—Последний год войны. Возвращение: Из приказов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.—Проект тематического плана киностудии «Ленфильм» на 1944–1946 годы и Объяснительная записка к нему


публикатор(ы) Петр БАГРОВ Вера КУЗНЕЦОВА

ИНФОРМАЦИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО ВЫПУСКА «ПОСЛЕДНИЕ ИЗВЕСТИЯ» ПО ЛЕНИНГРАДСКОМУ РАДИО
О СЪЕМКЕ ФИЛЬМА «ВПЕРЕД, БАЛТИКА!»[53] НА КИНОСТУДИИ «ЛЕНФИЛЬМ»
 
18 февраля 1944 года
 
В Ленинград прибыла киноэкспедиция Центральной Объединенной киностудии из Алма-Аты для постановки картины «Вперед, Балтика!» В беседе с нашим корреспондентом постановщики фильма режиссеры Файнциммер[54] и Минкин[55] сообщали: «Картина будет сниматься целиком в студии “Ленфильм”. Она посвящается героической защите Ленинграда моряками Краснознаменной Балтики, их боевым операциям не только на море, но и на суше. Съемки будут происходить на месте исторических боев—в Петергофе, Стрельне, под Урицком».
 
Ф. 293, оп. 2, д.1413, л. 127.
Подлинник
 
 
 
ИЗ ПРИКАЗА КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ ПРИ СНК СССР № 92 О ВОССТАНОВЛЕНИИ КИНОСТУДИИ «ЛЕНФИЛЬМ» ПОСЛЕ КОНСЕРВАЦИИ
 
3 марта 1944 года
 
В соответствии с распоряжением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 25 января 1944 г. № 1425-р о восстановлении киностудии художественных фильмов «Ленфильм» в гор. Ленинграде приказываю:
1. Приступить к восстановлению в Ленинграде Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм», введя ее в число действующих предприятий Комитета с 1 марта 1944 года.
2. Возобновление работы киностудии «Ленфильм» в городе Ленинграде провести постепенно, путем перевода из города Алма-Аты в гор. Ленинград действующих съемочных групп вместе с оборудованием и работниками, закончив всю работу по восстановлению технической базы и возобновлению эксплуатационной деятельности киностудии «Ленфильм» в городе Ленинграде в 3-м квартале 1944 г.
4. Назначить директором киностудии «Ленфильм» тов. Глотова Ивана Андреевича, освободив его от должности директора Всесоюзного государственного института кинематографии ‹…›.
9. Директору киностудии «Ленфильм» тов. Глотову к 15 марта с.г. представить в управление капитального строительства Комитета и главк художественных фильмов сметно-финансовые расчеты на восстановительные работы по киностудии «Ленфильм» первой очереди.
10. Директору киностудии «Ленфильм» тов. Глотову к 15 мая представить Комитету для утверждения проект восстановления студии на ее полную мощность.
11. Начальнику управления капитального строительства Комитета тов. Аркадьеву предусмотреть в плане капиталовложений на второй квартал 1944 г. выделение средств на восстановительные работы киностудии «Ленфильм» ‹…›.
15. Директору киностудии «Ленфильм» тов. Глотову организовать в течение второго квартала с.г. сценарный отдел киностудии «Ленфильм», представив на утверждение Комитета план заготовки сценариев в обеспечение производства кинокартин на киностудии «Ленфильм» в 1944–1945 годах.
 
Председатель Комитета по делам
Кинематографии при СНК СССР                        Большаков И.Г.
 
Ф. 257, оп. 16, д. 1209, л.л. 15–16.
Незавер. копия
 
 
ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ КИНЕМАТОГРАФИИ ПРИ СНК СССР № 384
О СОСТАВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОВЕТА КИНОСТУДИИ «ЛЕНФИЛЬМ»
 
30 августа 1944 года
 
Утвердить художественный совет при дирекции киностудии художественных фильмов «Ленфильм» в следующем составе:
1. Васильев С.Д[56].—режиссер, худож. руководитель, лауреат Сталин[ск]. премии, заслуж. деятель искусств.
2. Васильев Г.Н.[57]—режиссер, лауреат Сталинск. премии.
3. Козинцев Г.М.—режиссер, лауреат Сталинской премии.
4. Трауберг Л.З.—режиссер, лауреат Сталинской премии.
5. Эрмлер Ф.М.—режиссер, лауреат Сталинской премии, засл. деятель искусств.
6. Горданов В.В.[58]—оператор.
7. Москвин А.Н.—оператор, заслуж. деятель искусств.
8. Суворов Н.Г.[59]—художник, заслуж. деятель искусств.
9. Мясникова В.С.[60]—актриса, заслуж. артистка республики.
10. Черкасов Н.К.—актер, народный арт. Республики, лауреат Сталин-ской премии.
11. Бродский В.А.[61]—гл. инженер студии.
12. Волк И.Ф.[62]—звукооператор.
13. Жежеленко Л.М.[63]—нач. сценарн. отдела.
14. Чирсков Б.Ф.[64]—писатель-сценарист.
15. Зон[65]—гл. режиссер актерской группы, заслуж. арт. Республики.
16. Щербачев В.В.[66]—композитор, профессор.
17. Представитель Ленингр. горкома ВКП (б).
 
Председатель комитета
 
Ф. 257, оп. 1, д. 1354, л. 3.
Незавер. копия.
 
<…>
 
Война подходила к концу. Завершался период эвакуации. 25 января 1944 года СНК СССР отдал распоряжение о восстановлении «Ленфильма». 5 марта 1944 года было решено ввести ленинградскую студию в число действующих предприятий.
Возобновление работы студии было делом нелегким. Хозяйству «Ленфильма» был причинен серьезный урон. Ощущались трудности с творческими кадрами. Некоторые прославленные ленинградские режиссеры, среди них С.Герасимов, В.Петров, М.Калатозов, Л.Арнштам, по разным причинам не вернулись в Ленинград. Еще сложнее была проблема со сценаристами—война прервала многие давние связи студии с советскими писателями. Эти связи следовало восстановить, завязать новые (любопытно отмеченное в Объяснительной записке к тематическому плану намерение студии установить творческие контакты с крупнейшими советскими учеными—с академиком Е.Тарле, профессором Б.Эйхенбаумом, И.Зильберштейном).
Большой интерес представляет темплан студии на 1945–1946 годы, написанный еще до возвращения студии в Ленинград. Он наглядно свидетельствует, что возрожденный «Ленфильм» был намерен продолжать свои лучшие довоенные традиции.
Фильмы о войне по-прежнему занимали большое место в планах студии. Правда, темплан не был свободен от идеологической конъюнктурности, в частности содержал настораживающую фразу об основных ошибках военно-исторических картин послевоенных лет: «…Картины эти должны быть более монументальны, обладать известным масштабом истории. Они должны быть не только агитаторами за войну, но в известном смысле и ее памятниками».
Очевидна также устремленность темплана студии в будущее. Совет-скому народу еще предстояло почти полтора года войны, а ленинградские кинематографисты уже планировали фильмы для мира. Конечно, в 1944 году никто не мог в точности знать, каким будет этот послевоенный мир. Закономерно развивая традиции довоенного «Ленфильма», продолжая начатые до войны темы, работники студии не всегда и не во всем сумели предвидеть ужесточение идеологической политики, нашедшее воплощение в документах 1946–1949 годов. Это и было одной из существенных причин того, что интересный и содержательный темплан «Ленфильма» оказался выполненным далеко не полностью. Некоторые заявленные темы были реализованы лишь годы спустя.
 В. Кузнецова
 
<…>
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА СТУДИИ «ЛЕНФИЛЬМ» НА 1945–1946 ГОДЫ
 
1944 год
 
Тематический план «Ленфильма» должен строиться с учетом некоторых важных обстоятельств. План составляется в тот период времени, когда студия фактически еще находится в Алма-Ате и не имеет своего круга постоянных авторов.
Находясь в период подготовки к реэвакуации и становления в Ленинграде, студия, разумеется, не имеет еще точных наметок своего производственного плана—еще не известен ни его объем, ни его масштаб.
Все это заставляет очень осторожно подходить к составлению тематического плана студии и стараться сделать его по возможности гибким, по возможности емким, таким, чтобы он обеспечивал различные варианты производства, которые могут возникнуть.
Вместе с тем план должен быть и таким, чтобы гарантировать производство студии от «однодневок», от сценариев и картин, которые существуют в прокате только одну неделю или один месяц—и забываются.
«Ленфильм» всегда создавал картины, которые оставались в искусстве.
Было бы преступно сейчас, во время войны, загружать писателей и режиссуру работой над вещами, которые могут оказаться бесполезными в тот момент, когда они будут закончены.
Поэтому план предусматривает некоторое количество сценариев, которые, не являясь абсолютно актуальными, вместе с тем могут послужить базой для производства картин не только в ближайший [год], но и в последующие годы. Таковы картины исторические, цикл биографических и т.д.
Необходимо учесть, что 1944 год является переломным годом войны, окончание которой поставит перед нашим искусством новые задачи, и многие актуальные сейчас темы с окончанием войны отпадут.
Из этого не следует, что не нужно заготовлять сценариев на темы Великой Отечественной войны.
Но из этого следует, что картины эти должны быть более монументальными, обладать известным масштабом истории. Они должны быть ‹…› в известной степени и ее [войны] памятниками.
Вместе с этим необходимо насытить план картинами о послевоенной реконструкции, о работе, которая предстоит советскому народу после войны, о работе, которая уже и сейчас проводится в областях, освобожденных от немецких бандитов (Кубань, Донбасс, Сталинград и др.).
Картины о восстановлении, о борьбе за превращение опустошенных фашистскими захватчиками местностей в цветущие районы страны—одна из первоочередных задач нашего искусства.
В плане должно быть отражено и то, что «Ленфильм» является не только большой киностудией.
«Ленфильм»—киностудия города Ленина, который выдержал беспримерную в истории войн осаду, являясь наравне со Сталинградом тем городом, о который обломали зубы наступающие германские орды.
Это обязывает «Ленфильм» быть особо внимательным к истории своего города, к роли его в войне, к отражению исторических дел ленинградцев в период войны.
Но вместе с тем план должен быть гарантирован от опасности превращения только в «ленинградский» план.
Совершенно естественно, что каждый драматург, каждый режиссер захочет ставить картину о своем родном городе, о различных явлениях его героической эпопеи.
Не нужно забывать, что «Ленфильм» является всесоюзной студией, работает для мирового экрана и что замыкание в «ленинградской» тематике было бы только вредно.
Необходимо соблюсти разумную пропорцию между «Ленинградской» тематикой, между необходимостью отразить героическую историю Ленинграда и темами, которые настоятельно ставит перед всей кинематографией наша действительность.
Все указанные обстоятельства позволяют составить не столько тематический план студии, сколько план ее сценарных заказов.
Известный процент отходов, даже в том случае, если сценарии по заказам написаны доброкачественные, бывает в плане каждой студии. В данном случае этот процент может оказаться несколько выше обычного. Но студия должна широко практиковать работу по различным звеньям своего плана для того, чтобы иметь возможность выбирать из наличного числа сценариев те, которые подлежат постановке в первую очередь, с тем, чтобы сформировать достаточный сценарный резерв, который обеспечит ей бесперебойную работу в дальнейшем. В этих целях студия должна определить как бы очередность своих сценарных заказов, ведя работу одновременно над ними, но с учетом важности того или иного звена плана.
Это диктуется также отчасти оторванностью студии от своих авторов, оторванностью, конечно, временной, но такой, которая сейчас затрудняет работу. Однако трудности этой работы ни в коем случае не должны тормозить ее осуществление.
 
Авторские кадры
До войны «Ленфильм» был тесно связан с целой группой ленинградских и московских писателей. Война и эвакуация прервали эти связи, которые в свое время обеспечивали студию кадрами ею воспитанных драматургов.
Необходимо немедленно же, не откладывая до возвращения студии на свою постоянную базу в Ленинграде, возобновить утраченные связи с ее авторами, не забывая, конечно, и того, что война выдвинула целый ряд новых писательских имен, которые студия должна будет привлечь к работе, как только для этого представится возможность.
В распоряжении студии имеются в настоящее время только те драматурги, которые работают в Алма-Ате и отчасти в Ташкенте. Это товарищи Бродский, Блейман, Воеводин, Исаев, Кананыкин, Полоцкий и Чирсков[113]. Из них в настоящее время загружены работой тоже не все. Но это постоянный кадр студии, который должен для нее работать.
Необходимо непосредственно или через сценарную студию установить связь с теми драматургами, которые сейчас находятся в Москве,—с товарищами Большинцовым, Войтеховым, Виноградской, Горбатовым, Недоброво, Рыссом, Рахмановым, Славиным, Слонимским, Соболевым, Тевелевым, Форш, Чуковским, Штейном, Щегловым[114] др.
Студия должна возобновить связь с оставшимися в Ленинграде драматургами—товарищами Вишневским, Кроном, Тихоновым и др. ленинградскими писателями, которые хотя и не работали для студии, но, несомненно, будут ей полезны и необходимы.
Наконец, в разных городах находятся такие постоянно и прочно связанные с «Ленфильмом» писатели, как Герман (Мурманск), Фиш (Карельский фронт), Левин и Меттер (Молотов), Шварц (Сталинабад)[115]. С этими писателями студия также должна немедленно восстановить деловые, прерванные войной отношения.
Студия должна также установить связь и с группой историков и литературоведов, которые помогали ей вести работу до войны.
В этом плане необходимо связаться с академиком Тарле, с профессором Зильберштейном, с профессором Эйхенбаумом и др. авторитетными исследователями.
 
Режиссерские кадры
Режиссерские кадры «Ленфильма» представляются пока в следующем виде: бр. Васильевы, Зархи и Хейфиц, Козинцев и Трауберг, Петров, Эрмлер, Раппапорт, Минкин, Тимошенко, Кошеверова и Шапиро[116]. Кроме того, намечается группа Бергункера и Дмоховского[117], в дальнейшем можно ожидать возвращения на студию некоторых режиссеров, сейчас работающих на других студиях Союза.
Положение всех этих групп различно. Некоторые находятся в процессе постановки, другие имеют сценарий, который начинают ставить, третьи ведут работу над сценариями в разных стадиях работы и, наконец, остальные имеют только темы для постановки или же вообще еще никак не ориентированы.
Можно считать, что 1944 год полностью загружен для режиссеров: бр. Васильевы («Ленинград»), Козинцев и Трауберг («Буря»), Кошеверова и Шапиро («Черевички»), Эрмлер («Полководец»), Тимошенко («У-2»), Зархи и Хейфиц («Малахов Курган»), Петров («Кутузов»).
В 1945–1946 годы всем этим режиссерам понадобится обеспечение новыми конкретными сценариями.
Всего придется обеспечить около десяти режиссерских групп, т.е. необходим заказ, по меньшей мере, 15-ти сценариев первой очереди.
Учитывая необходимый резерв и страховку, немедленной задачей студии является заказ и работа примерно над 20-ю сценариями плана.
Представленный план учитывает как творческие возможности, склонности и устремления отдельных писателей и режиссеров, так и общий характер творческой направленности «Ленфильма» в целом.
Разумеется, этот план не является окончательным. Это, повторяем, лишь план сценарных заказов. В него возможно вносить как поправки, так и уточнения и замены одной темы другой. Наконец, он подвергнется проверке реальными требованиями режиссуры и реальными предложениями авторов.
Но как план, как попытка ориентировать и нащупать производственную и тематическую деятельность «Ленфильма» этот план должен сыграть свою роль того материала, на основе которого нужно начать работать. Иначе «Ленфильм» уже в конце 1944 года натолкнется на сценарный голод и, во всяком случае, на то, что ему нечего будет планировать для реального производства 1945–1946 годов.
 
Художественный руководитель
студии режиссер                                       С.Д. Васильев
 
Ф. 57, оп. 16, д. 1212, л.л. 1–4.
Подлинник
 
<…>
53. Фильм вышел на экраны под названием «Морской батальон». Заметным явлением кинематографии он не стал, но это был первый фильм, выпущенный на экраны вернувшейся в 1944 г. из эвакуации киностудией «Ленфильм».
Сценарий А.Штейна под названием «Бастион на Балтике» был опубликован в 1943 г. (М.: Госкиноиздат).
54. Файнциммер Александр Михайлович (1906–1982)—режиссер. Поставил фильмы «Поручик Киже» (1933), «Балтийцы» (1937), «Овод» (1955), «Трактир на Пятницкой» (1978) и др.
55. Минкин Адольф Иосифович (1898–1967)—режиссер. Поставил фильмы «Лунный камень» (1935, совм. с И.Сорохтиным), «Профессор Мамлок» (1938, совм. с Г.Раппапортом), «Гость» (1939, совм. с Г.Раппапортом) и др.
56. Васильев Сергей Дмитриевич (1900–1959)—режиссер.
57. Васильев Георгий Николаевич (1899–1946)—режиссер. Г.Васильев был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1940 году одновременно с С.Васильевым, хотя в данном приказе это по неизвестной причине не указано.
58. Горданов Вячеслав Вячеславович (1902–1983)—оператор. Снял фильмы «Фриц Бауэр» (1930), «Гроза» (1933), «Петр Первый» (1-я серия, 1937, совм. с В.Яковлевым), «Маскарад» (1941) и др.
59. Суворов Николай Георгиевич (1889–1972)—художник. Оформил фильмы «Гроза» (1933), «Крестьяне» (1934), «Чужая родня» (1955), «Республика ШКИД» (1966, совм. с Е.Гуковым) и др.
60. Мясникова Варвара Сергеевна (1900–1978)—актриса. Снималась в фильмах «Парижский сапожник» (1927), «Личное дело» (1932), «Чапаев» (1934), «Волочаевские дни» (1937), «Золушка» (1947) и др.
61. Бродский Борис Львович (1906–1957)—главный инженер к/ст «Ленфильм».
62. Волк Илья Федорович (1898–1975)—звукооператор. Оформил фильмы «Одна» (1931), «Златые горы» (1931), Трилогия о Максиме (1934–1939), «Дон Кихот» (1957), «Гамлет» (1964) и др.
63. Жежеленко Леонид Михайлович (1903–1970)—сценарист и редактор киностудии «Лен фильм». Автор сценария фильмов «Песня о великане» (новелла в фильме «Батыры степей», 1942, совм. с А.Тажибаевым), «Честь товарища» (1953, совм. с Б.Изюмским), «Искатели» (1956, совм. с Д.Граниным), «Гроза над Белой» (1968, совм. с Д.Дэлем).
64. Чирсков Борис Федорович (1904–1966)—сценарист. Автор сценария фильмов «Наследный принц республики» (1934, совм. с Р.Музыкантом), «Нашествие», (1944, по пьесе Л.Леонова), «Великий перелом» (1945), трилогии «Хождение по мукам» (1957–1959, по роману А.Н.Толстого) и др.
65. Зон Борис Вульфович (1898–1966)—театральный режиссер и педагог, один из основных деятелей тюзовского движения. До войны руководил театром киноактера, организованным при «Ленфильме».
66. Щербачев Владимир Владимирович (1889–1952)—композитор. Автор музыки к фильмам «Гроза» (1933), «Петр Первый» (1937–1938), «Композитор Глинка» (1952, совм. с В.Шебалиным) и др.
<…>
113. Воеводин Всеволод Петрович (1907–1973)—прозаик, драматург. Автор сценариев фильмов «Женитьба Яна Кнукке» (1934, совм. с Е.Рыссом), «Очарованный химик» (1935–1937, совм. с П.Перелешиным), «Сто за одного» (1941, новелла в «БКС № 2», совм. с Е.Рыссом). Автор диалогов к фильмам «Моя родина» (1933, совм. с Е.Рыссом) и «Горячие денечки» (1935, совм. с Рыссом).
Кананыкин Серафим Михайлович (1904–1987)—журналист. Автор сценариев фильмов «Знаменитость» (1929), «Закон степей» (1933), «Шестьдесят дней» (1940) и ряда научно-популярных и документальных фильмов.
114. Большинцов Мануэль Владимирович (1902–1954)—сценарист, режиссер. Поставил фильмы «Приказ №…» (1926), «Тунгус с Хэнычара» (1930, по собственному сценарию) и др. Автор сценариев фильмов «Крестьяне» (1935, совм. с В.Портновым и Ф.Эрмлером), «Великий гражданин» (1937–1938, совм. с М.Блейманом и Ф.Эрмлером), «Небо Москвы» (1944, совм. с Блейманом) и др.
Виноградская Катерина Николаевна (1905–1973)—сценаристка. Автор сценариев фильмов «Обломок империи» (1929, совм. с Ф.Эрмлером), «Партийный билет» (1936), «Член правительства» (1939, при уч. А.Зархи и И.Хейфица), «Навстречу жизни» (1952) и др.
Недоброво Владимир Владимирович (1905–1951)—сценарист, киновед. Автор сценариев фильмов «По ту сторону» (1930), «Златые горы» (1931, совм. с А.Михайловским, С.Юткевичем и Л.Арнтштамом), «Лунный камень» (1935), «Жила-была девочка» (1944) и др.
Рахманов Леонид Николаевич (1908–1988)—прозаик, драматург. Автор сценариев фильмов «Депутат Балтики» (1936, совм. с Д.Дэлем, А.Зархи и И.Хейфицем), «Михайло Ломоносов» (1955), «Явление Венеры (1961).
Славин Лев Исаевич (1896–1984)—прозаик, драматург. Автор сценариев фильмов «Частная жизнь Петра Виноградова» (1934), «Сын Монголии» (1936, совм. с Б.Лапиным и З.Хацревиным), «Возвращение Максима» (1937, совм. с Г.Козинцевым и Л.Траубергом) и др.
Тевелев Матвей Григорьевич (1908–1962)—прозаик, драматург. Автор сценариев фильмов «Аринка» (1939, совм. с С.Полоцким), «Переход» (1940, совм. с С.Полоцким), «Варежки» (1942, совм. с С.Полоцким), «Возвращение» (1960) и др.
Щеглов Дмитрий Алексеевич (1898–1963)—драматург, театровед. Автор сценариев фильмов «Пурга» (1927), «Норд-Ост» (1928).
115. Фиш Геннадий Семенович (1903–1971)—писатель. Автор сценариев фильмов «За Советскую Родину» (1937, совм. с Р. и Ю.Музыкантами), «Девушка с характером» (1939, совм. с И.Склютом), «Приказ выполнен» (1941, новелла в «БКС № 4», совм. с К.Исаевым).
Левин Лев Давыдович (1910–1958)—драматург. Автор сценария научно-популярного фильма «Белое золото» (1951, совм. с П.Петровым-Бытовым).
Меттер Израиль Моисеевич (1909–1996)—прозаик, драматург. Автор сценария фильмов «Рядом с нами» (1957, совм. с Е.Катерли), «Это случилось в милиции» (1963), «Ко мне, Мухтар!» (1964).
116. Зархи Александр Григорьевич (1908–1997)—режиссер. Хейфиц Иосиф Ефимович (1905–1995)—режиссер.
Шапиро Михаил Григорьевич (1908–1971)—режиссер. Поставил фильмы «Шестьдесят дней» (1940), «Золушка» (1947, совм. с Н.Кошеверовой), «Каин XVIII» (1963, совм. с Н.Кошеверовой), «Катерина Измайлова» (1967) и др.
117. Бергункер Адольф Самойлович (1906–1989)—режиссер. Поставил фильмы «Рядом с нами» (1957), «Отцы и дети» (1958, совм. с Н.Рашевской), «Девочка, хочешь сниматься в кино?» (1977) и др.
Дмоховский Борис Михайлович (1899–1967)—актер и режиссер театра и кино. Поставил фильмы «Зигмунд Колосовский» (1945, совм. с С.Навроцким, сыграл заглавную роль) и «Таланты и поклонники» (1956, совм. с А.Апсолоном). Снимался в фильмах «Золотой клюв» (1929), «В дальнем плавании» (1945), «Цветок на камне» (1962) и др. Совместно Бергункер и Дмоховский в кино не работали.
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с полной версией этой публикации можно найти здесь.




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.