Предисловие



Прошло 10 лет с тех пор, как культурный мир отметил столетие со дня рождения Сергея Михайловича Эйзенштейна. Во многих странах были проведены международные конференции, юбилейные ретроспективы, выставки рисунков Мастера. В нашей стране был издан специальный Президентский указ (за подписью Б.Н.Ельцина) «О 100-летии со дня рождения С.М.Эйзенштейна», которым специально созданной юбилейной комиссии вменялось разработать план юбилейных мероприятий и рассмотреть вопросы их финансирования.
Журнал «Киноведческие записки», которому в январе 2008 года исполнилось двадцать лет, с первого номера связал свою программу с именем Эйзенштейна, публикуя в постоянной рубрике «Эйзенштейновские чтения» материалы из обширного теоретического наследия Мастера и исследования о нем, а непосредственно в юбилейный год выпустил два специальных номера: один (№ 36/37) целиком состоит из не публиковавшихся ранее эйзенштейновских текстов, второй (№ 38) — специальный номер, посвященный фильму «Иван Грозный», где также было немало архивных материалов. Оба номера стали с тех пор библиографической редкостью. Впрочем, и в последующие десять лет «Киноведческие записки» ввели в историко-киноведческий обиход немало эйзенштейновских материалов.
Но главное — 100-летие (с его программой финансирования) позволило нам — созданному при журнале для осуществления научно-издательских и образовательно-просветительских программ «Эйзенштейновскому центру исследований кинокультуры» — совместно с Музеем кино осуществить подготовку и выпуск главных теоретических трудов Сергея Михайловича: «Монтаж» (2000), «Метод» (в 2-х томах, 2002) и «Неравнодушная природа» (в 2-х томах, 2004, 2006), ранее, если и издававшихся, то с существенными сокращениями. А тут полный корпус материалов и черновых заметок к этим трудам. На очереди новые бесценные тома «неизданного Эйзенштейна». Хочется, пока мы живы, пока есть такие уникальные специалисты по теоретическому и творческому наследию Мастера, как признанный во всем мире Наум Клейман, издать всего Эйзенштейна. Правда, с финансовой поддержкой этого уникального гуманитарного проекта в богатеющей, как уверяют, стране стало, мягко говоря, сложнее. Приходится обращаться к зарубежным фондам. Именно при поддержке Фонда Форда в настоящий момент готовится большой том «Несделанное» (название самого Эйзенштейна, который в задуманной, но не осуществленной книге планировал собрать все непоставленные сценарии и замыслы). На обложках данного номера, которым мы отмечаем 110-летие С.М.Эйзенштейна, публикуются рисунки к неосуществленным фильмам «Стеклянный дом» и «Золото Зуттера».
Хочется надеяться, что нашу научно-издательскую программу мы выполним, а «Дом Мастера» станет в ближайшие годы не только метафорическим названием телевизионного фильма Наума Клеймана, созданного к 100-летию, но физической реальностью (со своим адресом) как часть культурного национального проекта. На это нужна лишь, как теперь говорят, политическая, а я бы сказал, культурная воля.
 
Александр Трошин


© 2007, "Киноведческие записки" N85