Вера ЮРЕНЕВА
«Неужели действительно так было?» (Публикация, предисловие и комментарии Александры Баталиной).



Во второй половине 1930-х годов кафедра истории кино ВГИКа проводила исследования, посвященные дореволюционному кинематографу. В основном этим занимался Вениамин Евгеньевич Вишневский, который в 1945 году выпустил и по сей день лучший справочник по этому периоду—«Художественные фильмы дореволюционной России». Эту работу решили продолжить, и в 1946 году В.Е. Вишневский разослал многим известным деятелям дореволюционной кинематографии предложение—написать воспоминания о своей работе в кино. Многие откликнулись и прислали очень любопытные материалы, которые были частично опубликованы, а частично отложились в архиве В.Е. Вишневского, который хранится в Музее кино (ф. 3). Одни из самых интересных мемуаров прислала известная актриса театра и кино Вера Леонидовна Юренева (1876–1962).

Вера Леонидовна  Шадурская (по первому мужу Юренева) в 1902 году закончила драматические курсы при Александринском театре у великого русского актера В.Н. Давыдова, сезон играла в этом театре, а затем уехала в провинцию, играла в Киеве, Одессе и других городах. «Только в провинции любили театр по-настоящему. Преувеличено, трогательно, почти самоотверженно, и, до настоящего, восторженного одурения.

… И первая меж всех—никакая Сара Бернар не могла ее заменить и с ней сравниться—Вера Леонидовна Юренева.

Особенно в эпоху увлечения Пшибышевским, Шницлером и канувшим в вечность Жулавским, которые, не стесняясь нетрудными изысками, переводил для русского театра провинциальный и восхищенный А.С.Вознесенский»1.

Именно в провинции Вера Леонидовна сыграла Бронку в пьесе Пшибышевского «Снег», которая принесла ей известность. Эту пьесу перевел для нее второй муж А.С. Вознесенский (Бродский), с которым в 1911 году они приезжают в Москву. В столицах Юренева играет в театрах Незлобина, Корша, Ленинградском театре драмы, МХАТе Втором и других, создавая на сцене замечательные образы Маргариты в «Фаусте» (театр Незлобина, режиссер Ф.Ф.Комиссаржевский), Виоланты в «Испанском священнике» Флетчера, а также Лауренсии в «Фуэнте овехуна» («Овечьем источнике») Лопе де Вега (режиссер К.А.Марджанов; Киев, 1919). А.С.Вознесенский продолжает переводить и писать для Веры Леонидовны, именно он автор одной из самых интересных пьес—«Слезы».

 «В это время некоторую сенсацию на театральных подмостках вызвала моя «драма без слов», поставленная К.А. Марджановым под музыку изумительного Ильи Саца. Называлась она «Слезы». Стильные декорации В.А.Симова и яркое исполнение В.Л.Юреневой основной роли в пьесе (в девяти картинах ее отображались «слезы» как вехи жизненного пути женщины) увеличивали интерес к этой постановке, и К.А.Марджанов с успехом совершил с нею поездку по городам России»2.

Юренева выпустила несколько книг: «Женщины театра» (П., 1923), «Актрисы» (П., 1925), «Записки актрисы» (М.–Л., 1946). В последней книге, рассказывая о своем творчестве, она была вынуждена почти не упоминать Вознесенского, а там, где это сделать было невозможно, обозначать его как В.: «Журналист В. принес мне чудо—пьесу Пшибышевского «Снег». Пьеса напечатана по-польски, но В. рассказал ее содержание. Он будет переводить ее для меня, для моего бенефиса. Неужели я буду играть ее? Просто не верится в такую удачу»3. Это вынужденное умолчание связано с тем, что Вознесенский был репрессирован, выслан в Казахстан, где и умер в 1939 году.

В кинематограф Юренева пришла в 1913 году, снималась в основном на студии Ханжонкова, сыграла достаточно много ярких, запоминающихся ролей, стала одной из «кинозвезд», но после революции в кино больше не играла, хотя по признанию современников была одной из самых интересных киноактрис, одной из немногих, кто мог одинаково замечательно играть и в кино, и на сцене. Уже в 1913 году «Театральная газета» писала «Я не преувеличу, если скажу, что пока из русских актрис, прошедших по экрану, Юренева самая интересная»4.

На экране Юренева представила образ «женщины завтрашнего дня»—умной, энергичной, активно работающей, способной выстоять перед ударами судьбы, оставаясь при этом чуткой к окружающим и способной любить. Судя по всему, этот образ был близок Вере Леонидовне.

В «Записках актрисы» подробно рассказано о работе для сцены, что касается ее кинематографической карьеры, то о ней не было сказано ни слова. Нам представляется счастливая возможность познакомить читателей с воспоминаниями актрисы о своих ролях в кино.

Нами опущены первые полторы страницы, не связанные с темой, затрагиваемой в мемуарном очерке. Текст приведен в соответствие с нормами современной орфографии и пунктуации, очевидные сокращения расшифрованы. Рукопись хранится в Музее кино (ф. 3, оп. 1, ед. хр. 42).

 

1. Д о н  А м и н а д о. Поезд на третьем пути. М., 2000.

2. В о з н е с е н с к и й  А.С. Кинодетство (глава из «Книги ночей»)—«Искусство кино», 1985, № 11, с. 75–93.

3. Ю р е н е в а  В.Л. Записки актрисы, М.–Л., 1946, с. 67.

4. Цит. по: Великий кинемо. Каталог сохранившихся игровых фильмов России 1908-1919. М., 2002, с. 164.

 

<…>

 

Публикация, предисловие и комментарии

Александры Баталиной





Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.