Наталья САМУТИНА
Работа над ошибками



Тексты подобного рода не предназначены для украшения библиографических списков, но, увы, исследователям время от времени приходится их писать. Настал и мой черед—и, хотя ошибку в своем тексте я обнаружила сама, это не уменьшает ее тяжести и не избавляет меня от необходимости принести извинения читателям «Киноведческих записок».
В 66-м номере журнала была напечатана моя статья (фактически—глава из кандидатской диссертации) о фильме Тео Ангелопулоса «Взгляд Улисса»: «Тео Ангелопулос: прошлое, память, истоки». Существенная часть этого замечательного фильма связана с историей первых балкан-ских кинематографистов, братьев Манаки (в греческом написании—Манакис). Герой фильма Улисс ищет три их ролика—три первые ролика, снятые на балканской земле, и история жизни и работы братьев Манаки частично рассказывается в фильме, переплетаясь с историей Улисса. Интерпретируя фильм Ангелопулоса в контексте европейской идеи, размышляя над тем, как греческий режиссер осмысляет понятие «прошлого», я, к сожалению, не уделила должного внимания проверке фактических данных и доверилась в этом англоязычным интерпретаторам Ангелопулоса, которые описывали эту историческую часть «Взгляда Улисса» как вымышленную. Но вымышлена в фильме только сама идея «трех первых роликов». Братья Манаки же являются абсолютно реальными историческими личностями, высоко чтимыми в тех странах, чью судьбу они несколько десятилетий запечатлевали на фото- и кинопленку.
Достаточно подробную биографию, фотографии и фильмы братьев Манаки я отыскала в Интернете, занимаясь новой для себя темой—ранним кино. Я пользуюсь возможностью, любезно предоставленной редакцией «Киноведческих записок», чтобы исправить свою оплошность и привожу небольшую информационную справку об этих балканских кинематографистах. Надеюсь, она окажется полезной для уже состоявшихся и для будущих зрителей фильма Тео Ангелопулоса «Взгляд Улисса».
 
Братья Манаки (Manaki)
 
Янаки Манаки (1878–1954) и Милтон Манаки (1880 /по др. источникам—1882/–1964)—фотографы и кинооператоры, имеющие культовый статус «первых балканских кинематографистов». Первых—потому, что именно они с помощью камеры «Байоскоп», приобретенной старшим из братьев в Лондоне, сняли между 1905 и 1907 годом тот набор роликов, который практически соответствует легенде Тео Ангелопулоса о первом взгляде камеры, брошенном на его родную землю. Среди этих роликов в нескольких вариантах повторяется сюжет с ткущими женщинами, среди которых—сточетырнадцатилетняя бабушка братьев Манаки, Деспина. Первых балканских—потому, что, вполне в традициях этой земли, и жизнь, и работа братьев Манаки были связаны с разными местами и странами. Они родились в маленькой деревне Авдела (на территории нынешней Греции), там же сняли свои первые фильмы, но их знаменитая студия художественной фотографии и кинотеатр «Манаки» (1921–1939) находились в македонском городе Битола. В 1906 году они приняли участие во Всемирной выставке в Синайе (Румыния) и, выиграв золотую медаль за свою коллекцию фотографий, стали на некоторое время официальными придворными фотографами румынского короля Кароля Первого. Впоследствие братья Манаки много ездили по Балканам и, в точности как рассказывается у Ангелопулоса, снимали на фото- и кинокамеру всё: свадьбы и похороны, повседневную жизнь простых людей и государственные визиты, танцы в национальных костюмах и национальные восстания, а также две Балканские и две Мировые войны. Архив братьев Манаки находится в Битоле и Белграде. В Битоле с 1979 года проводится фестиваль кинооператоров (Film Camera Festival Manaki Brothers).




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.