Лев КУЛЕШОВ: «ГИКа без Эйзенштейна не может быть». Переписка Л.В.Кулешова и С.М.Эйзенштейна. 1923–1947. (Публикация и комментарии В.В.Забродина.)



Льва Владимировича Кулешова и Сергея Михайловича Эйзенштейна связывала многолетняя совместная работа. Познакомились они либо в конце 1922 года, либо в начале 1923-го. Начинающий свою самостоятельную деятельность театральный режиссер посещал мастерскую Кулешова, уже опытного кинематографиста, и разрабатывал под его руководством монтажные упражнения. В день смерти Эйзенштейна на его рабочем столе было обнаружено письмо о цвете, адресованное Льву Владимировичу: предполагалось, что оно войдет в переиздание «Основ кинорежиссуры» Л.В.Кулешова.

Кулешов не навязывался в друзья Эйзенштейна (в отличие от многих старых киноработников). В книге «50 лет в кино» он писал: «…мы редко бывали друг у друга в гостях, не сиживали за бутылкой вина (Эйзенштейн не пил и не курил, но рассказывают, что очень любил горячий воздушный пирог с мороженым внутри), мы не путешествовали вместе, не отдыхали на курортах. Но мы очень много встречались на работе, главным образом во ВГИКе» (К у л е ш о в   Л., Х о х л о в а   А. 50 лет в кино. М.: 1975, с. 198).

Думается, Кулешов глубже других понял потребность Сергея Михайловича в преподавательской деятельности, в передаче своего опыта: именно он называл Эйзенштейна «вдохновенным и одержимым вгиковцем» (см.:
К у л е ш о в   Л е в. Собр. соч. в 3-х тт. Т. 2. М.: 1988, с. 413).

Ярко, с большим количеством красочных подробностей Лев Владимирович рассказал о работе Эйзенштейна в киноинституте в главах «ВГИК» и «С Эйзенштейном» книги «50 лет в кино». Казалось бы, к этому мало что можно добавить. Но, мы убеждены, публикуемые ниже письма и телеграммы Кулешова и Эйзенштейна, а также некоторые документы, связанные с их работой на кафедре кинорежиссуры, разубедят скептиков, дадут возможность тем, кто ценит наполненность жизни, парадоксальные повороты событий, столкновение разных интересов, убедиться, что переписка (как и дневники)—самый информативно насыщенный жанр, самое непосредственное и точное свидетельство о протекших событиях, о нюансах человеческих отношений.

Письма и телеграммы Л.В.Кулешова печатаются по оригиналам (автографы и машинопись), сохранившимся в фонде С.М.Эйзенштейна (РГАЛИ, ф. 1923, оп. 1, ед. хр. 1888). Одно из этих писем (от 31 марта 1942 года, л. 16–16 об) было напечатано в предыдущем номере «Киноведческих записок» в материале «Три товарища».

Впрочем, одно из публикуемых писем (Кулешова Эйзенштейну от 13 января 1942 года) печатается по машинописи из архива Л.В.Кулешова (видимо, оно не было отправлено адресату). По автографу из фонда Л.В.Кулешова печатается его докладная записка зав. кафедрой режиссуры С.М.Эйзенштейна.

Письма С.М.Эйзенштейна печатаются по оригиналам (автографы и машинопись), сохранившимся в фонде Л.В.Кулешова и А.С.Хохловой (ф. 2679, оп. 1, ед. хр. 797 и оп. 2, ед. хр. 251).

За разрешение познакомиться с документами из фонда Л.В.Кулешова и А.С.Хохловой и опубликовать их приношу сердечную благодарность Е.С.Хохловой.

 

<…>

Публикация и комментарии В.В.Забродина.





Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.