Александр КУРС
Быстрее, Америка. Сценарий


публикатор(ы) Аркадий БЕРНШТЕЙН

Жизни и творчеству талантливого кинодраматурга и журналиста Александра Львовича КУРСА, активно работавшего в 20–30-е годы и репрессированного в 1937-м, был посвящен обстоятельный биографический очерк, опубликованный в предыдущем номере «Киноведческих записок». А еще раньше, в 52-м («анимационном») номере, был напечатан его сценарий «Сказка о царе Дурандае», осуществленный в 1934 году на «Межрабпомфильме» режиссерами-мультипликаторами И.Ивановым-Вано, В. и З.Брумберг. Однако в архиве Курса, как мы уже говорили, хранится и несколько неосуществленных киносценариев. Один из них мы предлагаем вашему вниманию.
 
Сценарий художественного фильма «Быстрее, Америка», написан Александром Курсом в конце 20-х–начале 30-х годов, с одной стороны—с сочувствием к трудовой Америке, этой «сильной и прекрасной земле» с миллионами американских цветов», с другой стороны—с критическим отношением к капитализму. Однако в нем нет ни вульгарных приемов агтипропа, ни скучной дидактики политизированного повествования. Здесь больше печального юмора, горькой сатиры, нежели открытой плакатно-классовой ненависти к некоторым сторонам американской жизни 20-х годов прошлого века. Конвейер на свалке, где работают эмигранты,—вот, по мнению автора, изнанка хваленой «американской демократии». В молодости А.Курс был эмигрантом в Лондоне и хорошо знал, что такое безработица, жизнь на случайные заработки…  Эта автобиографическая линия, несомненно, присутствует в сценарии. Некоторые же типы «кинодеятелей из Голливуда», собравшихся в поезде, напоминают ему «зоологический сад». Сценарист даже вводит оригинальный глагол: «голливудить»—что означает пьянствовать, куролесить, вести себя непристойно.
Прекрасно владеющий литературной техникой и кинематографическим языком, А.Курс находит напряженный драматический узел; действие его сценария развивается весьма динамично и превращается в развернутую метафору. Возникает образ экстренного поезда, набирающего все большую и большую скорость, мчащегося в никуда, навстречу своей гибели, и кочегар Майкл кричит: «Быстрее, моя Америка!». Тут невольно рождаются мысли о путях и темпе развития страны, об американских претензиях руководить миром, навязывать людям свои киномифы… И будто слышится гул современных событий.  Лента по этому сценарию, будь она тогда же поставлена, могла бы стать предвестием фильмов-катастроф, своеобразных предупреждений о том, что мир, как говорит А.Курс, «может взорваться в пламени», а «жизнь взорвется, как бомба».
Написанное на рубеже эпох немого и звукового кино, это произведение незаурядного сценариста рассчитывало на сильного и талантливого кинорежиссера. Но, к сожалению, осталось лишь на бумаге.
 
 
 Аркадий Бернштейн
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.