В октябре 1999 года в местечке Локкум (ФРГ) состоялась трехдневная международная конференция «Трансформация фильма и кино в рамках европейской интеграции».
Целью конференции было обсуждение как проблем сугубо художественных, так и проблем маркетинга, стоящих перед кинематографом европейских стран.
Профессор Вольфганг Шнайдер выдвинул 17 тезисов кинополитики, касающихся всех сторон кинопроизводства и проката фильмов. Отмечая негативные последствия отсутствия геополитики в этой сфере, а также конкретный вред, который якобы наносит тотальная ориентация на строительство мультиплексов, автор доклада сделал неожиданный вывод о том, что «нет никакого европейского фильма. Есть фильм в Европе». В связи с этим нет необходимости создавать наиболее благоприятные условия для продвижения европейского кино; главное — повышать его качество. Именно качество, а не статистические показатели определят степень его отечественной и транскультурной влиятельности.
Доктор Дитер Видерман обратился именно к статистике и привел следующие данные. Европейское кино предназначается в подавляющей мере аудитории страны-производительницы. «Титаник» в Европе посмотрели 85 млн. зрителей, но 95% зрителей немецких фильмов — немцы. 266 европейских фильмов имели в 1997 году менее 1000 зрителей.
Президент Европейского общества кинокультуры Клаус Хаттенбах остановился на условиях кинопроизводства в восточноевропейских странах. В Венгрии, отметил он, практически не осталось возможностей производить фильмы. В Чехии осталось 76% от прежнего числа кинотеатров. 50% потенциальных зрителей в этой стране в кино не ходят вообще. Закончилась жизнь киноклубов. С точки зрения докладчика, одна из причин умирания восточноевропейского кино заключается в ориентации на окупающееся кино, в то время как не исчерпаны дотационные возможности.
Мирослава Сегида (Россия) выступила с сообщением «Особенности национальной кинематографии 90-х годов». В качестве вывода была предложена следующая модель российского кинорынка, как она складывается на сегодняшний день: продюсерские компании—киносеть—видеорынок—телевидение.
Особое внимание уделялось на конференции мультиплексам. Отмечалось, что они не оправдали возлагавшихся на них надежд. Первый мультиплекс, как сообщил доктор Ким Рудольф Кох, был введен в строй в 1990 году, в 1999-м их было уже около сотни. За это время посещаемость сократилась на 10%. Пик посещаемости пришелся на 1993 год, далее пошло неуклонное снижение. За исключением «Титаника» ни одна картина не привлекла к себе большого внимания. Взрослое население настроено по отношению к ним негативно (отмечаются следующие негативные факторы: шум, многолюдность, плохая—американская—еда в буфетах и проч.).
Йохем Штрате (Италия) обратился к проблеме различий в ментальности, которые разделяют аудитории европейских стран, отметив, в частности, особые трудности с продвижением на внешнем рынке немецких картин. В сущности, заметил докладчик, нельзя назвать ни одной современной кинозвезды, кроме французских. Критика настроена по отношению к собственному кино агрессивно. Реклама пребывает в зачаточном состоянии: реклама одного американского фильма равняется годовому бюджету на рекламу в компании, которую возглавляет г-н Штрате (Экспортный союз).
Винченцо Буньо (Италия) добавил, что не только французы, но в последнее время и датчане успешно продают свои фильмы. Беда в том, что молодые режиссеры не заботятся о качестве своих произведений. А продвижению фильмов мешает бюрократия и ведомственные перегородки; необходима единая сеть производства и проката.
Клаус Хаттенбах в качестве оптимальной модели кинотеатра назвал коммунальное кино. Его поддержал Карл-Хайнц Шмид, арендатор кинотеатра. Он также отметил, что в Европе традиционно относятся к фильму как к произведению искусства, и эту традицию следует поддерживать. В частности, не стоит губить фильмы синхронным переводом, лучше использовать титры. Необходимо также расширять специальную кинопечать, так как статьи о кино в общей печати читают мало.
Автор этих строк выступила с сообщением «Self-image-making как технология маркетинга», и на конкретных примерах показала, как в отсутствие действенной рекламы и еле тлеющего проката функцию рекламы берут на себя модификации традиционного для российского кино мифа художника.
В целом дискуссия в Локкуме носила довольно пессимистический характер. До создания действенной стратегии оживления европейского кино и его обмена внутри европейского сообщества пока еще, по-видимому, довольно далеко.