—«Ленфильм» в 1941 году: Из приказов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.—Из приказов киностудии «Ленфильм»


публикатор(ы) Петр БАГРОВ Вера КУЗНЕЦОВА

<…>
ИЗ ПРИКАЗА КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ ПРИ СНК СССР № 407
О РАБОТЕ КИНОСТУДИИ «ЛЕНФИЛЬМ» В ИЮЛЕ 1941 ГОДА
 
7 августа 1941 года
 
Итоги работы киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм» за июль месяц показывают, что коллективы этих киностудий быстро перестроили свою работу в соответствии с требованиями военного времени.
Руководители этих студий сумели мобилизовать творческие коллективы и в сложных производственных условиях обеспечили быструю перестройку студий на производство полнометражных и короткометражных военно-оборонных фильмов[31].
В результате перестройки деятельности этих студий в июле 1941 года резко возросла производительность труда в съемочных группах. Студии перевыполнили июльский план. Студиями выпущен ряд военно-оборонных короткометражных фильмов, положивших основу созданию боевых киносборников[32]. При этом работа над ранее запущенными полнометражными фильмами в июле продолжалась со значительными улучшениями, как в сроках, так и в качестве материала.
Отмечая первые успехи работы киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм» в новых военных условиях, приказываю:
1. ‹…›
2. Объявить благодарность следующим работникам студии «Ленфильм»:
Директору киностудии тов. Глотову.
Художественному руководителю студии тов. Эрмлеру.
Режиссерам студии—товарищам Козинцеву, Траубергу, Герасимову, Раппапорту, Арнштаму, Петрову, Эйсымонту, Ивановскому и Иванову[33].
Операторам—товарищам Рапопорту, Магид[у][34].
Начальнику сценарного отдела тов. Зиссерману.
Директору съемочных групп тов. Левину[35].
Актеру тов. Жакову[36].
Начальнику осветительного цеха тов. Сысоеву[37].
Начальнику цеха обработки пленки тов. Пирожинской[38].
Рабочему цеха звукозаписи тов. Иванову.
3. Объявить благодарность следующим кинодраматургам: товарищам Каплеру, Леониду Леонову, Чирскову, Блейману[39].
 
Председатель Комитета по делам
Кинематографии при СНК СССР                                        Большаков
 
Ф. 257, оп. 16, д. 1139, л. 94.
Завер. копия
 
 
27 августа 1941 года было принято постановление о временном переводе студии в Алма-Ату. Выбор Алма-Аты был неслучаен. У ленинградцев существовали налаженные связи с казахскими кинематографистами. В 1938 году на «Ленфильме» режиссер М.Левин поставил первый казахский художественный фильм «Амангельды». К весне 1942 года основной состав «Ленфильма» небольшими партиями был эвакуирован в Алма-Ату, где вместе с коллективом «Мосфильма» вошел в Центральную Объединенную Киностудию (ЦОКС). И, тем не менее, каждый год на экраны выходили картины с маркой «Ленфильма». Ленинградские кинематографисты, в эвакуации работавшие в составе ЦОКС и других восточных студий страны, ни на минуту не переставали чувствовать себя ленфильмовцами.
 В.Кузнецова
 
 
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ДИРЕКТОРЕ КИНОСТУДИИ «ЛЕНФИЛЬМ»
С УЧАСТИЕМ ЧЛЕНОВ ПАРТБЮРО О ВРЕМЕННОМ ПЕРЕВОДЕ СТУДИИ В г. АЛМА-АТУ
 
27 августа 1941 года
 
Присутствуют: Эрмлер, Трауберг, Козинцев, Блейман, Иванов, Муров[40], Левитин, Качерович, Анцелович[41], Черняк[42], Провоторов[43], Зиссерман, Болотин[44].
Постановили:
1. Дирекция, члены партбюро и худсовета констатируют, что вывоз в
г. Алма-Ату в соответствии с решением Правительственной комиссии и директивой председателя Комитета по делам кинематографии при СНК СССР всего ценного оборудования и сотрудников студии обеспечивает развертывание там работы и налаживание производства студии.
2. Ввиду того, что вывоз оборудования и сотрудников студии задерживается, в то время как все оборудование студии демонтировано, упаковано, вывезено на ж.д. станцию и частично уже погружено в вагон, просить председателя Комитета т. Большакова лично принять меры и помочь ускорению получения вагонов.
3. Просить председателя Комитета т. Большакова через Секретариат ВЦСПС получить указание о предоставлении «Ленфильму» в г. Алма-Ате помещения Дворца культуры, театра и т.п. для развертывания производства.
4. Для личного доклада председателю Комитета т. Большакову о ходе выполнения решения Правительственной комиссии и председателя Комитета, а также о положении в связи с задержкой вывоза оборудования и сотрудников, командировать ‹…› в г. Москву художественного руководителя студии т. Эрмлера.
Поручить т. Эрмлеру одновременно получить от председателя Комитета установки о тематике и плане работы в г. Алма-Ате.
 
Председатель совета:                                            Глотов
Секретарь партбюро:                             А.Иванов
 
Ф. 166, оп. 1, д. 352, л. 4.
Подлинник
 
 
8 сентября фашистские войска группы «Север» перерезали пути, связывающие Ленинград со страной, и блокировали город с суши. Кольцо блокады замкнулось.
Осенью 1941 года М.Блейман начал писать сценарий нового фильма. Он назвал его «Ленинградская осень». Автор писал о том, что ежедневно видел перед собой, что сам чувствовал и переживал—о повседневном будничном героизме ленинградцев в первые месяцы войны. 18 октября директор «Ленфильма» издал приказ—приступить к постановке полнометражной кинокартины «Героическая оборона Ленинграда».
В приказе по студии лирическое название фильма было заменено друим—более строгим и официальным. Прокатное название—«Непобедимые». Режиссеры С.Герасимов и М.Калатозов намеревались поставить фильм, в котором главное было бы не в сюжете, а в характерах и атмосфере событий. Сам факт постановки полнометражного художественного фильма в блокированном врагами городе имел огромное агитационное значение. Работа над фильмом и в самом деле велась до тех пор, пока это позволяли условия блокады. Продолжать работу над фильмом в Ленинграде вскоре стало невозможным. Работа над картиной была перенесена в Ташкент. Однако вступило в силу противоречие между жесткими требованиями войны и магистральной линией мастеров «Ленфильма», обычно чуждых умозрительности и преданных конкретному жизненному материалу, от которого в условиях эвакуации они оказались оторванными.
М.Ромм на проходившем в 1942 году совещании писателей-драматургов и режиссеров говорил, что оторванные от событий войны сценаристы «стали восполнять отсутствие знаний о войне фантазированием, выдумыванием острых коллизий» [цит. по: Х а н ю т и н  Ю. Предупреждение из прошлого. М., 1968, с. 50]. Но ленинградцы не могли, просто не умели работать, подменяя знание предмета полетом фантазии и остротой фабульных построений. Когда они пытались работать так, у них получалось хуже, чем у других. Отмеченное противоречие отрицательным образом сказалось как на «Непобедимых», так и на ряде других фильмов, поставленных ленинградскими кинорежиссерами в годы войны.
События на фронте, блокада Ленинграда заставили создателей фильма «Непобедимые» пересмотреть первоначальный замысел. Они почувствовали, что верности характеров, документальной точности атмосферы—всего этого недостаточно для политически активного, сильнодействующего произведения, которого требовала от искусства война. Нужна была плакатная заостренность, фиксированная эмоциональность кинозрелища. Чтобы придать фильму требуемые качества, авторы не пошли по линии обобщения и концентрации собранного материала, они предпочли дополнить его эпизодами, поставленными в требуемом стилевом ключе. Но многие из этих кусков оказались чужеродными, разрушающими и без того рыхлую драматургическую структуру.
Следует указать и еще на одно обстоятельство, обеспечившее картине Герасимова и Калатозова «Непобедимые» лишь полууспех. Фильм вышел на экраны, когда ленинградская блокада была уже прорвана. Зрители хотели видеть фильм о стойкости и мужестве ленинградцев в самые суровые зимние месяцы блокады, а «Непобедимые» все-таки остались «Ленинградской осенью». «В “Непобедимых”,—рассказывал Б.Бабочкин,—специально оговаривалось, что фильм повествует о первых месяцах блокады, а зрители воспринимали нашу картину как фильм о блокаде вообще. И, конечно, при таких обстоятельствах показанная в фильме жизнь ленинградцев выглядела облегченной, приукрашенной, даже фальшивой».
Фильм «Непобедимые» оказался ближе более спокойному и аналитичному восприятию наших современников. Тогда критики заметили, что именно этим фильмом открывались многие темы, активно разрабатывавшиеся в послевоенных фильмах о войне, хотя бы тема, заявленная образом героя Бабочкина—Родионова: война наносит трудноизлечимые травмы не только телам, но и душам людей.
 В. Кузнецова
 
ПРИКАЗ ПО КОМИТЕТУ ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ
ПРИ СНК СССР № 490*
 
г. Москва 5 октября 1941 года
 
Об организации Алма-Атинской киностудии художественных фильмов.
 
На основании распоряжения СНК СССР от 7 сентября 1941 года № 8862 организовать в городе Алма-Ата киностудию по производству художественных фильмов.
Утвердить представленное Управлением по производству художественных фильмов временное штатное расписание Алма-Атинской киностудии художественных фильмов.
На базе помещений, предоставленных Алма-Атинской киностудией художественных фильмов постановлением СНК Казахской ССР от 12 сентября 1941 года № 762, временно разместить киностудию «Ленфильм» а также съемочные группы других киностудий, направленных Комитетом по делам кинематографии на работу в город Алма-Ата, впредь до полного развертывания производства киностудии «Ленфильм».
Возложить на художественного руководителя киностудии «Ленфильм» художественное руководство Алма-Атинской киностудией.
Директору киностудии «Ленфильм» обеспечить на своей технической базе производство кинокартин Алма-Атинской киностудии.
Управлению капитального строительства Комитета и финансовому отделу Комитета выделить немедленно в распоряжение директора киностудии «Ленфильм» 500.000 рублей на IV квартал 1941 года для финансирования расходов, связанных с приспособлением к производственным нуждам помещений, предоставленных для киностудии СНК Казахской ССР, а также расходов, связанных с передачей кинотеатра «Алатау».
Временно исполняющему обязанности директора киностудии «Ленфильм» в городе Алма-Ата тов. Шостаку М.С.** и исполняющему обязанности директора Алма-Атинской киностудии тов. Толыбекову*** немедленно приступить к производству всех строительных и монтажных работ с целью быстрейшего приспособления предоставленных СНК Казахской ССР помещений под киностудию.
Начальнику Управления по производству художественных фильмов тов. Ромму и начальнику юридического отдела Комитета по делам кинематографии тов. Мееровскому в 3-х дневный срок представить мне на утверждение устав Алма-Атинской киностудии художественных фильмов.
Начальнику Управления по производству художественных фильмов тов. Ромму в 3-х дневный срок установить производственную программу для Алма-Атинской киностудии художественных фильмов на IV квартал 1941 года, с соответствующим финансовым обеспечением.
 
Председатель Комитета по делам Кинематографии при СНК СССР
                                                                        (Большаков)
 
Ф. 4437, оп. 16, ед. хр. 1139, л. 110.
 
*Этот приказ, не вошедший в состав материалов, отобранных в середине 1970-х для публикации в пятом
томе «Из истории Ленфильма», мы поместили в этот блок ввиду его принципиальной важности для темы сборника.
* Шостак Михаил Соломонович (1902–1969)—директор картин, организатор производства.
** Толыбеков (Толубеков)—кандидат педагогических наук, сотрудник Алма-Атинского пединститута, зам. директора ЦОКСа.Печатается по заверенному стеклографическому оттиску.
 
<…>
 
31. Первой реакцией ленфильмовцев на войну был выпуск короткометражных фильмов «Подруги, на фронт!» (вып. 14 июля 1941 г.) и «Чапаев с нами» (вып. 31 июля 1941 г.), в которых действовали герои полюбившихся зрителям ленфильмовских «Фронтовых подруг» (1941, реж. В.Эйсымонт) и «Чапаева».
32. Боевой киносборник (БКС) № 1 «Победа за нами» («Мосфильм», «Ленфильм», «Союздетфильм», вып. 2 авг. 1941 г.); БКС № 2 «Победа за нами» («Ленфильм», вып. 11 авг. 1941 г.).
33. Г.Козинцев и Л.Трауберг—сценаристы киноновеллы «Встреча с Максимом» (БКС № 1). Г.Козинцев (совм. с Л.Арнштамом)—режиссер киноновеллы «Случай на телеграфе» (БКС № 2). В августе 1941 г. Г.Козинцев работал над сценарием и снял ряд эпизодов короткометражного фильма «Это и есть Ленинград». Фильм не был завершен.
С.Герасимов—сценарист фильма «Чапаев с нами» (совм. с Л.Арнштамом), режиссер киноновеллы «Встреча с Максимом»—завершал работу над фильмом «Маскарад» (вып. 9 сент. 1941 г.).
Г.Раппапорт в начале войны поставил киноновеллу «Сто за одного» (БКС № 2).
Л.Арнштам—сценарист (совм. с Г. Козинцевым) и режиссер киноновеллы «Случай на телеграфе».
В.Петров—режиссер фильма «Чапаев с нами».
Эйсымонт Виктор Владиславович (1904–1964)—режиссер. Поставил фильмы «Четвертый перископ» (1939), «Фронтовые подруги» (1941), «Жила-была девочка» (1943), «Крейсер “Варяг”» (1946). В начале войны поставил по собственному сценарию фильм «Подруги, на фронт!»
Ивановский Александр Викторович (1881–1968)—режиссер. Поставил фильмы «Дворец и крепость» (1923), «Иудушка Головлев» (1933), «Дубровский» (1935), «Укротительница тигров» (1955, совм. с Н.Кошеверовой) и др. В начале войны закончил съемки кинокомедии «Антон Иванович сердится» (вып. 29 авг. 1941 г.).
А.Иванов работал над фильмом «Подводная лодка Т-9», завершенным в эвакуации в 1943 г.
34. Рапопорт Владимир Абрамович (1907–1975)—оператор. Снял фильмы «Подруги» (1935, совм. с А.Шафраном), «Граница» (1935), «Звезда» (1949, совм. с С.Ивановым), «Тихий Дон» (1957–1958) и др. В начале войны совм. с С.Ивановым снял фильм «Подруги, на фронт!» и БКС № 2.
Магид Моисей Шоломович (1910–1965)—оператор. Совм. с Л.Сокольским снял фильмы «Мусоргский» (1950), «Дело Румянцева» (1955), «Перед судом истории» (1965). В начале войны снял фильм «Старая гвардия» (1941) и начал работать над фильмом «Непобедимые» (1942).
35. Левин Михаил Иосифович (1899–1983)—директор картин. После войны работал в Москве.
36. Жаков Олег Петрович (1905–1988)—актер. Снимался в фильмах «Моя родина» (1933), «Семеро смелых» (1936), «Великий гражданин» (1937–1938), «Нашествие» (1944), «У озера» (1970) и др. В это время работал над ролью Кострова в фильме «Подводная лодка Т-9» (1943).
37. Сысоев Василий Васильевич (1903–1942)—начальник осветительного цеха. Умер в блокаду.
38. Пирожинская Анна Потаповна—администратор, профсоюзный деятель.
39. Каплер Алексей Яковлевич (1904–1979)—сценарист. Автор сценария фильмов «Три товарища» (1935, совм. с Т.Златогоровой), «Ленин в Октябре» (1937), «Ленин в 1918 году» (1939, совм. с Т.Златогоровой), «Котовский» (1942) и др. В начале войны работал над фильмом «Железный ангел» (1942) и киноновеллой «Наша Москва» (БКС № 5, «Мосфильм» и Центральная студия кинохроники, 1941 г.).
Леонов Леонид Максимович (1899–1994)—писатель. Сценарист киноновеллы «Трое в воронке» (БКС № 1, 1941).
М.Блейман в 1941 начал работу над сценарием «Ленинградская осень».
В летне-осенние месяцы 1941 г. на «Ленфильме» велась работа еще над несколькими короткометражными фильмами, которые из-за осложнившейся обстановки на фронте и в городе не были завершены.
40. Муров И.М.—директор киностудии «Ленфильм» после отъезда И.Глотова.
41. Анцелович Яков Маркович (1904–1956)—директор картин. После войны работал на киностудии «Мосфильм».
42. Черняк Игорь Николаевич (1905–1948)—актер, ассистент режиссера, затем—директор картин и организатор производства.
43. Провоторов Иван Илларионович (1904–1973)—директор картин, организатор производства.
44. Болотин Леонтий Михайлович (1900–?)—редактор сценарного отдела.
<...>
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с полной версией этой публикации можно найти здесь.
 




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.