Из переписки Н.П.Ходатаева и М.С.Пащенко



В качестве приложения к блоку документов, посвященных фильму Цехановского, мы публикуем своеобразную «микропереписку» между Н.П.Ходатаевым и М.М.Цехановским. Два письма, хранящиеся ныне в Музее кино, датированы 1935 годом и посвящены частному вопросу—в это время Ходатаев занимался подготовкой к печати сборника «Мультипликационный фильм» (М.: Кинофотоиздат, 1936) и просил Цехановского о предоставлении иллюстративных материалов по картине «Почта» и находящемуся в производстве фильму «Балда» («Сказка о попе и о работнике его Балде», «Поп-остолоп»). Также речь в письмах идет о кадрах из рисованной мультвставки в картину Ф.М.Эрмлера «Крестьяне» (1935), изображавшей И.В.Сталина. Интересно, что авторство этого фрагмента до сих пор остается под вопросом—некоторые источники позволяют предположить, что вставка снята М.М.Цехановским, другие—указывают на авторство (или участие) М.С.Пащенко. Кадры из «Почты» и «Балды» в издание вошли, кадр из «Крестьян»—нет.
Сами же письма интересны тем, что в них запечатлены настроения двух лидеров советской мультипликации незадолго до творческих катастроф, постигших каждого из них. Н.П.Ходатаев уже чувствовал приближение кризиса и даже готовился к нему, открыто заявляя о своем уходе из мультипликации. Это было следствием и неприятия его фильма «Органчик» (1934) частью критики, и (что важнее) уже готовящейся реорганизации мультпроизводства в Москве, «первой ласточкой» которой было создание в 1934 году «Экспериментальной мультмастерской» под руководством В.Ф.Смирнова, которая в 1935 году была воссоединена с мастерскими рисованных фильмов студии «Мосфильм», где и работал Ходатаев. Это «хаотическое слияние» (выражаясь словами самого Ходатаева) оказалось для режиссера роковым: приспособиться к принятой в объединенном коллективе конвейерной целлулоидной технологии он не смог, и в том же году покинул мультипликацию. Цехановский же не подозревал о том, что уже через год работы по «Балде» будут волевым образом прекращены, и его кинематографическая карьера будет приостановлена. О значении этого события в биографии Цехановского написано много, повторяться смысла нет. Но в 1935 году, судя по переписке, «московским лидером» (Н.П.Ходатаевым) уже владели пессимистические настроения, «ленинградский» же (М.М.Цехановский) был еще полон энергии и готовности к борьбе—как с производственными трудностями, так и с недоброжелателями.
 
Г.Бородин
 
 
 
1.
 
Михаил Михайлович!
Прошу Вас прислать для книги обещанные Вами фото с Ваших мультпроизведений.
Книга окончена и находится в общей редакции, на днях пойдет в печать.
Фото с «Почты» мне удалось достать.
Совершенно необходимы фото с двух, трех кадров «Балды». Прошу также прислать фото (или негативы) с мультвставки в картину «Крестьяне»—Сталин.
Просьба не только моя, но и от имени редакции. Если у Вас нет готовых фото и почему-либо нельзя прислать негативы, напишите, сколько времени Вам надо для того, чтобы приготовить фото.
Только, ради Бога, не молчите, так как теперь Вы не только меня обидите, но и поставите в затруднение редакцию.
Жаль также, если книга выйдет без фото с «Балды», которую я считаю исключительным и единственным в своем роде кинопроизведением. С нетерпением жду окончания «Балды». Как у Вас дела на этот счет?
Мои дела с мультипликацией плохи. Органчика не признают, хотят Мики Маус и даже раздаются голоса—довольно с нас опытов Ходатаева. Насильно люб не будешь, а бороться устал, да и надоело.
Поэтому у меня крепнет решение бросить мультипликацию. Сейчас перестраиваюсь на скульптуру. Принят в число членов скульптурной секции Всекохудожника и леплю по заказу бюст Шевченко, над проектом памятника которого в свое время работал.
До сентября в отпуске за свой счет, а там видно будет.
                        Жму руку
                                       (Н.Ходатаев)
 
Музей кино, ф. 89, оп. 1, ед. хр. 11.
 
 
2.
 
Уважаемый
Николай Петрович,
1) По «Почте»: я бы хотел, чтобы Вы поместили не фото с кадров (которые, как Вы знаете, делаются для 1/24 сек смотрения), а мои новые рисунки к новому изданию книги: они сделаны прилично, и моя художественная совесть (которую я еще не совсем утерял, работая по «мультипликации»), не пострадает. К тому же, по существу, новые почтальоны, которых я сделал, ничем не отличаются от прежних. Я смогу Вам их выслать дней через 8–10. Они в красках, и снимать их нужно будет через фильтр. Умоляю Вас не помещать те фото, что Вы где-то нашли. Вы меня убьете.
2) Кадр для «Крестьян» приготовляется для Вас—и будет выслан в ближайшие дни.
Срочно напишите—когда крайний срок?
3) По «Балде» шлю Вам 7 фото—лучших у меня сейчас под руками нет. Но, получив Ваш ответ,—если будет время—пришлю Вам что-нибудь приличнее.
Не сдавайте позиций! В искусстве и в борьбе за художественные идеи—как и на войне: или победа или смерть.
Не обращайте внимания на болтунов и бездельников—это враги неопасные: при первой Вашей победе они подожмут хвосты.
«Органчик» Ваш—вещь оригинальная и сильная. У Вас есть свой путь, на котором Вы твердо стоите, и главное—по которому Вы шагаете завидно крупными шагами. «Органчик»—Ваша лучшая вещь. А можно ли унывать, двигаясь вперед, работая все лучше и лучше?
Прошу Вас написать мне подробнейшее письмо о всем что делается сейчас в Москве по гр[афической] фильме. Я здесь как в пустыне.
 
                                       Ваш (Цехановский)
23/VII 35
 
Музей кино, ф. 89, оп. 1, ед. хр.12.




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.