Александр ДЕРЯБИН
Ранние отечественные цветные фильмы. 1931–1945. Фильмография



Под «ранним отечественным цветным кино» мы имеем в виду фильмы, снятые по методам «двухцветки», «трехцветки», гидротипии и т.п. (до появления трехслойной цветной пленки) в период с 1931-го по 1945 год. Ранние цветные фильмы до сих пор не получили ни внятного осмысления, ни даже статистического описания. А их вышло немало—не менее семидесяти. Уже в 1931 году было сделано 4 (!) цветных фильма. Помимо общеизвестного «Праздника труда», это «Экспериментальный ролик цветных съёмок методом «Спектроколор», «МТС» (частично цветной, снятый аж в Узбекистане!) и «Блоха». В самом «урожайном» 1938 году киностудии страны выпустили 19 фильмов!
Таким образом, даже простые статистические выкладки показывают, что раннее цветное кино—это явление, с которым следует считаться и которое следует внимательно изучать. К сожалению, часть ранних цветных фильмов не сохранилась, а полноценные позитивы многих из них уже невозможно напечатать из-за сложной и/или дорогостоящей технологии печати. Но это, разумеется, не отменяет необходимости изучения таких технологий и составления полной и точной фильмографии. Пока что мы готовы предложить только фильмографию и краткую хронологическую справку.
Первые советские разработки в области цветного кино относятся примерно к 1929 году. 1 марта 1931 года, как сообщает В.Е.Вишневский, в этом направлении начал работу НИКФИ. 25 апреля 1931 года приступила к работе по цветному кино экспериментальная группа (Г.А.Кабалов и др.) на киностудии «Межрабпомфильм». 18 октября 1931 года в НИКФИ был разработан под руководством Н.Н.Агокаса, Ф.Ф.Проворова и П.М.Мершина метод двухцветной съёмки фильмов.
В 1931 году по аддитивному двухцветному методу Н.Д.Анощенко «Спектроколор» были сняты два первых советских цветных фильма: «Праздник труда» и «Экспериментальный ролик цветных съёмок методом «Спектроколор». Оба они имели все недостатки зарубежного «Кинемаколора», почти аналогичного методу Анощенко: плохую резкость при проекции и коробление плёнки. Однако изобретение Анощенко вызвало за рубежом большой интерес: после передачи сообщения телеграфным агенством ТАСС получил 5 телеграфных запросов о высылке дополнительных сведений («Кино» (М.), 1931, № 43, 1 августа, с. 4). 
Казалось бы, государство должно было поддерживать деятельность советских пионеров в области цветного кино—в частности, Н.Д.Анощенко. Однако им «предлагали» немыслимые, оскорбительные условия работы. И многие «цветники» на протяжении нескольких лет работали кустарно, тая и засекречивая друг от друга свои разработки (см., например: «Кино», 1931, № 45, 13 августа, с. 2; К.В.  Цветное кино—спектроколор.—«Кино», 1931, № 55, 6 октября, с. 4; Л у ч а н с к и й  М.  Люди советского цветного кино. М., 1939).
31 августа 1932 года было начато оборудование лаборатории по цветному кино на киностудии «Межрабпомфильм». 24 ноября 1932 года в Ленинграде, на открытии первой всесоюзной конференции по научной фотографии, были впервые показаны цветные киносъёмки лаборатории цветного кино НИКФИ. 1 января 1933 года состоялся просмотр экспериментального фильма «Симфония мира»—звуковой цветной мультипликации по методу рисованного звука Е.А.Шолпо. Так же, как и «Симфония мира», были сняты по двухцветному методу «Карнавал цветов» и игровой фильм «Груня Корнакова» («Соловей-Соловушко»), отличавшиеся максимально возможным для этого метода совершенством. Отрывки из «Груни Корнаковой» были показаны, в числе прочих фильмов, датскому писателю М.Андерсену-Нексе, посетившему киностудию «Межрабпомфильм» 15 сентября 1935 года.
Отметим, что 9 октября 1933 года на той же киностудии была закончена работа над игровым фильмом Л.В.Кулешова «Великий утешитель» (ВЭ 17.XI.1933 г.). Для этого фильма оператор Г.А.Кабалов снял цветной эпизод, который не сохранился. А 1 ноября 1934 года состоялась первая (и неудачная) цветная съёмка на «Мосфильме»—для фильма «Счастье» А.И.Медведкина.
Все вышеперечисленные фильмы и фрагменты снимались по методу «двухцветки», или, как его ещё называют, двухцветному субтрактивному виражному методу. На киностудиях «Межрабпомфильм» и «Союзкинохроника» эту технологию разрабатывал Ф.Ф.Проворов, на «Мосфильме»—Н.Н.Агокас, А.Н.Иорданский, на Киевской студии—Д.М.Золотницкий. Несмотря на схожесть разработок этих исследователей, следует предельно внимательно анализировать разные фильмы, сделанные по методу «двухцветки», т.к. каждая лента может быть единственным сохранившимся образцом той или иной авторской технологии.
К 1938 году П.М.Мершин разработал трёхцветный субтрактивный способ по методу гидротипии (печать с матриц, окрашенных водорастворимыми красителями). Способ позволял легко получить нужное количество копий, отличавшихся высокой сохраняемостью цвета. Сложность заключалась в проведении самой съёмки. С помощью этого способа были сняты в 1938 году фильмы «Физкультурный парад» и «Цветущая молодость» и все цветные неигровые ленты с 1939 по 1943 годы. По нему также снималось несколько мультфильмов и игровая картина И.А.Савченко «Иван Никулин—русский матрос» (1945).
Параллельно на «Ленфильме» (при участии Государственного оптического института) К.С.Ляликовым, И.А.Чёрным, Л.П.Крыловым был разработан другой способ трёхцветной гидротипной печати. По этому способу было снято несколько мультфильмов и экспериментальная короткометражка «Танцевальная сюита» (оператор В.В.Горданов).
27 ноября 1940 года в московском Доме кино состоялся вечер цветного кино. 17 июня 1941 года вышел приказ Комитета по делам кинематографии об организации цеха массовой печати цветных фильмов при цветной лаборатории «Мосфильма» и о создании цеха по обработке трёхцветных фильмов на Киевской студии художественных фильмов.
Работы по созданию многоцветной (трехслойной) цветной плёнки велись в СССР с 1930-х годов и были практически завершены в 1942–43 годах. Впрочем, снимать на советской многоцветной пленке стали не сразу: поначалу использовалась «трофейная» «АГФА».
 
Теперь о самой фильмографии. При ее составлении мы использовали аннотированный каталог «Советские художественные фильмы» (тт. 1–2), «Репертуарные указатели» разных лет, картотеки РГАКФД, Госфильмофонда, Кабинета советского кино ВГИКа, а также литературу, указанную ниже, и другие источники. Особую ценность представляет список цветных мультфильмов, снятых на киностудии «Союзмультфильм» до 1948 года включительно, любезно предоставленный нам историком анимации Г.Н.Бородиным (РГАЛИ, ф. 2469, оп. 1, ед. хр. 17). Следует отметить, что разные источники порой сильно противоречат друг другу, но в фильмографию были включены все фильмы, упомянутые как цветные хотя бы однажды (даже если большинством основных источников это не подтверждается). Мы включили в общий перечень также незаконченные фильмы, о которых часто забывают упомянуть историки кино. И наконец, в приложении даны первые фильмы, снятые уже на многослойной (современной) цветной пленке.
С самого начала работы в нашу задачу не входило составление списка цветных фильмов, снятых до 1917 года. Минимальную необходимую информацию о них можно почерпнуть из источников, указанных ниже.
 
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.