«Итак, сегодня мы займемся историей советского кино». Лекция М. И. Ромма на курсах кинорежиссеров «Мосфильма», 1957 г.


публикатор(ы) Владимир ЗАБРОДИН

Поводом для изменения программы лекций по режиссуре послужил первый том «Очерков истории советского кино», подготовленный в Институте истории искусств Академии наук СССР. Он охватывал период 1917-1934 гг. Это, как принято в нашей стране до сих пор, коллективная работа: авторы тома — Л. П. Погожева, С. И. Фрейлих, С. С. Гинзбург, Н. А. Лебедев, С. В. Дробашенко. Очерк второй — «Советское киноискусство на подъеме (1921-1926)» — написал Р. Н. Юренев, на которого М. И. Ромм ссылается во вступительной части лекции. С ним режиссер в основном и полемизирует, хотя и с другими авторами тоже кое в чем не соглашается.
Создатель дилогии о Ленине, излагая свою версию истории советского кино, выступает в двух ролях: в качестве участника кинопроцесса и в качестве историка.
Сначала о первой из них. Михаил Ильич пришел в кино как сценарист в конце 20-х годов. Самая значительная его работа как кинодраматурга — участие в создании фильма «Конвейер смерти»» И. Пырьева. В начале 30-х он работал как ассистент режиссера на фильме А. Мачерета «Дела и люди». И после этого получил самостоятельную постановку. Сняв «Пышку», дебютант сразу же был замечен кинематографистами. 30-е годы — это годы быстрого взлета режиссера М. И. Ромма, а после фильмов о Ленине он «входит в обойму» ведущих деятелей искусства страны.
Логично, что лучше всего Михаил Ильич ориентируется в том, что происходило в отечественном кино именно в 30-е годы. Проблематика 20-х годов знакома ему скорее как зрителю, поэтому о многом он рассказывает по слухам, а не как свидетель.
Понятно, что и сложившиеся в 30-е годы каноны кинозрелища становятся для М. И. Ромма определяющими для оценки других периодов советского кино. Если воспользоваться современными терминами, то он сторонник гражданского «мейнстрима». Отсюда его упреки и левым, «авангардистским» тенденциям: критическая оценка эйзенштейновских фильмов «Октябрь» и «Старое и новое», — но одновременно и осуждение всякого рода уклона вправо: к примеру, оценка «Третьей Мещанской» как «пошлой мещанской картины».
Отдельного пояснения заслуживает казус Протазанова. Дело в том, что после войны он стал не только примером последовательного реалиста, пропагандистом наследия реалистической литературы и театра, и ортодоксы реализма его творчеством побивали так называемых формалистов, к которым причисляли всех новаторов советского кино. В контексте борьбы с космополитами Протазанов поднимался на щит и как русский режиссер в пику всякого рода инородцам. Это болезненно воспринималось значительной частью работников советской кинематографии; следы такой реакции заметны и в лекции Михаила Ильича.
Что касается Ромма-историка, то не может не удивлять его последовательный консерватизм. Даже робкая попытка официальных историков дать более объективную, чем раньше, картину становления и многообразия советского киноискусства вызывает у него сразу же желание выделить одну основную — «революционную» — линию развития и как-то отодвинуть в сторону и даже дискредитировать другие — см., например, его оценку комедии или творчества Барнета.
1957 год — переломный в биографии М.И.Ромма. После фильма «Убийство на улице Данте» он как режиссер решил отказаться от старой эстетики и сознательно ограничил себя преподаванием до тех пор, пока не обнаружил в себе способностей к обновлению. Лекция об истории советского кино прочитана им в самом начале этого мучительного процесса отказа от себя прежнего в попытке обрести себя нового.
 
В Музее кино хранятся машинописи лекций М. И. Ромма на режиссерских курсах «Мосфильма». Текст лекции публикуется по машинописи (ф. 72, оп. 2, ед. хр. 20/4, № 12). Правка сведена к минимуму: упорядочена прямая речь, сокращены в отдельных случаях повторяющиеся слова и т.д.
В комментариях указываются точные названия произведений, неверно (по памяти) названных М. И. Роммом, в отдельных случаях дается литература по вопросу, который лектор излагает, опираясь не на факты, а на легенды.
 
 
Информацию о возможности приобретения номера журнала с этой публикацией можно найти здесь.




Новости
Текущий номер
Архив
Поиск
Авторы
О нас
Эйзенштейн-центр
От издателя
Ссылки
Контакты


 « 




















































































































































































































































 » 


Использование материалов в любых целях и форме без письменного разрешения редакции
является незаконным.