Новости

10.07.2021
  

Не стало Константина Кирилловича Огнева,

нашего Кости,

нашего любимого,

нашего верного, надежного друга и соратника.

Полвека назад нас объединил отдел теории только что созданного Института киноискусства (тогда он назывался НИИ теории и истории кино).

Потомственный кинематографист, выпускник ВГИКа, уже успевший потрудиться и на фестивалях, и в качестве сценариста-документалиста, активно публиковавшийся, Костя моментально стал полноправным членом замечательного коллектива отдела теории. И, будучи сам юным, опекал пришедшую вместе с ним молодежь.

Его работоспособность поражала. Равно как и организаторские способности – в редком сочетании с бескорыстием и постоянной готовностью помочь. А помогал он много и многим, нередко обманывался в людях, но оставался неизменно доброжелательным.

Когда в «перестройку» отдел теории решил выпускать историко-теоретический журнал, Александр Трошин, придумавший его, первым делом привлек в союзники Огнева. И не было бы журнала «Киноведческие записки», если бы обаятельный и мудрый Костя не сумел бы убедить сотрудницу Главлита, что цифра 1 на титуле – это первый том двухтомного издания. Поскольку в те давние годы институт не имел права на периодическое издание.

Так началась эпоха «Киноведческих записок» с их бессменным директором Константином Огневым. Позже, когда на их базе создали Эйзенштейн-центр с его издательством и когда не стало его первого председателя правления А.С. Трошина, его возглавил и возглавлял до своего последнего дня К.К. Огнев.

Его энергией, его умением видеть перспективы и доводить задуманное до конца создавался Факультет дополнительного образования (популярные ныне Высшие курсы кино и ТВ) во ВГИКе, куда Костя вернулся преподавателем еще в юном возрасте и где дорос до проректора. Благодаря этим же качествам Огнева Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания при его ректорстве превратился в могучую Академию медиаиндустрии.

«Незаменимых людей нет». Известный трюизм.

Но кто заменит нам Костю Огнева? Кто заменит этого светлого, жизнерадостного, остроумного и мужественного человека? Этого скромного доктора искусствоведения, профессора, автора многих и многих книг, статей, сценариев, отмеченного многочисленными регалиями, никогда ими не кичившегося.

Этого друга, соратника, нашу надежную опору…

Светлая тебе память, Костя.

подробнее...

02.12.2020
  

Дорогие читатели!

Сообщаем радостную новость: вышли в свет издания Эйзенштейн-центра —  «Киноведческие записки» 112/113 и — совместно с Музеем современного искусства «Гараж» — сборник статей «Эйзенштейн для XXI века».

В ближайшее время полное оглавление журнала и некоторые публикации появятся на сайте.

А уже сейчас вы можете посмотреть видеозапись онлайн-презентации этих изданий, организованной книжным магазином "Порядок слов". В презентации приняли участие члены редколлегии журнала и авторы публикаций.

По ссылке "подробнее" вы сможете познакомиться с предисловием составителя сборника «Эйзенштейн для XXI века» Наума Клеймана.

подробнее...

07.03.2019
  

4 марта не стало Майи Иосифовны Туровской.

Нашей Майи Иосифовны.

Нас объединил легендарный отдел теории почившего ныне ВНИИКа.

Первый номер «Киноведческих записок», у истоков которых была и она, отмечен публикацией «полочной» ее статьи о Пырьеве. И все три с лишним десятилетия существования журнала она охотно поддерживала его своими замечательными публикациями.

Блестящая и блистающая – умом, эрудицией, талантами, женским обаянием, вкусом, стилем, поистине юношеской пытливостью, – она стала для нас эталоном истинного искусствоведа и просто очень любимым и значимым человеком.

Многое испытала Майя Иосифовна за долгую и яркую жизнь. И оставила нам и нашим потомкам замечательное наследие: фильмы, книги, статьи, исследования, исполненные ее неповторимой индивидуальности.

Туровская осталась с нами и с теми, кто после нас.


28.08.2018
  

Дорогие читатели!
Осенью исполняется 70 лет Госфильмофонду России — одному из крупнейших киноархивов в мире.
К юбилею «Киноведческие записки» выпустили специальный (111-й) номер, посвященный киноархивам и подготовленный совместно с научным отделом и при финансовой поддержке Госфильмофонда РФ.
В номере — статьи отечественных киноведов и их зарубежных коллег по киноархивным и кинотекстологическим вопросам, воспоминания о людях, работавших в Госфильмофонде в разные годы, публикации из архива.
В течение осени номер поступит в продажу, а уже сейчас можно ознакомиться с его содержанием.


23.12.2017
  

IN MEMORIAM

Мы потеряли двух коллег—Вячеслава Всеволодовича Иванова и Ханса-Йоахима Шлегеля. Очень разные по характеру дарований и по роду занятий, занимавшие во многом противоположные эстетические и общественные позиции, они тем не менее по праву входили в Общественный консультативный совет «Эйзенштейн-центра» и журнала «Киноведческие записки», обозначая круг наших интересов и векторы нашего развития.

подробнее...

26.11.2017
  

Журнал «Киноведческие записки» выражает глубокое сожаление в связи с вынужденным уходом из Госфильмофонда его старшего куратора, замечательного, признанного во всем мире историка кино и архивиста Петра Алексеевича Багрова.

Нас крайне удивляет и огорчает это известие. Невозможно понять и принять логику администрации, которая—вольно или невольно—нанесла непоправимый удар не только по научной работе Госфильмофонда, но по отечественному киноведению и киноархивному делу в целом.

В настоящее время по инициативе ГФФ редакция и редколлегия КЗ, куда уже полтора десятка лет входит Петр Алексеевич, готовит к печати № 111, посвященный семидесятилетней истории архива и научным достижениям последнего периода, в которых столь большую роль сыграли Багров и руководимый им научный коллектив.

Безусловно, Петр Алексеевич проще найдет себе новую, достойную его таланта работу, чем Госфильмофонд—достойную замену Багрову. Жаль не Багрова—жаль крупнейшее в мире собрание фильмов. Без научных лидеров такого уровня, как В.Ю.Дмитриев и П.А.Багров, и их соратников-киноведов киноархив превращается в простой склад пленки—в то, чем он был 80 лет назад.

 


11.02.2017
  

Вечер журнала Киноведческие записки

 

«Эйзенштейн-центр» в «Библиотеке “Киноведческих записок”» открыл серию «Школа Эйзенштейна».

 

Первым выпуском стал сборник С.М. Эйзенштейна «Драматургия киноформы», в который вошли его классические теоретические статьи 1923–1945 годов, в полной мере сохранившие научную ценность и методическую актуальность.

Состав сборника основывается на плане, составленном самим режиссером для желающих познакомиться с его основными теоретическими взглядами.

Издание рассчитано на студентов, изучающих гуманитарные науки, и всех интересующихся кинематографом.

В то же время книга может быть интересна и специалистам-киноведам, т.к. ряд статей публикуется либо впервые после долгого перерыва, либо в текстологически уточненном виде.


17.10.2016
  

Вечер журнала Киноведческие записки


Вечер журнала "Киноведческие записки"

27 октября в 19.00

Музей-квартира А.Н. Толстого

ул. Спиридоновка, дом 2/6

Вход свободный.

На вечере главный редактор журнала Наум Клейман, члены редколлегии и постоянные авторы журнала расскажут о прошлом, настоящем и будущем издания, об основателе издания Александре Трошине. На вечере будут показаны видеозаписи, связанные с историей журнала. Кроме того, в своих выступлениях авторы представят различные рубрики журнала. Так, Петр Багров расскажет об архивных находках, Наталья Нусинова — о влиянии журнала на эволюции методов изучения истории кино в отечественном киноведении (на примере влияния творчества Гриффита на ФЭКС). Виктор Листов покажет фрагмент созданного по его сценарию документального фильма Виктора Лисаковича, посвященный А.Н. Толстому.

На вечере можно будет купить последние номера журнала по специальной сниженной цене.


12.09.2016
  

«Киноведческие записки» рады представить вниманию наших читателей новое издание в возобновленной серии «Библиотека “Киноведческих записок”» – книгу чешского режиссера Иржи Менцеля «Ну не знаю». Серия «Библиотека “Киноведческих записок”» изначально мыслилась как книжное приложение к журналу, но со временем приобрела независимый статус. В рамках этой серии уже вышли сборники Наума Клеймана «Формула финала» (2004), Леонида Козлова «Произведение во времени» (2005), Льва Аннинского «Поздние слезы» (2006).

Обращение к творчеству одного из классиков чешского кино в очередной книге серии неслучайно. Журнал «Киноведческие записки» всегда охотно публиковал на своих страницах редкие материалы по истории и теории чехословацкого кинематографа (и шире – по восточноевропейскому региону в целом), а также посвящал ему специальные тематические выпуски: в частности, №№ 71 (Восточная Европа) и 91 (Чехословакия). Тираж этих спецвыпусков разошелся в короткие сроки, и мы с радостью отметили интерес наших читателей к теоретической мысли и кинематографу Чехословакии.

 

Книга Иржи Менцеля «Ну не знаю» (Tak nevím) – первое русское издание оригинальных эссе режиссера, написанных им в период с 1995 по 1998 год. Мудрость его лаконичных заметок ненавязчива, она проскальзывает между строк, угадывается в задумчиво-растерянной интонации. В своих остроумных фельетонах и ироничных моралите автор не только откликается на актуальные события, такие как упаковка Рейхстага художником-концептуалистом Христо или свежий антиникотиновый закон, но и размышляет об особенностях чешского характера, о роли искусства, о цензуре, внешней и внутренней, о воспитательной роли телевидения. Кроме того он щедро делится воспоминаниями из детства и юности, с теплотой отзывается о своих друзьях и учителях – режиссерах, актерах, писателях.

Книга проиллюстрирована известным чешским карикатуристом Мирославом Бартаком. Русское издание дополнено подробной статьей, в которой рассказывается о пути режиссера в кинематографе. Составление и перевод с чешского – Виктории Левитовой.

Выход книги приурочен к ретроспективе Иржи Менцеля в Москве, организованной Чешским центром и Чешским домом совместно с кинотеатром «Пионер», которая пройдет с 19 сентября по 5 октября 2016 года. 20 сентября состоится презентация – Иржи Менцель представит свою книгу гостям «Пионера». Более подробно о мероприятии: http://pioner-cinema.ru/ru/event/ретроспектива-иржи-менцеля/


31.03.2014
  

МУЗЕЮ КИНО – 25

Дорогой наш Музей кино!

Дорогие наши друзья!
С четвертьвековым юбилеем вас!
Все эти годы мы были вместе.
Надеемся и следующие двадцать пять лет провести с вами. В том же составе!
Успехов вам. Сил, бодрости, всяческого благополучия, собственного Дома, наконец, – 
красивого и удобного. 
Поменьше нервов – побольше радостей. 
Поменьше незваных гостей – побольше верных друзей. 
Всегда ваши «Киноведческие записки». Та их часть, что не имеет чести служить в 
Музее, но имеет счастье служить ему.


05.03.2014
  

Дорогие читатели,
просим вас прислушаться к голосам наших украинских друзей и коллег.
С волнением и надеждой следим мы за событиями в Украине и уповаем на разум и добрые чувства наших соотечественников.
КЗ

Обращение к кинематографистам России

Дорогие друзья, коллеги!


Многие годы, целые десятилетия, мы были с вами вместе – делая одно дело, создавая фильмы в рамках единого культурного и кинематографического пространства. 
И вот теперь происходит то, что еще недавно трудно было представить в самом страшном сне: российские войска на территории Украины, война с минуты на минуту может стать реальностью, жуткой и неотвратимой. 
Мы хотим сказать вам, друзья: невозможно понять и принять мотивы, определившие решения руководства Российского государства. В Украине в последние годы установился режим, фигуранты которого занимались главным образом разворовыванием национальных богатств, разрушением судебной системы, самой морали, игнорированием прав личности. Кончилось восстанием народа, восстанием, приведшим к падению и бегству из страны Виктора Януковича. 
Киевский Майдан, ставший символом перемен, собрал под свои знамена людей разных национальностей и верований. Их объединяет вера в прогресс страны, в ценности демократии, высокой культуры. Навязываемые многими российскими СМИ образы Майдана, будто бы сплошь и рядом состоящих из «фашиствующих молодчиков» и «воинствующих националистов», является не более чем пропагандистским мифом. Националистическая и, тем более, человеконенавистническая риторика никогда не определяла идеологию Майдана. И уж совершеннейшей неправдой является утверждение об ущемлении и даже преследованиях русскоязычных людей. Сложности наступившего переходного периода, безусловно, есть, но они совершенно иного свойства.
Тем горше сознавать, что все мы являемся заложниками амбиций политиков, преследующих свои, весьма далекие от интересов людей, цели. 
Неужели мы бессильны противостоять войне, неужели наше братство подлежит разрушению? Призываем вас сказать «нет» планам разъединить наши народы, посеять вражду, которая может катастрофически сказаться и на нашем великом и славном искусстве.
Верим в разум, верим в силу правды и памяти, которая нас соединяет крепчайшими узами. 

С верой в лучшее будущее наших народов,

Сергей Тримбач, кинокритик, председатель Национального союза кинематографистов Украины
Лариса Кадочникова, народная артистка Украины и России
Кира Муратова, кинорежиссер, Одесса
Роман Балаян, кинорежиссер
Раиса Недашковская, киноактриса
Ярослав Лупий, кинорежиссер, Одесса
Сергей Лисецкий, кинооператор
Валерий Балаян, кинорежиссер, Крым
Юрий Гармаш, кинооператор
Виктор Шкурин, кинорежиссер
Валентина Слобода, киновед, Днепропетровск
Олег Фиалко, кинорежиссер
Богдан Вержбицкий, кинооператор
Оксана Мусиенко, киновед
Вячеслав Криштофович, режиссер
Евгений Голубенко, художник, Одесса
Дмитрий Томашпольский, кинорежиссер
Владимир Тихий, кинорежиссер
Сергей Борденюк, кинооператор
Елена Парфенюк, киновед
Алена Демьяненко, кинорежиссер
Володымыр Войтенко, кинокритик
Алик Шпилюк, киновед 
Тарас Ткаченко, кинорежиссер
Валентина Слободян, киновед


26.02.2014
  

Дорогие читатели!

Рады сообщить вам, что вышел в свет сдвоенный номер—104/105-й—с материалами, посвященными юбилею ОПОЯЗа, "политике авторства", нереализованному замыслу Эйзенштейна "Дело Бейлиса", а также политическому смыслу, который приписывали анимационным фильмам Диснея Беньямин, Эйзенштейн, Фишингер и Уэллс.

По вопросам приобретения журнала обращайтесь в редакцию по адресу kinozapiski@yandex.ru. Журнал также можно приобрести в магазинах, адреса которых указаны в разделе "Контакты"


01.02.2014
  

Миклош ЯнчоНЕ СТАЛО МИКЛОША ЯНЧО

Горькая весть пришла из Будапешта: на девяносто третьем году скончался Миклош Янчо, признанный классик мирового кино.

Долгие годы «Киноведческие записки» и Янчо связывали дружеские отношения. Не раз на наших страницах режиссер общался с почитателями его оригинального таланта. И проводником в «страну Янчо» выступал создатель журнала Александр Трошин.

Скорбя вместе с родными, друзьями, соратниками, зрителями Мастера, мы светло и благодарно вспоминаем его. И републикуем в память о нем вступление к книге «Страна Янчо, в которую приглашает Александр Трошин» (Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, Музей кино, 2002).

Говорят, в конце 60-х у какого-то туристического агентства в Париже была в ходу среди прочих такая реклама: «Посетите Венгрию! Посетите страну Янчо!». Впрочем, синефилы тех лет, где бы они ни жили, без туристических путевок и заграничных паспортов попадали в «страну Янчо», едва распахивалась на экране безлюдная равнина, по которой удалялась в бесконечную глубину кадра одинокая человеческая фигура, пока не превращалась в черную точку, чтобы там, на кромке горизонта, упасть, сраженная посланной ей вслед пулей. «Этот выстрел в начале фильма “Без надежды” все венгерское кино тотчас поднял на новую ступень», – читаю в одной из венгерских статей о Миклоше Янчо, теперь уже классике национального кинематографа и одном из бесспорных лидеров европейского авторского кино, за плечами которого без малого три десятка игровых картин, не считая документальных. Этот выстрел, действительно, заставил не только венгерскую – всю мировую киноаудиторию (и нас в том числе – на исходе «оттепели») вглядеться в суровую, словно вырезанную ножом на гравировальных досках, экранную «страну Янчо», разделить ее высокое напряжение и тревогу. 

В «стране Янчо», какой она нам тогда открылась, не живут – в ней творят Историю. «У Янчо, - читаю в другой нынешней статье о нем, – не было “я” и “ты”, только “мы” и “они”. Или “мы их”, или “они нас” – побеждают, убивают». Тираны и рабы, властители и манипулируемый ими народ… В «стране Янчо», где бы она географически ни располагалась (непосредственно в Венгрии или в расколотой гражданской войной России, как в «Звездах и солдатах», или вообще – в разомкнутом во все стороны пространстве модернизированного древнего мифа, как в фильме «Электра, моя любовь»), играют, меняя костюмы и эпохи, по сути одну и ту же пьесу – другой мировая человеческая история не придумала: о вождях и ведомых, о насилии и свободе, о политической манипуляции и лжи, о революциях и их результатах... В конце 60-х, начиная со «Светлых ветров», черно-белая «страна Янчо» обрела цвет, в ней затанцевали и запели, но это был танец жизни и смерти, танец-вызов и танец-судьба. Венгерский танец. Восточно-европейская судьба… «Как Бела Барток в музыке, как Аттила Йожеф в поэзии, Янчо в кинематографе выразил дух венгерской нации и ее историческую судьбу», – скажет потом его соотечественник и коллега Иштван Сабо.

К 100-летию кино во Франции был сделан документальный фильм «Люмьер и его компания», в котором собрано много любопытных свидетельств и высказываний о кинематографе. Среди них – признание тогда уже больного Франсуа Миттерана на вопрос, который ему задал французский режиссер Режис Варнье: «Господин президент, если перед Вашим мысленным взором внезапно возникает киноизображение, кинообраз, что это за фильм в таком случае?»  Миттеран ответил: «Есть один фильм, название которого я забыл, но помню, что это венгерский фильм, там люди танцевали, и это картина навсегда осталась в моей памяти»... После выяснилось, что это был фильм Миклоша Янчо «Пока народ еще просит». 

В 80-е–в начале 90-х Янчо насыщает свой кинематограф современностью, оставаясь маниакально связанным с тем же кругом мотивов и неотступных вопросов, разве что расширив его: заговорив теперь о плохом самочувствии, ни много ни мало, всего мира, об общем кризисе духовных ценностей. («Большая смерть мозга» – название-диагноз тридцатиминутной новеллы, снятой им в середине 90-х для коллективного кинотриптиха «Любите друг друга, дети!».) Впрочем, в эти же 90-е Янчо как никогда ироничен, разочарованно оглядывающий динамически меняющуюся Венгрию, да и всю Центральную и Восточную Европу, в новой для нее исторической фазе. Если верно, что история повторяется дважды – сначала как трагедия, затем как фарс, – то последняя, буффонадно-абсурдистская трилогия некогда яростного социального романтика Миклоша Янчо с сейсмографической  чуткостью это уловила. В фильме  «Последний ужин в “Арабском сером”», которым он встретил ХХI век и вплотную приблизившееся собственное 80-летие (оно отмечалось в сентябре 2001 года), свое социальное разочарование Янчо упаковал в клоунаду, в пародию, в замысловатую криминально-гангстерскую историю, где верх берут то одни, то другие, и одновременно в яркое театрализованно-хореографическое действо, где камера, как вольная птица, прихотливо кружит, выстраивая знаменитые янчевские панорамы-лабиринты. Протагонисты здесь те же, что в двух предыдущих его лентах – «Господь дал мне светильник в Будапеште» и (извините) «Мать твою! Комары!»: простодушные и плутоватые Капа и Пепе, этакие перекати-поле, взятые из самой жизни, со дна ее. Комические маски комедии дель арте. Их обряжает в разные костюмы поминутно меняющаяся политическая мизансцена.

Зная его – да и слыша от его соратников (от тех же главных исполнителей этой мальчишески озорной клоунады), как он в свои восемьдесят неутомимо импровизирует на съемочной площадке, – я уверен, это не последний фильм Миклоша Янчо. У него еще достанет фантазии и азарта, чтобы заманить нас в свою «страну». 

И вот доказательство… Я еще не успел отдать в печать эту книгу, как в венгерской прессе уже мелькнули сообщения, что Миклош Янчо готовится осенью 2002 года начать съемки нового фильма «Встань и иди!», по сценарию, написанному им вместе с Дюлой Хернади и Ференцем Грунвальски. Причем снимать он приедет к нам в Россию, поскольку в задуманный фильм вплетутся автобиографические мотивы, и Янчо ищет для съемок места, где он когда-то был военнопленным. 


15.01.2014
  

Дорогие друзья!

В разделе Текущий номер появился 102/103 номер журнала.

На сайте можно ознакомиться с большей частью материалов.

Напоминаем, что по вопросам приобретения журнала следует обращаться в редакцию по адресу: kinozapiski@yandex.ru

Также спрашивайте номера «Киноведческих записок» и книги «Эйзенштейн-центра» в магазинах: 

В Москве: 
«Фаланстер» (Малый Гнездниковский пер., 12/27, стр. 3) 
Киоск во ВГИКе (ул.Вильгельма Пика, д.3)
"Циолковский. Книжный при Музее" (Новая площадь, 3/4, подъезд 7д)
"Мир кино" (Маросейка, 6/8)

В Санкт-Петербурге: 
«Иное кино» (Васильевский остров, Средний проспект, 33) 
Магазин «Порядок слов» (наб. реки Фонтанки, 15)
"Все свободны" (наб. реки Мойки, 28)
«Подписные издания» (Литейный проспект, 57)
Книжный магазин "Мы" (Невский проспект, 20)


14.09.2013
  

Дорогие читатели!

Рады сообщить вам, что после вынужденного перерыва в связи с финансово-организационными трудностями, издание журнала продолжается.

В настоящий момент подготовлен к печати сдвоенный номер—102/103-й—со статьями о незавершенном фильме С.М.Эйзенштейна «Большой Ферганский канал» и о классических немецких комедиях Э.Любича, с размышлениями о специфике творчества А.А.Тарковского и М.Антониони, с началом обсуждения понятия «авторское кино» в киноведческой традиции и другими материалами.

Надеемся в конце октября получить номер из типографии.

 



« < ...    1   2   3   4   5   6   7   8   9    ... > »
Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты
ПНВТСРЧТПТСБВС
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   





 « 




































































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.