Осип Брик и кино. Материалы к теме. (Публикация, предисловие и примечания Р.М.Янгирова).



Творческий опыт Брика-кинематографиста еще плохо изучен и хранит много эпизодов, неведомых биографам и историкам отечественного кино. Один из них—сотрудничество Брика со сценарным отделом треста «Востоккино»—«Востокфильм». Эта организация, действовавшая в 1928–1935 гг., была создана для производства игровых и неигровых фильмов о малых народах России и обслуживания ее национальной киноаудитории. Для этого руководители «Востоккино» привлекали к сотрудничеству ведущих мастеров литературы и кино—Георга Гребнера, Александра Ржешевского, Виктора Шкловского, Исаака Бабеля, Всеволода Иванова, Константина Паустовского, Амо Бек-Назарова, Владимира Гардина, Евгения Иванова-Баркова, Александра Разумного, Николая Анощенко, Владимира Турина, Владимира Ерофеева, Юлия Райзмана, Марка Донского, Петра Галаджева и др.
Одним из таких мастеров был и Осип Брик, хотя его работу в этой киноорганизации едва ли можно считать плодотворной. Напротив, документы «Востоккино» свидетельствуют, что его квалификация сценариста не была оценена здесь по достоинству: осенью 1930 года литературный сценарий комедии «Шесть девушек ищут пристанища», написанный Бриком в соавторстве с Олегом Леонидовым, был представлен на рассмотрение Литературно-сценарного отдела «Востоккино», но после обсуждения отклонен1.
Несколько лет спустя Брик вновь предложил свои услуги теперь уже тресту «Востокфильм»: по его заказу он написал сценарий игрового фильма о Чечне «Гага-аул», и его работа была даже включена в сценарный портфель студии2. В архиве сохранился общий отзыв Олега Леонидова, датированный 23 августа 1935 года, на либретто «Сад (Гага-аул)», предложенное осетинским прозаиком Дзахо Гатуевым3, и на третью-шестую части второго варианта сценарного текста, написанного Бриком по мотивам первоисточника в 1934 году4. Из этого документа выясняется, что кинематографическая разработка темы была передана опытному мастеру ввиду молодости и профессиональной неопытности ее автора:
«О.М.Брик в своей работе пошел по правильному пути: по линии развития историко-революционного и социального содержания повести Д.Гатуева». При этом Леонидов отметил, что «сценарий О.Брика написан в обычной для этого автора лаконичной манере четкого построения сюжета и отдельных эпизодов, оставляющей большой простор для режиссерской разработки»5. Высокая оценка работы сценариста, тем не менее, не обещала ей успеха: эксперт рекомендовал не возвращаться более к сценарию ввиду невысокой общественно-политической актуальности его темы. Дальнейшая судьба этого текста скрывается в неизвестности.
Отзыв Леонидова был частью большой работы, к которой несколько недель спустя подключился его друг и творческий партнер: после неожиданной ликвидации треста «Востокфильм» в июне того же года все производственные активы и творческие ценности (прежде всего, сценарный портфель) этой киноорганизации спешным порядком инвентаризировались и—в случае пригодности—передавались на баланс других студий. Вместе с Олегом Леонидовым, Валентином Туркиным и Георгом Гребнером Брик был приглашен произвести творческую экспертизу литературных сценариев, оставшихся от бесславно почившего «Востокфильма»6. Судя по датировкам документов, эта работа заняла у него всего лишь один день—13 сентября 1935 года, по итогам которого ликвидационной комиссии было представлено несколько отзывов на сценарии коллег по цеху. В этих немногословных и внешне непритязательных текстах нам открывается иной Брик—редактор, обсуждающий вопросы кинодраматургии с производственной стороны7.
Рецензии О.М.Брика печатаются по авторизованным машинописным оригиналам из архива «Востоккино» (РГАЛИ, ф. 2489, оп. 1, ед. хр. 108, лл. 33, 34, 53, 72, 84) с соблюдением особенностей авторской речи и орфографии; подчеркнутые слова выделены курсивом.
 
 
1. Протокол заседания от 16 октября 1930 г.—РГАЛИ, ф. 2489, оп. 1, ед. хр. 21, л. 150.
2. Протокол заседания комиссии Совнаркома РСФСР о разработке производственного плана «Востокфильм» (22 февраля 1934 г.).Там же. Ед. хр. 94, л. 46.
3. Литературный первоисточник сценария—одноименная историческая повесть Д.Гатуева—была опубликована в «Журнале для всех» (М., 1929, № 10–12). Сохранился также текст сцениче-ской драмы «Гага-аул», написанной Гатуевым в 1931 году.—РГАЛИ, ф. 656, оп. 1, ед. хр. 723.
4. В своем отзыве Леонидов отметил: «где находятся части 1 и 2—неизвестно».—РГАЛИ,
ф. 2489, оп. 1, ед. хр. 108, л. 34–35
.
5. Там же.
6. [А н о н и м].  Процесс бывших работников «Востокфильм».—«Кино» (газета), 1936,
№ 52, 28 октября, с. 2
.
7. В РГАЛИ сохранились также и другие внутренние рецензии Брика, относящиеся к 1940 году. См. его заключения на сценарии Бутусова «Конец вере» (ф. 631, оп. 2, ед. хр. 455, л. 240); Винницкого «Дорога» (там же, ед. хр. 456, л. 59–60), Пронцева «Призыв» (там же, ед. хр. 408, л. 111) и на неуказанный сценарий Никарькова и Юренева (там же, ед. хр. 471, лл. 28, 174–175).
 
<…>
Предисловие, публикация и комментарии Р.М.Янгирова
 
 

Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.





Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.