Людмила ИНОЗЕМЦЕВА
Ранние документальные фильмы о Л.Н. Толстом (1908-1913). Из опыта работы архивиста



Есть кинодокументы, которые имеют непреходящую ценность. К ним относятся и съемки великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Благодаря русским и французским операторам мы имеем возможность познакомиться с писателем, запечатленным в движении. Никакие другие — выполненные художниками, скульпторами или фотографами — портреты Л.Н. Толстого не передают с такой достоверностью исторический отрезок времени, в котором писатель провел последние два года жизни.
Историческое значение съемок Л.Н. Толстого было признано довольно рано. Сам факт первой съемки Л.Н. Толстого, выполненной в 1908 году А.О. Дранковым, существенно повысил в глазах общества значение кинематографа. Итальянская фирма «Чинес» в анонсе к своему фильму о Толстом, выпущенному в 1911 году, писала: «...и скоро весь мир увидит на полотне синематографа Льва Николаевича: как он ходил, говорил, работал, отдыхал. В этом есть что-то пророческое. Какое-то проникновение в прошлое, потому что мы видим ушедших из жизни» («Сине-фоно», 1911, № 9). Режиссер-документалист Э. Шуб, приступая к созданию фильма «Россия Николая II и Лев Толстой», писала в сценарной заявке: «Попытка на хроникальном материале отобразить один из периодов времени, в котором действовал Толстой, органично связанный со своей эпохой, дать характеристику его как мыслителя — попытка новая и чрезвычайно ответственная»[1]. Как драгоценнейшие кинодокументы дореволюционных лет, представляющие собой выдающуюся историко-культурную ценность, оценивал эти съемки историк раннего отечественного кино С.С. Гинзбург[2]. Кинокритик Л. Аннинский обобщил результаты своего исследования документальных съемок Л.Н. Толстого (одного из самых полных и объемных) в монографии «Лев Толстой и кинематограф». Выдающийся историк кино и фильмограф В.Е. Вишневский сообщал в своей автобиографии о том, что в 1939-1941 годах им была подготовлена книга «Толстой и кино», написанная на правах диссертации. К сожалению, война помешала изданию этого исследования, и с тех пор оно куда-то бесследно исчезло.
Попытки изучения ранних документальных фильмов о Л.Н. Толстом предпринимались и в РГАКФД, что никак не отразилось на состоянии научно-справочного аппарата по данной теме[3]. До последнего времени в научно-справочном аппарате архива можно было найти лишь весьма общую информацию об этих кинодокументах. Основная их часть — 10 названий (13 единиц хранения) — поступила в архив в 1928–1934 годах от киностудий «Совкино», «Союзкинохроника», «Союзвузфильм» и ВГИКа. В 1936–1937 годах к этим фильмам без предварительной атрибуции и расшифровки были составлены монтажные листы, которые с тех пор безнадежно устарели и требовали самой серьезной переработки. В картотеке архива также сохранялась недостоверная информация[4], поэтому в 1995 году в РГАКФД было решено поднять научно-справочный аппарат к ранним документальным фильмам о Л.Н. Толстом на должный научный уровень.
Прежде всего была изучена вся доступная литература и периодика (см. список литературы), причем наиболее ценную информацию дал справочник В.Е. Вишневского «Документальные фильмы дореволюционной России. 1907–1916». Согласно этому справочнику в период с 1908 по 1913 годы на экраны России фирмами А.О. Дранкова, Бр. Пате и «Эклер», Акц. о-вом Т/Д «А. Ханжонков и Ко» и другими киноорганизациями было выпущено 22 документальных фильма о Толстом. Дополнить данные, приводимые Вишневским, помогла периодика. Особое внимание было уделено опубликованным в прессе анонсам и зрительским впечатлениям от просмотра фильмов. Благодаря этому удалось выяснить, что на экраны выпускались специальные тематические сборники, так называемые «кинемо-вечера», в состав которых включались как документальные фильмы о Л.Н. Толстом, так и экранизации его произведений. Фильмы о великом писателе пользовались повышенным зрительским вниманием; их копии поэтому печатались большими тиражами.
После изучения литературы были проанализированы все кинодокументы о Л.Н. Толстом, хранящиеся в РГАКФД. Выяснилось, что одни из них состояли из фрагментов разных фильмов, случайно объединенных вместе, а другие — из разных по объему копий одних и тех же фильмов. Названия кинодокументам были присвоены без атрибуции — по первым титрам роликов, а в случае отсутствия таковых давались обобщенные названия (например, «Съемки Л.Н. Толстого при жизни»). Даты съемок нередко давались неточно, не были расшифрованы отдельные места съемок и люди в кадре.
Словом, предстояло проделать огромную работу. Но, пока она велась, ни разу не возникали сомнения в ее целесообразности.
 
В 1960 году в РГАКФД от Госфильмофонда поступил «Документальный фильм о Льве Николаевиче Толстом» (уч. № 16737, 5 ч.) — именно такое название присвоила ему монтажер В.Д. Ханжонкова. Она смонтировала оригинальные позитивные копии фильмов, ранее хранившиеся в музее Л.Н. Толстого и восстановленные сотрудниками Госфильмофонда в том же 1960 году, когда отмечалось 50-летие со дня смерти Л.Н. Толстого. В РГАКФД имеется кинолетопись, снятая в 1965 году, в которой Вера Дмитриевна рассказывает об этой работе: «Вспомнился мне один интересный случай из моей работы. Приходит ко мне начальник ОТК (а я консультирую ОТК), приходит ко мне и спрашивает, как быть: получили несколько коробок, разрозненных маленьких кусочков неизвестно чего. Пришла смотреть. К моему удивлению, вижу съемки Толстого, причем снимки... съемки сняты в 1908–1910 годы. Съемки, снятые непосредственно с негатива. Это было очень интересно. Зная, что негатив Толстого пропал, что это единственный <нрзб.>, я просто задохнулась от волнения. Я поехала в музей толстовский, я подняла их на ноги, заставила собрать научный Совет. И взяла от них поручение — через Госфильмофонд, конечно. Госфильмофонду было поручено смонтировать картину на этой хронике — в хроникальном порядке сделать картину. Собралось 5 частей. И я очень счастлива, зная, что 5 частей всех снятых моментов жизни Толстого осталось в Советском Союзе»[5].
Вера Дмитриевна объединила фильмы по хронологическому признаку, сопроводив титрами с указанием года съемок. В первой части киносборника эта хронология была ошибочно нарушена: фрагмент фильма с заглавным титром «Лев Николаевич Толстой в Ясной Поляне» (съемки А. Дранкова, пр-во фирмы «Чинес»), помещенный сразу после титра «1909 год», был снят в начале 1910 года. Имелись неточности в монтаже планов по месту съемок. Так, некоторые планы со съемками Толстого в имении его дочери Сухотиной-Толстой в Кочетах попали во фрагмент с планами, снятыми в имении Черткова. Возможно, какие-то фильмы при монтаже киносборника были разъединены. Например, в содержащейся в киносборнике копии фильма «Лев Николаевич Толстой у г. Черткова и в Москве» (пр-во А.О. Дранкова) имеются фрагменты фильма фирмы «Чинес» «Лев Николаевич Толстой», на что указывают титры с маркировкой «Чинес», использованные при восстановлении. К сожалению, не осталось никаких записей Ханжонковой с подробным описанием хроники, из которой Вера Дмитриевна делала свой киносборник.
Узнав, что оригинальные копии фильмов о Л.Н. Толстом ранее хранились в Государственном музее Л.Н. Толстого, я попыталась найти там их описи — но тщетно. Как сообщил Главный хранитель музея М.М. Горохов, который в свое время работал с В.Д. Ханжонковой, ролики находились в плохом техническом состоянии, нестандартная перфорация и пересушенность пленки не позволяли должным образом описать фильмы. Зато в третьем томе «Описания изобразительных материалов Пушкинского дома» было найдено подробное изложение содержания копий фильмов о Л.Н. Толстом, хранившихся в Пушкинском доме; в дальнейшем эти материалы стали ценным подспорьем в работе.
Фирма А.О. Дранкова выпустила 4 фильма о Л.Н. Толстом. Первым из них был «80-летний юбилей гр. Л.Н. Толстого», снятый 27 и 28 августа 1908 года самим Дранковым и его помощником В.И. Васильевым.
Следующий фильм Дранкова «Лев Николаевич Толстой у г. Черткова и в Москве» снимался Александром Осиповичем 18–19 сентября 1909 года в Крекшино и в Москве. Содержание ленты было описано Дранковым в восемнадцатом номере журнала «Кинемо» за 1909 год: «Мы произвели большое количество снимков с Толстым, совершающим свою одинокую утреннюю прогулку в деревне, а засим, последовательно, шаг за шагом следуя за Толстым, показали его в кругу семьи, гуляющего в вековой роще, засим ожидающим поезда на ст[анции] Крекшино и отъезжающим в Москву. Полно произведена картина приезда в Москву, переезд его в Хамовники в свой дом, засим выезд его оттуда, проводы его поклонниками, прибытие на вокзал, где уже ждала громадная масса народа во главе с депутатом Городской Думы — В.А. Маклаковым, восторженная овация колоссальной толпы народа, хлынувшего за Толстым на вокзал, и отъезд Толстого, провожаемого несметным количеством почитателей великого старца».
Третий фильм, «Последние дни пребывания Л.Н. Толстого в Ясной Поляне», был снят А.О. Дранковым совместно с братом, тезкой великого писателя, 6–7 января в Ясной Поляне и 7–9 сентября 1910 года в Кочетах. А.О. Дранков представил содержание ленты в двадцать первом номере «Кине-журнала» за 1910 год следующим образом: «Из 2000 метров отобрано 200 [метров] самых лучших снимков: Л.Н. Толстой за литературной работой; Л.Н. Толстой верхом на любимой лошади в сопровождении доктора Маковицкого; Л.Н. Толстой на прогулке с Софьей Андреевной; Л.Н. на санях; Л.Н. Толстой пилит дрова; Л.Н. беседует с крестьянами; Л.Н. Толстой и его дочь Александра Львовна (исполняющая обязанности его секретаря); Л.Н. в кругу своей семьи и с любимыми внучатами, и многое другое». Если Дранков не преувеличивает, то огромная часть съемок — 1800 м! — была им попросту выброшена в корзину. А ведь этот «брак» превышал по метражу все сохранившиеся съемки Л.Н. Толстого...
Четвертый фильм, «Похороны Толстого», снимался 9 ноября 1910 года опять-таки братьями Дранковыми. Его метраж до сих пор неизвестен. Несмотря на то, что все фильмы Дранкова с неизменным успехом демонстрировались на экранах, именно этот (как и остальные фильмы других фирм о похоронах Толстого) был запрещен к демонстрации ввиду массовых манифестаций после его показов[6].
В 1911 году Дранков продал негативы всех своих съемок Толстого итальянской фирме «Чинес», которая в том же году выпустила фильм «Лев Николаевич Толстой». Анонс к этому фильму, напечатанный в восьмом номере журнала «Сине-фоно» за 1911 год, гласил: «В последних числах февраля с.г. о-во “Чинес” выпускает исключительную картину “Лев Толстой”, представляющую собой целый ряд снимков из жизни гениального писателя в его имении “Ясная Поляна” и в Москве. <...> Обращаем внимание, что эта лента является исключительной собственностью о-ва “Чинес”, и притом единственною в мире».
Справочник В.Е. Вишневского указывает, что в 1912 году фирмой «Чинес» был выпущен еще один фильм — «Из жизни Л.Н. Толстого». Но подтверждения этому пока не удалось найти ни в одном источнике. Вызывает сомнения и указанная Вишневским фантастическая (1500 м) длина фильма.
Все перечисленные съемки А.О. Дранкова сохранились в РГАКФД почти в полном объеме. В ряде фильмов была нарушена последовательность планов; частично отсутствовали съемки похорон Толстого. Авторские варианты двух фильмов — «80-летний юбилей графа Л.Н. Толстого» и «Лев Николаевич Толстой у г. Черткова и на даче» — сохранились соответственно в первой и второй частях киносборника В.Д. Ханжонковой (уч. № 16737). Остальные киносъемки Дранкова были выявлены в кинодокументах за №№ 12543, 12846, 11695. При этом в кинодокументе под № 11695, состоявшем из 4-х коробок, отложились фильмы о Л.Н. Толстом, произведенные разными фирмами[7]. Они были разъединены и переведены на другие учетные номера, а за № 11695 осталась неполная копия фильма «80-летний юбилей графа Л.Н.Толстого».
Фильм «Лев Николаевич Толстой» фирмы «Чинес» был смонтирован из двух дранковских лент: «Лев Николаевич Толстой у г. Черткова и в Москве» и «Последние дни пребывания Л.Н.Толстого в Ясной Поляне». В отличие от фильмов Дранкова, все титры в нем имеют цифровые разметки и цензурные номера. Этот фильм сохранился в РГАКФД в двух копиях; монтаж более короткой из них (уч. № 12543) не был нарушен, а вот более полную пришлось восстанавливать. За основу второй копии была взята часть фильма, выделенная при разборе кинодокумента под № 11695. В этой части не доставало всего трех фрагментов, которые находились в кинодокументе под № 12846 и были добавлены к ней при восстановлении (под № 12846 сохранилась и оригинальная позитивная копия трех фрагментов фильма, снабженная по перфорации маркировкой «SOCIETA ITALIANA “CINEC” ROMA»).
В ходе работы обнаружились ошибки, допущенные при нумерации титров обеих копий. Цифрой 7 были пронумерованы два титра — «Отъезд Льва Николаевича в Ясную Поляну» и «На станции Курск. — Толпа в ожидании появления Л.Н.», а 3-й и 4-й титры были переставлены местами. Копии отличаются разным монтажом сюжета «Л.Н. Толстой на прогулке в пять часов утра»; в более короткой из них отсутствует сюжет «Лев Николаевич Толстой за работой».
Акционерное общество Т/Д «Ханжонков и Ко» выпустило 4 фильма о похоронах Л.Н. Толстого: «Последние дни графа Л.Н.Толстого», «Ясная Поляна накануне похорон Л.Н. Толстого», «Похороны Л.Н. Толстого», «События на станции Астапово». Все они были смонтированы из съемок, произведенных 7–9 ноября 1910 года бухгалтером фирмы Ханжонкова В.Н. Мартыновым и его помощником, режиссером фирмы А.И. Ивановым-Гаем. «Они прибыли туда накануне похорон и немедленно засняли все любимые места Льва Николаевича: пруд, большое дерево, под которым обычно беседовал писатель с крестьянами, и т.п., засняли и место, выбранное для могилы»[8].
Копии фильма «Ясная Поляна накануне похорон Л.Н. Толстого» были обнаружены в РГАКФД в кинодокументах под уч. №№ 169, 11695 (1-я часть) и 16737 (4-я часть). В кинодокументе под № 169, названном «Ясная Поляна» и ошибочно датированном 1929 годом, среди элементов комплекта имелся оригинальный негатив длиной 81,1 м; его история оказалась не очень понятной.
Известно, что негативы дореволюционных фильмов не монтировались, но негатив кинодокумента под № 169 ошибочно был дополнен в РГАКФД титрами и контратипными планами из более полной копии фильма, хранившейся под № 11695 (1-я часть). Последовательность планов в негативе при этом не изменялась. В 1996 году в РГАКФД от НИКФИ поступила на хранение позитивная копия фильма, совпавшая по монтажу с негативной; в ней отсутствовали контратипные планы, что подтвердило ошибочность «дополнения» копии. Этот позитив был принят на тот же учетный номер — 169. А полная копия фильма с № 11695 была переведена на № 23729.
Полный авторский вариант фильма «Ясная Поляна накануне похорон Л.Н. Толстого» хранился под № 11695 (1-я часть); в ходе работы он был переведен на № 23729.
Наконец, в киносборник В.Д. Ханжонковой вошел 3-й вариант фильма. Он отличается по монтажу от предыдущих двух копий, но нет никакой уверенности, что это не является результатом усилий Веры Дмитриевны.
Сюжет фильма «Похороны Л.Н. Толстого» «Прибытие тела в Ясную Поляну» хранился в РГАКФД под № 12537 вместе с фильмом Бр. Пате «Похороны Л.Н. Толстого в Ясной Поляне 9 ноября 1910 года». Этот сюжет был переведен на новый номер — 23726.
Фирма Бр. Пате выпустила 9 фильмов о Л.Н. Толстом и один сюжет для «Пате-журнала» № 86. В 1909 году фирма предполагала выпустить серию фильмов о писателе, о чем было заявлено во втором номере журнала «Сине-фоно» за 1909 год: «Лев Николаевич Толстой. Единственная серия картин, снятая с разрешения писателя. 1. Картина серии: “Отъезд Л.Н. Толстого в Москву”. Дл[ина] 130 м». В.Е. Вишневский сообщает только об одном этом фильме; о других сериях в его справочнике нет никаких данных. Между тем в 3-й части киносборника В.Д. Ханжонковой содержится крошечный фильм фирмы Пате длиной 23 м, который называется «Родные и друзья Толстого». Выяснить, связан ли он с серией фильмов о Толстом (и вообще разыскать о нем какие-либо сведения) пока что не удалось.
Фильм «Отъезд Л.Н. Толстого [из Ясной Поляны] в Москву» был снят 3 сентября операторами Ж. Мейером и В. Коненко. Фирма Бр. Пате выпустила его в двух вариантах примерно одинаковой длины (130 и 135 м), но под разными названиями. Подробное описание использованных в них съемок приведено В. Коненко в первом номере журнала «Сине-фоно» за 1909 год. Добавим лишь, что неполная копия фильма (длиной 66 м) с заглавными титрами «Лев Николаевич Толстой» и «Отъезд графа» вошла во 2-ю часть киносборника В.Д. Ханжонковой.
Пять из девяти фильмов фирмы Бр. Пате были посвящены последним дням жизни Толстого и его похоронам («События на станции Астапово», «Последние дни пребывания Л.Н. Толстого на ст. Астапово», «Перевезение тела Л.Н. Толстого из Астапово в Ясную Поляну», «Похороны Л.Н. Толстого», «События на станции в Астапове и похороны Л.Н. Толстого»). Эти фильмы были смонтированы из одних и тех же съемок; в РГАКФД они сохранились под №№ 16737 (4-я часть), 11695 (1-я и 4-я части), 12643, 12537.
Полная копия фильма «События в Астапове — местопребывании гр. Л.Н. Толстого и его семьи» вошла в 4-ю часть киносборника В.Д. Ханжонковой. Такая же полная копия была восстановлена из дублей, отложившихся в 1-й и 4-й частях кинодокумента под № 11695. После восстановления эта копия «Событий в Астапове — местопребывании гр. Л.Н. Толстого и его семьи» и фильм «Похороны Л.Н. Толстого в Ясной Поляне 9-го ноября 1910 года» были переведены с № 11695 на № 12643.
Фильмы «Л.Н. Толстой» и «В память со дня смерти Л.Н. Толстого» в РГАКФД отсутствуют. Неизвестно, сохранились ли они (хотя бы частично) в заграничных киноархивах.
Еще два фильма о Толстом — «Граф Лев Толстой в Москве» и «У графа Толстого» — произвели другие фирмы. Первый из них был выпущен екатеринбургским кинотеатром «Комета» 10 марта 1910 года и состоял из съемок, выполненных в Крекшино и Москве в сентябре 1909 года Томасом Тапселем, представителем Томаса Эдисона. О выходе этого фильма на экраны упоминается в газетах «Русские ведомости» (№ 214) и «Голос Москвы» (№ 213) за 1910 год, больше о нем ничего не известно. Можно сказать лишь, что Т. Тапсель действительно снимал Л.Н. Толстого, о чем писал С.Л. Толстой в книге «Очерки былого» (с. 462): «...в 1907 году Чертков купил небольшую часть имения Телятенки, поблизости от Ясной Поляны, построил там дом и оборудовал фотолабораторию, где выписанный им из Америки фотограф Тапсель проявлял и печатал огромное множество сделанных им первоклассных фотографий Толстого. В настоящее время они хранятся в отделе фондов музея Л.Н. Толстого в Москве». Сведений о каких-то других киносъемках Толстого, выполненных Тапселем, найти не удалось.
Фильм «У графа Толстого» Акц. о-ва «Унион» (Франкфурт), снятый немецким оператором под руководством Р. Перского в 1909 году, в РГАКФД не найден и судьба его остается непроясненной.
Наконец, в ходе исследования фильмов о Л.Н. Толстом в кинодокументе под № 11695 была выявлена киносъемка, сведений о которой нет даже в справочнике Вишневского. Речь идет о сюжете фирмы «Эклер» «На могиле Льва Николаевича Толстого. 7 ноября 1912 года». Попытки найти какую-либо информацию о нем не увенчались успехом, так как даже в РГБИЛ сохранились далеко не все номера рекламно-кинематографического журнала «Эклер», издававшегося московским отделением фирмы. Сюжет был переведен на № 23728.
По завершении атрибуции и восстановления фильмов была осуществлена детальная расшифровка съемок. В результате расшифровки в научный оборот была введена информация о многих родных, близких, знакомых Толстого, снятых в фильмах, а также попавших в кадр авторах съемок — А.О. Дранкове и Т. Тапселе.
Следует добавить, что научное исследование какой-либо темы в архиве проводится тем успешнее, чем больше научных отделов принимает в ней участие. Так, после объединения усилий отделов научно-справочного аппарата и обеспечения сохранности было сделано неожиданное открытие.
Одна из карточек каталога РГАКФД сообщала, что под № 981 хранится немецкий вариант какого-то фильма о Толстом, снятого в 1910 году в Ясной Поляне. После просмотра кинодокумента за этим номером выяснилось, что никаких съемок Толстого в нем нет. Однако позднее в хранилище среди материалов, выделенных в отборочный список, но, к счастью, не уничтоженных, был найден ролик с надписью «“Толстой Лев Николаевич”. Ясная Поляна. 1909. Астапово. 1910. К/т 18 метр.» и учетным номером 981 на защитном ракорде. Сам ролик состоял, по-видимому, из негативных планов фильма Э. Шуб «Россия Николая II и Лев Толстой» с титрами на немецком языке. Вот как выглядят эти титры в переводе:
«Россия Николая II и Лев Толстой»;
«Моя задача состояла в том, чтобы как можно полнее раскрыть тему в кинодокументах. Эсфирь Шуб»;
«В частых одиноких прогулках он уходил из усадьбы от тяготившей его обстановки»;
«7 ноября 1910 года умер Лев Толстой».
Фильм Э. Шуб считается утраченным, но текст его титров сохранился в фонде сценариста М.З. Цейтлина в РГАЛИ (ф. 2965, оп. 1, ед. хр. 2). Эти титры и титры загадочного ролика сильно отличаются. Поэтому возникло предположение, что в РГАКФД хранится все же не фрагмент немецкой прокатной копии фильма (в 1929 году Э. Шуб с группой советских кинематографистов ездила в Германию, где был организован показ «России Николая II...»), а рекламный ролик к нему. Этот кинодокумент был переведен на № 31689; поиск необходимых сведений о нем и о судьбе фильма «Россия Николая II и Лев Толстой» будет продолжен.
В начале 1996 года в РГАКФД от НИКФИ поступило на хранение семь коробок с фильмами, отдельными планами из фильмов и другими материалами. В каждой коробке лежало несколько роликов. Среди них оказались полные оригинальные позитивные копии фильмов фирмы Ханжонкова «Перевезение тела Л.Н. Толстого из Астапова в Ясную Поляну» (с вирированными титрами) и «Ясная Поляна накануне похорон Льва Николаевича». Кроме того, там были оригинальные позитивные копии фрагментов фильма «Лев Николаевич Толстой» (с маркировкой фирмы «Чинес») и оригинальные позитивные копии фильма «Отъезд Л.Н. Толстого из Ясной Поляны в Москву». Удивительное, почти невероятное обретение оригиналов отличного физико-фотографического качества! После столь радостного события невольно возникло чувство сожаления по поводу того, что восстановление кинодокументов в РГАКФД ограничивается перемонтажом. Ведь огромное значение имеет и техническая сторона этого процесса (тонирование копий, вирирование титров и так далее), выполнение которой позволило бы максимально приблизить восстановленные кинодокументы к оригиналам.
                       
1. Ш у б  Э. «Россия Николая II и Лев Толстой». — «Советский экран», 1928, № 6.
2. Г и н з б у р г  С. С. Кинематография дореволюционной России, М., 1963, с. 48.
3. Ф у р м а н о в а  И. М. Живой Л.Н. Толстой. Кинодокументы, снятые при жизни, сообщение по случаю 70-летия со дня первой киносъемки Л.Н. Толстого, 1978. — СИФ РГАКФД № 1132.
4. Два выявленных по картотеке РГАКФД кинодокумента (уч. №№ 1679 и 13381) были после просмотра исключены из дальнейшей работы, так как информация в карточке о наличии съемок Л.Н. Толстого в кинодокументе под № 1679 не подтвердилась, а под № 13381 хранилась копия фильма «Лев Николаевич Толстой. 28/VIII-7/XI 1928 (материалы к 100-летию со дня рождения)» с титрами на украинском языке. Кстати, информация о выходе второго из этих фильмов на экраны отсутствует во всех известных справочниках по отечественному документальному кино, хотя в нем использованы почти все известные прижизненные киносъемки писателя.
5. Фонограмма этой кинолетописи была очень плохого качества, но сотрудники РГАКФД И.М. Фурманова и Т.В. Шуваева расшифровали ее. В первом номере журнала «Искусство кино» за 1995 год они опубликовали фрагменты этой записи. Цитата приводится по полному тексту записи фонограммы.
В книге Л. Аннинского «Толстой и кинематограф» (глава «Судьба лент») сообщается: «Копии сохранились лишь в семье Толстых: вспомним, что Дранков и Мейер дарили их Софье Андреевне. Много лет спустя эти уцелевшие копии попали в Московский музей Толстого. В 1961 году Музей передал Госфильмофонду куски пленки, непригодные уже ни к демонстрации, ни к контратипированию. Их отреставрировали кадр за кадром, и Вера Дмитриевна Ханжонкова смонтировала новый позитив».
6. «Сине-фоно», 1910, № 5, с. 17.
7. Кинодокумент за номером 11695 состоял из четырех коробок, в которых произвольно отложились фильмы: «80-летний юбилей графа Л.Н. Толстого» (пр-во фирмы А.Дранкова); «Лев Николаевич Толстой» (пр-во фирмы «Чинес»); «События в Астапове — местопребывании гр. Л.Н. Толстого и его семьи» (пр-во фирмы Бр. Пате); «Ясная Поляна накануне похорон Льва Николаевича» (пр-во Акц. О-ва Т/Д «Ханжонков и Ко») и сюжет «На могиле Льва Николаевича Толстого. Ясная Поляна. 7 ноября 1912 года» (пр-во фирмы «Эклер»). Фильмы поступили на хранение в архив в одном ролике и ошибочно были приняты на один учетный номер.
8. Х а н ж о н к о в  А. А. Первые годы русской кинематографии. М.-Л., 1937, с. 44-45.
 
 




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.