Осип БРИК
Кинопублицистика 20-х годов. Человек бьет человека. – Факт против анекдота. – Против кинодрамы. – Настежь ли? – Хороша баба. – Последний крик. – Картины, которые нам не показывают. – Чего не видит глаз. – «Нет и неизвестно». – Писси Пук. – Кино в театре Мейерхольда. – 100 % брака. – Кино и киношки. – Фото и кино. – Коммерческий расчет. – Противокиноядие. – Победа факта. – Полбеды. – Женская-видовая. – Против жанровых картинок. – По существу сценарного кризиса. – Фиксация факта. – Выступление на совещании «Леф и кино».(Публикация А.В.Валюженича)



Осип Максимович Брик (1888–1945) больше известен как литературовед, критик, издатель и редактор, исследователь теории стиха, идеолог конструктивизма и производственного искусства, один из организаторов и руководителей «Ком-фута», «ЛЕФа» и «РЕФа», муж легендарной Лили Брик и ближайший друг Владимира Маяковского.
Но он менее известен широкой публике как прозаик, драматург, оперный либреттист и, наконец, как киносценарист и кинопублицист. Журнал «Киноведческие записки» восполняет этот пробел, последовательно публикуя материалы по теме «Осип Брик и кино»1.
В этом номере журнала печатаются 24 статьи О.М. Брика по кино, написанные им в 20-е годы прошлого века. Этот период обзора выбран не случайно. Во-первых, он совпадает с периодом его наиболее активной работы в кино, когда он возглавлял сценарный отдел одной из ведущих советских киностудий того времени—«Межрабпом-Русь» и сам написал несколько киносценариев (в том числе всемирно известного фильма «Потомок Чингисхана»), а во-вторых, это были годы, последние в жизни В.Маяковского, и он не только был знаком с представленными здесь статьями своего друга, но и сам сделал несколько попыток включиться в кинопроизводство.
Статьи Осипа Брика были опубликованы в ставших сегодня раритетными газетах и журналах 80-летней давности и их републикация дает возможность современному читателю ознакомиться с ними, а собранные в один блок они дают представление о взглядах Осипа Брика как одного из известных деятелей советского кино того периода.
Первым кинематографическим опытом Осипа Брика в кино следует считать написание им в 1923 году совместно с Сергеем Юткевичем сценария художественного фильма «Приключения эльвиста». Как вспоминал позднее Осип Брик, «Госкино его одобрило, купило, оплатило, но не поставило»2. Это оттолкнуло Брика от сотрудничества с кинематографом, тем более что он с увлечением занялся вместе с В.Маяковским изданием нового, «своего» журнала «ЛЕФ», формированием определенной лефовской идеологической платформы. Но полностью игнорировать кино не получалось, оно становилось одной из важнейших форм искусства нового времени, аудиторией которого была практически вся страна... Да и в лефовском кругу собралось немало профессионалов-кинематографистов: Л.Кулешов, Дзига Вертов, С.Эйзенштейн, В.Шкловский, С.Юткевич, В.Жемчужный, П.Незнамов и другие. На общих сборах лефовского кружка, так или иначе, шло обсуждение насущных киновопросов. И Осип Брик, привыкший выносить волновавшие его острые вопросы на страницы печати, начал писать статьи о кино…

«В кинематографии я начал работать как публицист. Установка моя была: «За кинохронику против игровой фильмы». Этой лефовской установке я остаюсь верен до сих пор»,—писал О.Брик в 1927 году3.
Его первая статья по кино «Человек бьет человека» появилась в газете «Кино» 22 сентября 1925 г. За следующий год им были опубликованы около двадцати статей в газетах «Кино» и «Вечерняя Москва», журналах «Советский экран» и «Советское кино». Вот что писал в это время председатель правления Кинопечати К.Шутко: «…издательству удалось привлечь в кинематографию лучших литераторов, серьезно занявшихся вопросами кино: Н.Асеева, С.Третьякова, И.Бабеля, В.Шкловского, О.Брика, В.Перцова, Л.Никулина и др., а по Ленинградскому отделению Кинопечати: Б.Эйхенбаума, проф. Казанского, Ю.Тынянова, П.Радецкого, А.Пиотровского, В.Каверина, Я.Попова, Б.Филиппова и др.»4.
Наконец, в номере газеты «Кино» за 27 ноября 1926 г. под рубрикой «Люди в кино» появилось сообщение: «Для заведывания литературным отделом «Межрабпом-Руси» приглашен О.М.Брик».
«Межрабпром-Русь»—одно из наиболее известных советских кинопредприятий периода немого кино, на котором работали известные кинорежиссеры, операторы и актеры и были сняты фильмы, вошедшие в золотой фонд советского и мирового кино.
О.М. Брик заменил в должности зав. литчастью киностудии «Межрабпом-Русь» В.К. Туркина5.
Вслед за ним туда же перешли известные лефовцы М.Ю.Левидов6 и В.Б.Шкловский. Литчасть «Межрабпом-Руси» к концу 1927 года состояла из: О.М.Брика (заведующего отделом), О.Л. Леонидова7, Н.А.Зархи8, Г.Э.Гребнера9, В.К.Туркина, М.Ю.Левидова и В.Б.Шкловского10.

В газете «Кино» появилась даже эпиграмма:

        Бом-бом—
        Тили-бом—
        Что за странная картина—
        Виктор Шкловский из Совкино
        Угодил в Межрабпом.
        Словом—верь или не верь—
        Не удержишься от крика:
        —«Третья фабрика» теперь
        Станет «фабрикою Брика».
                                                        АРГО11

Хотя Осип Брик и приходит в «Межрабпом-Русь» с лефовской установкой «За кинохронику против игровой фильмы», ему неизбежно приходится заниматься и художественными фильмами: «В настоящее время я работаю на производстве, заведуя лит.отделом Межрабпом-Руси.
Здесь приходится работать не только над хроникальными фильмами, но и, главным образом, над игровыми.
Меня часто упрекают в этом. Но кинопроизводство на 99 процентов держится сейчас на игровых фильмах. В этом вина не производства, а общего культурного уровня страны»12.
Проявляя явную непоследовательность и уходя от декларируемых «лефовских установок», Осип Брик создает в эти годы сценарии кинодрам: «Клеопатра» (1927), «Премьера» (1928–1929) и «Потомок Чингис-хана» (1928)13.
Впрочем, подобное отступление им от собственных «лефовских установок» он делал и раньше, в 1923 году, когда в №1 журнала «ЛЕФ» (отв. ред. В.Маяковский) он поместил рядом с поэмой В.Маяковского «Про это» свою повесть «Непопутчица»14, хотя сам рьяно выступал против беллетристики, за «литературу факта»… Это вызвало тогда упреки в непоследовательности.
Вот и после премьеры «Потомка Чингисхана», наряду с многочисленными восторженными отзывами, в газете «Кино» за 11 декабря 1928 г. появилась едкая заметка за подписью «Арсен»: «…Брик, давний противник анекдота, использовал анекдот для блестящей работы публицистической четкости, но и вместе с тем большой эмоциональной напряженности.
Решается ли на этом спор о «факте» или «анекдоте»?
Но факт, называемый «Чингисханом»,—факт художественный, нужный и радующий.
Будем ждать бриковских опровержений этого факта в “Новом ЛЕФе”».
Насколько известно, О.М.Брик нигде публично не откликнулся на этот выпад.
А фильм «Потомок Чингисхана» по его сценарию получил мировое признание (за рубежом шел под названием «Буря над Азией») и вошел в золотой фонд отечественного киноискусства.
Годы работы О.М. Брика на киностудии «Межрабпом-Русь» (с 1928 года—«Межрабпомфильм») по праву считаются периодом расцвета немого кино. Только в те годы, когда он руководил здесь литчастью, на экраны вышли следующие фильмы, оставившие заметный след в истории советского кино: «Сорок первый», «Сванетия», «Человек из ресторана», «Девушка с коробкой», «Дон Диего и Пелагея», «Конец Санкт-Петербурга», «Кукла с миллионами», «Дом на Трубной», «Саламандра».
Именно в это время газетах и журналах появлялись статьи о кино О.М.Брика, предлагаемые далее вашему вниманию.


1. Б р и к О., Л е о н и д о в О. К экранизации «Евгения Онегина».—«Киноведческие записки» № 42 (1999), с. 246–251.
Неизвестные сценарии Осипа Брика («Приключения эльвиста», «Клеопатра», «Премьера»).—«Киноведческие записки» № 62 (2003), с. 81–110.
Осип Брик и кино. Материалы к теме.—Там же, с. 111–114.
2. Б р и к О. Против кинодрамы.—«Кино», газ., 1925, 27 октября.
3. Б р и к О. Остаюсь верен!—«Кино», газ., 1927 г., 8 ноября.
4. «Кино», газ., 1924, 17 августа.
5. Туркин Валентин Константинович (1887–1958)—известный советский кинематографист с дореволюционным стажем, мастер и теоретик русской кинодраматургии, педагог, автор ряда книг и сценариев («Закройщик из Торжка», «Коллежский регистратор», «Девушка с коробкой», в соавторстве с В.Шершеневичем и др.).
6. Левидов Михаил Юльевич (1892–1942)—журналист, сценарист, лефовец.
7.Леонидов (Шиманский) Олег Леонидович (1893–1951)—сценарист и драматург. С 1926 начал работать в кино, был членом литературного отдела студии «Межрабпом-Русь» (затем «Межрабпомфильм»). Совместно с О.М.Бриком написал в 1930-е гг. несколько пьес, которые ставились в московских театрах.
8. Зархи Натан Абрамович (1900–1935)—сценарист и драматург, заслуженный деятель искусств России (1935). Автор сценариев фильмов: «Мать» (1926, реж. В.Пудовкин), «Конец Санкт-Петербурга» (1927, реж. В.Пудовкин) и др.
9. Гребнер Георгий Эдуардович (1892–1954)—сценарист фильмов: «Медвежья свадьба» (1925, в соавт. с А.Луначарским, реж. К.Эггерт и В.Гардин), «Ледяной дом» (1928, в соавт. с О.Леонидовым и В.Шкловским, реж. К.Эггерт), «Хромой барин» (1928, реж. К.Эггерт), «Саламандра» (1928, в соавт. с А.Луначарским, реж. Г.Рошаль) и др.
10. См.: «Кино», газ., 1927, 6 сентября.
11. Опубликовано в газ. «Кино» 27 сентября 1927 г.
Арго, наст фам. и имя—Гольденберг Абрам Маркович (1897–1968)—поэт-сатирик.
«Третья фабрика»—книга В.Шкловского.
12. Б р и к О. Остаюсь верен!—«Кино», газ., 1927 г., 8 ноября.
13. «Потомок Чингис-хана» (др. назв.—«Буря над Азией», «Межрабпомфильм», 1928 г.). Повесть И.М.Новокшонова «Потомок Чингис-хана» была написана в 1926-1933 гг., впервые опубликована посмертно (после реабилитации автора) в московском издательстве «Советский писатель» в 1966 году.
«Режиссерский план фильма «Потомок Чигис-хана» см. в: П у д о в к и н  В с. Собрание сочинений в 3-х тт. Том 1. М., 1974. Литературный сценарий фильма «Потомок Чигис-хана» опубликован в кн.: В а л ю ж е н и ч  А.  О.М. Брик: Материалы к биографии. Акмола, «Нива», 1993. Здесь же—очерк А.Валюженича «Кто же все-таки автор?» об авторстве сценария.
14. В том же, 1923 году, как и поэма В.Маяковского «Про это», повесть О.Брика «Непопутчица» вышла в Госиздате отдельным изданием.

Публикация и предисловие А.В. Валюженича, комментарии А.В.Валюженича при участии В.В.Забродина


Информацию о возможности приобретения номера журнала с полной версией этой статьи можно найти здесь.



© 2004, "Киноведческие записки" N69