Вениамин Евгеньевич ВИШНЕВСКИЙ (1898–1952 ) — один из зачинателей отечественного киноведения, посвятивший свою жизнь собиранию и изучению материалов по истории нашего кино. Подготовленные им каталоги и фильмографические справочники — и те, что были напечатаны при его жизни, пусть и в сильно сокращенном виде («25 лет советского кино в датах и фактах» и «Художественные фильмы дореволюционной России» — оба: М., 1945), и увидевшие свет уже после («Документальные фильмы дореволюционной России. 1907–1916», М., 1996 ) — бесценные источники информации, к которым постоянно обращаются исследователи кино. Однако это лишь небольшая часть наследия В. Е. Вишневского. Из его «Автобиографии», написанной за полгода до смерти (она предваряет последний из изданных справочников), следует, что, трудясь в историко-архивном кабинете НИКФИ, затем во ВГИКе и в Госфильмофонде, он осуществил еще целый ряд работ в области киноисториографии, многие из которых либо до сих пор не напечатаны, либо увидели свет лишь в извлечениях. Среди них — и публикуемый ниже историко-фильмографический обзор «Пушкин и его творчество на экране», подготовленный в 1936-37 гг. по заданию НИС ВГИК и кафедры истории кино. Частично он был использован Вишневским в статье «Пушкин в кино» («Искусство кино», 1937, № 7, с.60-64, вариант — в газете «Кино», февраль 1937 г.), однако в полном объеме до сих пор не воспроизводился.
Он печатается по машинописному экземпляру, хранящемуся в кабинете отечественного кино ВГИКа. При подготовке текста к публикации нами была произведена минимальная редактура (уточнена пунктуация, уточнены некоторые инициалы и т.п.). Единственное, в чем мы отступили от оригинала, — это авторские постраничные примечания и ссылки, которые — по установившемуся в нашем журнале правилу — вынесены в конец. Кроме того, в немногих случаях потребовались дополнительные уточняющие комментарии, которые мы помещаем с пометкой «прим. ред.» внизу страниц.
Дополнением к историко-фильмографическому обзору В. Е. Вишневского публикуются воспоминания русского актера Николая Ивановича Орлова «Первые киносъемки в России». Они предназначались для готовившегося Вишневским — опять-таки по заданию кафедры истории советского кино ВГИКа (к намечавшемуся в 1948 году празднованию 40-летия русского кино) — сборника «Материалы к истории кино в России», который должны были составить мемуары ветеранов кинематографа и другие документы. Исследователем было собрано большое количество материалов (в общей сложности около 40 печатных листов), но сборник так и не был издан. Один из его машинописных экземпляров хранится в кабинете отечественного кино ВГИКа. Позднее некоторые из этих материалов (воспоминания З. Баранцевич, О. Преображенской, Н. Гофман, Ю. Желябужского и В. Касьянова) были напечатаны в изданном Госфильмофондом сборнике «Кино и время», вып. 4., М., 1965. Что касается воспоминаний Н. И. Орлова, то Вен. Вишневский частично использовал их в статье «Первые шаги русской кинематографии» («Киногазета», 4 августа 1937 г.), но полностью они публикуются впервые. Мы выбрали их потому, что они связаны с самым первым — еще до «Понизовой вольницы»! — опытом русского кинопроизводства: съемками сцен из «Бориса Годунова», осуществленными Александром Дранковым в 1907 году. Факт в контексте темы «Пушкин и кино» знаменательный: игровое кино в России начиналось с пушкинской темы.
Редакция «Киноведческих записок» благодарит зав. кабинетом отечественного кино ВГИКа Наталью Григорьевну Чертову за помощь в подготовке этих материалов к печати.
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти
здесь.