«Пять самых лучших лет…» Дипломники 60-х



Диплом-итог любой студенческой деятельности. Подведение итогов образовательных, а на поверку-еще и осмысление некоего этапа. Теоретическая часть дипломной работы-неотъемлемая составляющая итоговой защиты выпускающегося кинорежиссера, тем более интересная для публикации, что читатель, вероятно, ближе знаком с практической стороной-самими фильмами. Перед просмотром фильма мастер и аттестационная комиссия прежде всего знакомятся с теоретической частью диплома, которая может существенно влиять на оценку. Затем документ пятнадцать лет хранится на кафедре кинорежиссуры института, после чего передается в архив. В кабинете режиссуры остаются только работы мастеров, профессионально заявивших о себе в течение этого времени.
Теоретические анализы Элема КЛИМОВА и Эльёра ИШМУХАМЕДОВА отличает самокритичный подход. Это не только отчет о ходе проделанной работы (от первоначального замысла до производственного цикла ), но и первая попытка студента ощутить себя состоявшимся мастером, выразить свое творческое кредо-важная ступень перед выходом в "большую жизнь". В задачу дипломника входит не только подробный аналитический разбор замысла, но и серьезное формулирование существа приобретенной в институте профессии: раскрытие взаимодействия-в чем-то плодотворного, в отдельных случаях недостаточно удачного-с другими членами съемочной группы, их соавторство, соучастие в становлении проекта будущего фильма и в процессе реализации поставленных задач. Важно не ограничиться правдивым изложением возникших на съемках трудностей, но и отметить, что из опыта, приобретенного во время учебы во ВГИКе, помогло эти неприятности преодолеть.
 Оба фильма стали классикой, но далеко не все благодарные зрители знают о том, что это студенческие работы. Дипломы "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (1964) Э.Климова и "Нежность" (1966) Э.Ишмухамедова смотрелись и продолжают смотреться без скидок на дебютантство. Следует отметить, что 60-е годы были богаты сильными дебютами, разнообразными в жанровом и стилистическом плане. Выход из Института стал прямым ходом в Режиссуру.
 В журнале "Искусство кино" за 1964 год в рубрике "Новые фильмы"-восторженная статья Марка Донского о втором фильме Василия Шукшина "Живет такой парень". А рядом-не менее восторженная рецензия на "Добро пожаловать": "Бывает, мы благожелательны к первой картине режиссера, но хвалим ее с некоторой оговоркой: "Первая работа все-таки!" О картине Климова можно говорить без скидок. В каждой сцене есть своя, режиссерская драматургия. Режиссер постоянно ищет "второе дно" эпизода, сцены, диалога, ищет и, как правило, находит выразительную мизансцену, деталь, штрих". (Ш а п о р е н к о  Т. Для маленьких и больших, скучающих по комедии.-"Искусство кино", 1964, № 9.)
Мы объединили два дебюта, авторов которых сразу после защиты со всей ответственностью можно объявить состоявшимися. В приложении приводится рецензия Георгия Данелии на фильм "Нежность", в которой признанный мастер со всей серьезностью и ответственностью оценивает его и радуется рождению нового режиссерского таланта.


Виктория Левитова





Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.