Значительная часть литературного наследия Г. М. Козинцева уже опубликована. В числе неопубликованного — очень большое число стенограмм его выступлений, в том числе и на заседаниях Художественного совета киностудии «Ленфильм», членом которого Козинцев состоял более 40 лет. К примеру, из 22 стенограмм его выступлений за 1955 год, сохранившихся в фонде киностудии в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб), опубликована только одна. А этот год далеко не рекордный — в иные годы число стенограмм переваливало за 50, а общее число, очевидно, приближается к трем сотням.
Подготавливая к 100-летию со дня рождения Козинцева совместную публикацию стенограмм, ЦГАЛИ СПб и Комиссия по литературному наследию Г. М. Козинцева столкнулись с необходимостью отбора стенограмм с учетом допустимого объема публикации. Было решено ограничить выбор и тематически, и по времени выступлений. Тематически нам показалось интересным отразить отношение Козинцева к молодым режиссерам — и тем, что учились у него во ВГИКе (В. Я. Венгеров, А. М. Граник), и тем, что начинали работу на «Ленфильме» под его художественным руководством (В. Ф. Соколов), и тем, чьи работы он впервые увидел уже на заседании Художественного совета (С. Г. Микаэлян, Н. В. Розанцев, Г. Ф. Шпаликов). Выбор времени выступлений — 1955–1966 годы — определялся тем, что это был период «оттепели», период больших перемен в советском кино, наступивших после «малокартинья», время особенно богатое дебютами. Отобранные стенограммы касаются первых или вторых полнометражных фильмов молодых режиссеров. Исключения, которое мы себе позволили, — две очень важные по содержанию стенограммы: выступление на обсуждении фильма Венгерова «Рабочий поселок» — фильма уже зрелого режиссера, фильма, ставшего одной из вершин «оттепельного» кино, и небольшое по объему выступление на обсуждении не фильма, а сценария — первого сценария В. П. Некрасова.
Все публикуемые стенограммы Козинцев не правил. При подготовке текстов к печати были исправлены явные ошибки стенографической записи. Для облегчения чтения эти исправления не указаны. Знаком <...> отмечены немногочисленные сокращения явных повторов. С целью сокращения и без того большого объема примечаний не приводятся сведения об актерах, если Козинцев только называет персонажей фильмов, но не дает оценки работы актера.
Подготовкка теста Л. С. Георгиевской и А. Д. Бонитенко
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти
здесь.