьи к разделам сборника решено было не править—теперь, по прошествии тридцати лет, они представляют своеобразный исторический интерес. Единственное, что нуждалось в исправлениях и дополнениях—это комментарии. За истекшие тридцать лет обнаружилось много важных исторических фактов, мимо которых нельзя было пройти, не говоря уж о том, что некоторые кинематографисты, упоминаемые в документах, умерли—и это тоже нужно было отразить в комментариях.
Система комментариев получилась несколько сложной. Так как многие персонажи упоминаются сразу в нескольких документах из «основного блока», мы решили из соображений экономии дать общие комментарии ко всему блоку. Во второй же порции публикуемых материалов комментарии даются к каждому документу в отдельности, но комментируются только малоизвестные персонажи.
В работе над составлением комментариев активное участие принимал Д.Г.Иванеев, большую помощь оказали нам Е.М.Биневич, А.С.Дерябин, А.М.Загулин и В.Н.Каплан, которым мы выражаем глубокую благодарность.
 
Петр Багров, Вера Кузнецова
 


© 2005, "Киноведческие записки" N72