Владимир ДМИТРИЕВ
ПРОЛОГ



 

На последнем фестивале «Белые Столбы» мы показали картину «Первороссияне». Ее снимали к 50-летию Октябрьской революции, но, когда она была закончена, то вызвала неприязнь со стороны киноначальства, которое, тем не менее, побоялось запретить ее впрямую—смущало имя Ольги Берггольц, чья поэма лежала в основе сценария. И, конечно, смущало то, что тема вроде бы революционная—на экране появлялся даже Ленин (актер Честноков)... Нашли более простой способ расправиться с картиной—ее почти не показывали. Дали тираж всего 32 копии. Ничто для нашей страны середины 1960-х годов! Мало того, тогда, как правило, если картина выходила в широком формате, одновременно делали ее параллельный тираж на 35-мм, причем достаточно большой (тот же «Романс о влюбленных» имели возмож­ность посмотреть зрители везде, где были обычные кинотеатры). А «Первороссиян» на тридцатимиллиметровой пленке было решено вообще не печатать. И тот первый маленький широкоформатный тираж оказался тиражом единственным. Картину разослали по конторам, но, поскольку большого успеха она явно иметь не могла, то довольно быстро исчезла из поля зрения. Копии постепенно одна за другой списывались и уничтожались. Как мне говорили, сохранились всего одна или две части в очень плохом состоянии.   Негатив «Первороссиян» был сдан в Госфильмофонд—на пленке «Свема» 70-мм, причем на горючей пленке, что означало, что за пределы фонда картина вообще выйти не сможет. Шло время, в нашей стране исчезал прокат фильмов, снятых на 70-мм. Закрывались широкоформатные кинотеатры, закрывались копирфабрики. Несколько лет назад закрылась фабрика по реставрации 70-ти миллиметровой пленки в городе Киеве. Ее продали, если не ошибаюсь, во Францию. И на этом история фильмов, снятых на 70-мм, у нас завершилась, и, соответственно, завершилась история картины «Первороссияне», которая долгие годы оставалась только в этом варианте. Вроде бы она есть, а на самом деле—нет. Лежала у нас, и никто не знал, что с ней делать. По этому поводу очень переживала актриса Лариса Данилина, жена режиссера Евгения Шифферса, которая училась со мной во ВГИКе на параллельном актерском курсе. В «Первороссиянах» она сыграла главную роль, и для нее была настоящей мукой фактическая гибель фильма. В течение многих лет Лариса просила нас что-нибудь предпринять. Но сделать мы ничего не могли. К счастью, человеческий гений не стоит на месте, появилась современная аппаратура, с помощью которой переводят пленку 70-мм на цифру, а потом с цифры уже можно делать тираж на 35-мм. Это была первая работа Госфильмофонда в этом направлении. К тому же перевод на цифру дело не просто сложное, но и дорогостоящее. Мы все делали на свои деньги, хотя, по чести говоря, оплачивать должен был бы «Ленфильм», это же его картина. Работа растянулась на несколько месяцев, я, между прочим, даже не был уверен, что мы ее когда-нибудь закончим. Сами знаете, нет предела совершенству... Сначала в формате HD был отсканирован 70-ти миллиметровый негатив. Качество картинки оказалось прекрасным, и фильм перевели на Digital Betacam. Теперь планируем все отсканировать в «качестве кино» и будем делать кинокопию. Конечно, на печать копии в 35-мм деньги все же придется просить, сами не осилим. Но это все планы на далекое будущее. А пока на фестивале мы показали диск. Таким образом, через 40 лет картина к нам все-таки вернулась. Я особенно рад тому, что Госфильмофонд, послужив Отечеству в области сохранения коллекции, теперь переходит к новой большой программе по созданию, так сказать, «идеальных копий» отечественных фильмов, снятых когда-то на 70-мм пленке. Мы гордимся, что первыми начали эту работу. Даже, когда «Мосфильм» восстанавливал «Войну и мир» и «Освобождение», исходные материалы для восстановления были на 35-ти миллиметровой пленке. Никто у нас не восстанавливал широкоформатные варианты, хотя в мире сейчас снова возникает интерес к широкоформатному кино, и в Берлине, кстати, прошел показ таких картин. Восстановление старых фильмов мы будем продолжать в самых разных направлениях. Следующей станет запрещенная картина Маргариты Барской «Отец и сын», из которой сохранилось две части без фонограммы. Попробуем сделать титры с помощью сурдопереводчика. Есть негатив картины Ефима Дзигана «Всегда начеку», снятой на 70-ти миллиметровой пленке и не вышедшей на экран. Есть негатив украинской картины «Дума о Британке». Планов много.

 





Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.