Исправляем ошибку



В результате компьютерного сбоя и по вине ответственного редактора в 65-м номере «Киноведческих записок» произошла досадная накладка: оказалась срезана часть примечаний к статье Н.В.Черновой и В.А.Токарева «Первая Конная: кинематографический рейд в забвение. Исторический комментарий к советскому кинопроцессу 1938–1941гг.». Приносим извинения авторам статьи и нашим читателям и допечатываем пропущенную часть комментариев.

73. Ф о н ш т е й н  А.  Ефим Дзиган. М.,1940, с. 47; Д з и г а н  Е. Жизнь и фильмы: Статьи. Свидетельства. Воспоминания. Размышления. М., 1981, с. 124; А н д р и к а н и с  Е.  Н.  О Пресне, о Париже, о кино: Воспоминания кинематографиста. М., 1988, с. 89.

74. Л о с ь  А.  «В окопах». На съемках фильма «Первая Конная»—«Декада московских зрелищ». 1939, № 26, с.15.

75. Режиссер Е.Дзиган умел «вложить» в кадр максимум информации, не останавливаясь даже перед опасностью простоя. Например, в период постановки фильма «Мы из Кронштадта» Дзиган пытался совместить сцену казни матросов с видом пролетающих чаек. Изо дня в день он категорично распускал группу, пока не удалось отловить несколько птиц для съемок (С о б о л е в с к и й  П.С. Из жизни киноактера. М., 1967, с. 151–152).

76. Д з и г а н  Е.  Жизнь и фильмы: Статьи. Свидетельства. Воспоминания. Размышления. М.,1981, с. 124–125.

77. Б е з ы м е н с к и й  Л.  Секретный пакт с Гитлером писал лично Сталин. —«Новое время», 1998, № 1, с. 32.

78. Д з и г а н  Е.  Искусство и жизнь.—«Кино», 1939, 7 ноября.

79. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 2, д. 381, л. 3.

80. М а р г о л и т  Е., Ш м ы р о в  В. Изъятое кино, с. 75.

81. РГАЛИ, ф. 3015, оп. 1, д. 387, л. 5.

82. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 1, д. 2076, л. 51.

83. РГАСПИ, ф. 558, оп. 11, д. 166, л. 142.

84. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 2, д. 381, л. 4.

85. РГАЛИ, ф. 2450, оп. 2, д. 1134, л. 74.

86. Л и с т о в с к и й  А.  Конноармейцы. Ростов-на-Дону, 1941.

87. РГВА, ф. 9, оп. 40, д. 63, л. 233–234.

88. М а р г о л и т  Е.,  Ш м ы р о в  В.  Изъятое кино, с.75.

89. РГАЛИ, ф.3015, оп.1, д.387, л. 5.

90. М а л ь к о в а Л. Лицо врага.—В сб.: Кино: политика и люди (30-е годы). М., 1995, с. 98.

91. М а р г о л и т  Е., Ш м ы р о в  В. Изъятое кино, с.75.

92. Г о л ь д ш т а б  С.  Мечта актера.—«Искусство кино», 1939, № 12, с. 91–93.

93. Г о л ь д ш т а б  С.  Моя работа над образом вождя.—«За большевистский фильм», 1940, 23 февраля.

94. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 2, д. 381, л. 51.

95. «Кино», 1940, 5 июля.

96. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 1, д. 1425, л. 26об.

97. В а й с ф е л ь д  И.  О «Первой Конной» и стилевой полифонии советского киноискусства.—«Искусство кино», 1979, № 6, с. 140.

98. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 1, д. 1425, л. 1–4, 7–8, 10.

99. «За большевистский фильм». 1940, 7 ноября.

100. В и ш н е в с к и й  В.  Фильм о народе бойце.—«За большевистский фильм», 1940, 7 ноября.

101. «Кино», 1940, 7 ноября.

102. «Кино». 1940, 22 ноября.

103. Этап ноябрьской критики отчасти отражен в заметках Всеволода Вишневского. К сожалению, авторам статьи в настоящее время не известны другие авторитетные источники, которые бы позволили более полно реконструировать события осени 1940 года.

104. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 1, д. 1425, л. 13–16.

105. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 1, д. 1425, л. 17об–18.

106. Д з и г а н  Е.  Жизнь и фильмы: Статьи. Свидетельства. Воспоминания. Размышления. М.,1981, с. 125.

107. И в а н о в  В. В.  Переписка с А.М.Горьким. Из дневников и записных книжек. М.,1985, с. 315.

108. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 1, д. 1425, л. 68–82об.

109. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 1, д. 1425, л. 19, 19об, 23–24, 26, 26об, 30–31, 36, 41–42, 46–47, 52–53.

110. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 1, д. 1425, л. 29, 30, 39, 50.

111. С е в р у к  Ю.  «Конармейцы»—«Красная звезда», 1940, 29 марта.

112. А н д р и к а н и с  Е. Н.  О Пресне, о Париже, о кино: Воспоминания кинематографиста. М.,1988, с. 91.

113. РГАЛИ, ф. 1038, оп.1, д. 1425, л. 32.

114. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 1, д. 1425, л. 27.

115. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 1, д. 1425, л. 57–58.

116. Э й з е н ш т е й н  С.  М.  Выступление на партийно-производственной конференции киностудии «Мосфильм» 27 января 1941.—«Киноведческие записки», №36–37 (1997/98), с. 311.

117. РГАЛИ, ф. 1038, оп. 1, д. 1425, л. 77об., 78об.

118. Ш у б  Э.  Крупным планом. М.,1959, с. 174–175.

119. «За большевистский фильм», 1941, 1 июля.

120. В и ш н е в с к и й  В. Письма из Таллинна и Ленинграда. Письма к С.К.Вишневецкой, 1941 г.—В кн.: Литературное наследство. Т. 78,  кн. 2. М.,1966, с. 200.

121. К у л и к о в  С.  Леонид Луков. Киев,1985, с. 47.

122. Р о ш а л ь  Л.  «Я уже не мальчик и на авантюру не пойду…» Переписка С.М.Эйзенштейна с кинематографическим руководством по сценарию и фильму «Иван Грозный».—«Киноведческие записки», № 38 (1998), с. 146.

123. А н д р и к а н и с  Е.  О Пресне, о Париже, о кино: Воспоминания кинематографиста. М.,1988, с. 93.

124. М и р о н о в а  В.  М.  Театр Всеволода Вишневского. Л.,1986, с.123.

125. Д з и г а н  Е.  Жизнь и фильмы: Статьи. Свидетельства. Воспоминания. Размышления. М.,1981, с.125.

126. Д з и г а н  Е.  Постигая героику времени. М., 1975, с. 58–59.

127. С т р о е в а  В. П.  О друге.—В кн.: Писатель–боец. Воспоминания о Всеволоде Вишневском. М.,1963, с.152. Свидетельство Строевой подтверждает оператор Е.Андриканис: «Во время съемки грандиозной конной атаки на вражеские окопы на возвышенности, расположенной вдоль широкого поля, были установлены операторские рельсы, по которым двигался киносъемочный аппарат, снимая битву с верхней точки. Грандиозные кавалерийские силы ринулись на вражеские укрепления, сметая все, что встречалось на пути. Динамика движения конницы сочеталась с динамикой движения кинокамеры. Сейчас во многих документальных фильмах мы узнаем эти снятые нами фрагменты. Они как бы стали хрестоматийными кадрами времен гражданской войны» (А н д р и к а н и с  Е. Эпос и романтика революции—«Искусство кино», 1979, №6, с.147). Среди последних документальных лент, в которые были включены настоящие кадры, можно назвать фильм Елены и Станислава Раздорских «Любовь Чапая» (студия «Марафон-АРТ», 2003).

128. К о н о п л е в а  А. И.  Б.Н. (Борис Николаевич).—«Искусство кино», 1998, № 12, с. 149.

129. Ш т е й н  А. П.  Небо в алмазах: документальная проза. М.,1976, с. 284.

130. М а р г о л и т  Е., Ш м ы р о в  В. Указ. соч., с. 76.



© 2004, "Киноведческие записки" N66